Лента новостей
Статья8 августа 2014, 11:15

Трудами долгого пути прославим Господа

Ранним июльским утром, когда ещё солнышко не успело прогнать ночную прохладу, к Христорождественскому кафедральному собору потянулись десятки уваровцев. Они спешили не только на Божественную литургию, но и торопились стать участниками Крестного хода в честь 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского и 100-летия прославления святителя Питирима, епископа Тамбовского…

Мы отправляемся в долгий путь. К яркому синему небу поднимается фонарь - символ Божественного света, разрывающий мрак греховности, хоругви и кресты, многие паломники прижимают к груди иконы. Замолкают разговоры: Крестный ход - это не дружеская встреча, во время которой можно поболтать о том о сём, не простое мероприятие, устроенное Церковью. Если обратиться к краткому Церковно-Богослужебному словарю, то становится ясно: Крестный ход - ещё один вид литии. Лития же в переводе с греческого - коленопреклонение, усердное всенародное моление.
Мы покидаем город. У Поклонного креста на выезде из Уварова Владыку Игнатия, священнослужителей и всех паломников хлебом-солью встречает глава Нижнешибряйского сельсовета Александр Королёв, священник Евгений Неверов и прихожане, которые присоединились к молебному шествию. Далее наш путь лежит к памятнику жертвам Гражданской войны. Епископ Уваровский и Кирсановский совершает заупокойную литию по погибшим. Затем следует получасовой отдых…

На лужайке возле школы установлено несколько скамеек, но большинство уваровцев расположились прямо на зелёной травке. Кто-то достаёт прихваченные из дома булочки, бутерброды, яблоки... Воду раздают бесплатно. Среди паломников много детей, я подхожу к одной разновозрастной компании из пяти человек, интересуюсь, сколько лет ребятам. Они отвечают охотно:
- Старшей - 16, младшему - 10.
Ещё один мой вопрос заставляет мальчишек и девчонок задуматься, а потом удивлённо приподнять брови:
- Почему мы здесь? Ну… Так нужно, разве Вы не понимаете?
- А дойдёте? Путь неблизкий.
- Дойдём! Мы и в прошлом году ходили - ничего… Обувь у нас удобная, и покушать мы с собой взяли.
Теперь я ищу взглядом двух парнишек, которые успели привлечь моё внимание ещё в Уварове. В каком они классе: в четвёртом, пятом или шестом? Не знаю. Но эти два мальчика с самого начала шагали во главе колонны, поднимая к небу кресты и качая головами в ответ на предложение взрослых отдохнуть.
Наконец знакомые лица мелькнули где-то за деревьями. Мы быстро подружились. Первый представился Кириллом. Сообщил, что любит ходить в храм:
- Не каждый день, конечно. Но по выходным хожу. В церкви хорошо, я чувствую, что Бог близко. Сегодня вот Крестный ход, в таком долгом я ещё не бывал, но я справлюсь. Меня никто не заставлял, мне самому это нужно. Зачем?.. Сразу трудно ответить. Чтобы что-то сделать для Бога, наверное… Пусть трудно будет, это даже хорошо. Но я пойду до конца. Вот, вместе с другом будем идти. Да, Ромка?
Товарищ Кирилла серьёзно кивает головой:
- Да, будем идти.
Потом рассказывает о себе:
- В церковь я пришёл… в шесть месяцев. Когда меня крестили. И сейчас хожу. Я же алтарничаю. В алтаре помогаю: свечки подать, кадило почистить. Мне это очень нравится. А до Старой Ольшанки мы дойдём, не волнуйтесь.
Задаю последний вопрос:
- Что вам помогает в пути?
Ромка вскидывает на меня свои голубые глаза, строго и убеждённо отвечает:
- Бог и Вера в Него!
Кирюшка согласно кивает головой, с одобрением посматривает на товарища, улыбается.
Улыбка играет и на лице стоящей неподалёку и прислушивающейся к нашему разговору девушки. Она становится моей следующей собеседницей:
- Меня зовут Олеся, мне пятнадцать лет. Когда я была ещё совсем маленькой, то посещала службы сидя у родителей на руках. Потом мама отвела меня в Воскресную школу, там я и познакомилась с основами православия. Этим летом ездила в монастырь, была послушницей. Необыкновенное место - монастырь! Там такая благодать! Но рассказать об этом нельзя, нужно почувствовать…
- Здравствуй, здравствуй, дочка! - отвечает на моё приветствие пожилая женщина.
Улыбается так радостно, словно встретила близкую родственницу. Поправляет на голове платочек, вступая в разговор:
- Баба Шура меня звать. А ты что, меня записываешь? Для газеты? Тогда фамилию не указывай, не люблю этого. А почему я здесь сегодня, скажу. Дедушка мой в своё время священнику староольшанского храма помощником был. Вот и решила я туда сходить. Да и как же Крестным ходом не пойти? Такое важное дело. Человеку нужно ближе к Богу быть, помнить о нём. Не умею я рассказать, почему нуж но, душой знаю. А годков мне, дочка, 75…
Намного моложе бабушки Шуры Валентина (свою фамилию она тоже отказалась назвать). Ей 44 года, и она не только душой чувствует потребность участвовать в Крестном ходе, но и сравнительно грамотно обосновала свой поступок:
- Первый Крестный ход знаете когда был? Когда Господь нёс Свой Крест на Голгофу. Он шёл на смерть за нас, искупая наши грехи. А сегодня мы благодарим Бога за то, что Он для нас сделал. Трудами долгого пути прославляем Его. Несём Господа в наших сердцах.
Разговаривая с участниками Крестного хода, я не упускаю из вида священнослужителей. Им отдохнуть не удалось, вокруг каждого - мужчины, женщины, дети. Кому-то батюшки собственноручно преподносят бутылочки воды, с кем-то фотографируются, от кого-то с благодарностью принимают пирожок и тут же предлагают его "первому встречному". Не отказываются они и пошутить, и посмеяться, не скупятся на добрые слова и пожелания.
Больше всего людей столпилось рядом с Владыкой Игнатием. Одни, получив благословение, торопливо отходят в сторону. Другие вступают с ним в долгий разговор. Я присаживаюсь неподалёку, наблюдаю… Вот епископ расположился на лавочке среди паломников, вот он опускает свою ладонь на голову маленькой девочки, вот стоит среди толпы, улыбаясь в ответ на каждый обращённый к нему взгляд…

