Лента новостей
Статья13 октября 2011, 15:45

Троллейбус по расписанию

Какой русский не любит быстрой езды? Похоже, на этот патриотичный вопрос классика у нас есть вполне конкретный ответ — это водители тамбовского общественного транспорта! Горожане уже давно привыкли к тому , что автобусы и троллейбусы у нас ездят по городу не просто не спеша, а вообще ползут, как черепахи. Пассажиры недовольны водителями, водители недовольны дорогами и пробками на дорогах, которые, как ни странно, сами и создают. Дабы решить все эти проблемы, власти решились на коренную реконструкцию системы общественного транспорта, плоды которой мы вот-вот ощутим в реальности. Так что же она несет городу и насколько все это пойдет ему во благо?

Автобусов много не бывает!

Главных новости здесь две. Одна хорошая, другая плохая. Плата за проезд в городском транспорте увеличена пока не будет — это хорошая. А вот количество маршрутов этого транспорта, проходящих по главной улице Тамбова - Советской, будет уменьшено, потому что часть маршрутов планируется перенести на возрожденно-обновленную улицу Карла Маркса, когда по ней откроется движение, о чем не раз говорилось на совещаниях с представителями транспортных служб. И это вряд ли обрадует пассажиров.
Похоже, на нынешний момент некоторым чиновникам показалось, что автобусов в Тамбове курсирует… слишком много. И, стало быть, потому они скапливаются на остановках, в частности, на улице Советской. А значит Советскую надо от "излишнего" общественного транспорта разгрузить, пустив часть маршрутов другим путем. Другая небесспорная идея — постепенно отказаться от сквозных маршрутов, идущих из пригородов через Тамбов, и разделить их на "подвозящие" и "основные".


Трудно сказать, какие исследования привели к таким выводам. А между прочим, исследования пассажиропотоков и движения общественного транспорта, оказывается, в нашем городе ведутся. И уже давно, причем на это требуются немалые финансовые затраты. Однако без всяких дорогостоящих исследований и подсчетов любой пассажир, регулярно пользующийся общественным транспортом, однозначно скажет, что автобусов и троллейбусов много не бывает и быть не может. Для него их чем больше на маршрутах, тем лучше. И никому, даже убежденному коммунисту, не хочется возвращаться в советское прошлое, когда народ мерз на остановках, а автобусы брались штурмом. Слава богу и городским властям, времена эти канули в лету.
Что же касается "дублирования" маршрутов по Советской, где многие из них сходятся, то такова специфика Тамбова. Именно на Советской сосредоточена деловая, учебная, культурная и большая часть торговой жизни областного центра. Советская — улица не просто для проезда, а для приезда туда людей из разных концов города. И потому, если убрать с нее, к примеру, 151-й или 146-й автобусные маршруты, идущие как бы из одного пригорода в другой, то неудобнее станет не только жителям Строителя и Донского, но и всем тамбовчанам.

Чего стоим,
кого ждем?

А вот проблема скопления автобусов на остановках — это действительно кричащая беда, и не только улицы Советской. Но причина ее вовсе не в большом количестве общественного транспорта на улице, а в хроническом нежелании водителей автобусов соблюдать графики движения и их стремлении подольше постоять на остановках, дабы побольше набить салон. Обычная картина: впереди дорога свободна, все пассажиры давно вышли и вошли, но автобус продолжает стоять. А водитель — дремать, опершись на руль. На возмущенные вопросы пассажиров: "Чего стоим, кого ждем?" кондуктор лишь посылает недовольных ехать на такси и ссылается на медленный график. И автобус продолжает стоять. Перекрывая дорогу другим и создавая искусственную пробку. В результате вереница таких автобусов с дремлющими водителями вытягивается, порой перекрывая поперечную улицу и пешеходный переход, что можно ежедневно наблюдать на пересечении Советской с Московской, Чичканова и на Комсомольской площади, где у водителей общественного транспорта давно сформировался неофициальный пункт отстоя.
Однако с этой привычкой постоять, как и с неспешной ездой, есть способ бороться. Но для этого нужны радикальные реформы всей транспортной системы, о чем в свое время прямо заявил глава администрации города Александр Бобров:
— Не хочу никого пугать, но выполнять требования, предъявляемые к работе общественного транспорта, должны все. Это и будет условием заключения договоров с перевозчиками.


С этой целью в Тамбове будет действовать целая система контроля. То есть все автобусы и троллейбусы будут оснащены системами спутниковой навигации ГЛОНАСС, от зоркого ока которой не удастся спрятаться никому. Все данные по движению будут фиксироваться в диспетчерских, оснащенных всем необходимым. Причем проконтролировать это смогут и сами пассажиры: на некоторых остановках города уже появились электронные табло, где можно увидеть, сколько времени осталось до подхода нужного вам автобуса или троллейбуса. Сами же остановочные павильоны будут отремонтированы, а новые станут еще краше. Может, тогда у наших вандалов пропадет соблазн портить их — просто рука не поднимется.

Всё для пассажира…

Другая особая забота — перевооружение подвижного состава. К сожалению, сейчас более 70 процентов парка находится в изношенном состоянии. Хотя срок службы сам по себе еще не является причиной жуткого состояния многих машин. Вот как вы, к примеру, думаете — должны в жаркий летний день автобусы отапливаться или нет? Не стоит удивляться вопросу — трубы отопления, расположенные по периметру салона многих автобусов, даже вполне новых, в тридцатиградусную жару часто оказываются настолько раскаленными, что об них можно обжечься! Очевидно, эта система отопления так связана с двигателем, что ее невозможно отключить летом. Тогда зачем закупать такие автобусы, и кто отвечает за их выход на линии?


А вот другой момент, касающийся опять же удобств для пассажиров. На одном из совещаний в администрации Тамбова с представителями транспортных служб говорилось, что пора бы заменить на городских маршрутах двухдверные "пригородные" автобусы на трехдверные "городские". Но при этом, если задуматься об удобствах для пассажиров, то нетрудно заметить, что мест для сидения в трехдверных автобусах раза в три меньше, чем в двухдверных. В результате даже в полупустых автобусах женщины и пенсионеры вынуждены стоять. Такая вот "мелочь"…


Однако, старый и изношенный парк надо менять. И замена старых дымящих автобусов на новые начинается уже в этом году. Ни много, ни мало — 114 машин, прослуживших верой и правдой пассажирам более 20 лет, исчезнут с городских улиц. А в последующие годы это коснется автобусов и с меньшим сроком службы. Всего же к 2015 году Тамбов должен обзавестись сотней современных троллейбусов и сотней автобусов, которые пополнят парк двух депо — старого, откуда вышел первый тамбовский троллейбус, на улице Чичканова, и возрожденного нового — на Делегатской.


Что же касается расширения маршрутов и их обоснованности, то, как заверил глава администрации города, все это должно утверждаться только с учетом мнений самих горожан. Тамбов в последние годы хоть и уменьшился по количеству населения, но зато активно рос вширь. Появились новые районы, которые необходимо связать с центром новыми маршрутами общественного транспорта. И даже несметное количество личных автомобилей, как оказалось, ничуть не уменьшает его важность. Россия не Америка, а Тамбов — даже не Москва. Однако любой житель с любой зарплатой должен иметь возможность быстро и с комфортом передвигаться по своему родному городу. Это не так уж и много. Но и совсем не мало.

Автор:Виталий ПОЛОЗОВ. Фото автора