Снова в путь! Почти у каждой калитки стоят жители Нижнего Шибряя. Их окропляют святой водой, предлагают вместе со всеми пройти "хотя бы до поворота". Кто-то и идёт до поворота, но больше тех, кто желает отправиться в Старую Ольшанку. Они занимают своё место в колонне. Выходим за околицу…
Кругом поля и белые ромашки на обочине горячей от зноя дороги. Ни на минуту не прекращаются молитвенные песнопения. Священнослужители прославляют Господа, Богородицу, просят молитвенной помощи у святителя Питирима и Преподобного Сергия Радонежского. Им вторит церковный хор, слова молитв одними губами повторяют прихожане. Встречные машины останавливаются, съезжая с автотрассы. Из них выходят водители и пассажиры, осеняют себя крестным знамением, а потом долго провожают нас взглядом. Идём быстро, даже очень. За спиной уже более десятка жарких и пыльных километров. Но никто не жалуется на усталость, даже дети. Силы приходят сами собой, не чувствуются жажда и голод. Это удивительно, этого не может быть, но это неоспоримый факт. Или чудо, неподвластное человеческому разуму?

Поворот на Старую Ольшанку, ещё один "привал". Кто-то возражает: "Зачем? Скоро будем на месте!". Владыка Игнатий оглядывает растянувшуюся колонну:
- Надо дать отдых немощным и уставшим…
Мы усаживаемся на землю в ближайших посадках, а через 20 минут снова выстраиваемся колонной. Вскоре входим в распахнувшиеся двери храма Воскресения Христова…

Фото автора.
Автор:Олеся Харламова