Лента новостей
Статья19 мая 2015, 16:03

Цена заводской закалки

Мария Ананьева сама позвонила в редакцию "Нашего вестника": "Часто вспоминаю военную юность, плачу. И так хотелось бы поделиться своими воспоминаниями о прошедших годах с молодыми читателями".

На вес золота
- Мне было всего 15 лет, когда нагрянула война, - начала свой рассказ Мария Лаврентьевна. - Нас, молодых девчонок из сел области, направили на пороховой завод. Здесь срочно требовалось заменить ушедших на фронт мужчин.
Конечно, не сразу нас поставили к станку. Первое время мы проходили так называемое фабрично-заводское обучение, всеми необходимыми навыками овладели за очень короткое время. Учеба, практика, работа - всё представляло собой единый процесс. Ничего не поделаешь - война, для оборонного предприятия каждые рабочие руки были на вес золота.
Молодых девчонок на оборонном заводе в годы войны было много. Они приехали в Котовск из самых разных уголков Тамбовщины. Моя собеседница тоже из глубинки прибыла, все своё короткое детство она провела в селе Караул Инжавинского района. А коротким оно было потому, что у целого поколения война украла детство, заставила быстро повзрослеть девчонок и мальчишек, бросила их, неокрепших, неоперившихся, по сути детей, на тяжелые участки работы трудиться наравне со взрослыми.
Крестьянская основательность - в жизни помощник
Семья Марии, как у всех в селе, была большая, росло здесь четверо детей. Мать работала в колхозе, отец всю жизнь был пастухом. Несмотря на тяжелые годы, порой непосильный крестьянский труд, родители всех детей поставили на ноги, отправили в самостоятельный путь по жизни прежде всего с крепкой крестьянкой основательностью, заложенным с малых лет трудолюбием. А это уже дорогого стоит, с их помощью многого в жизни добиться можно.
Мария Лаврентьевна рассказала о судьбе своих родных. Брат Василий окончил Кирсановский сельскохозяйственный техникум, получил специальность механика. Во время срочной службы его отправили обучаться в военном училище. После чего он окончательно избрал военную стезю, впоследствии стал заместителем командира ракетно-зенитного училища в Ярославле. Сестра Анна, которая переехала к своему брату, всю жизнь отработала поваром. А брат Петр во время войны трудился в колхозе на тракторе. К сожалению, в результате несчастного случая он стал инвалидом и рано ушел из жизни.
Дорогие реликвии
Продолжая свой рассказ, Мария Лаврентьевна показывает мне документы, которые приобрели для нее особую значимость; часто просматривая их, она вспоминает свою молодость. Дорогими реликвиями являются для женщины различные грамоты, благодарственные письма, но наиболее ценны для нее удостоверение почетного ветерана завода пластмасс (ныне Тамбовский пороховой завод) и красная лента с аналогичной надписью. Они - красноречивое подтверждение ее многолетнего добросовестного труда на благо родного предприятия.
О войне всегда тяжело вспоминать, сколько бы лет ни минуло с той жестокой поры испытаний. Женщина говорила о том, как в сорок втором фашистские самолеты налетали на город и завод с нещадными бомбежками, и голос ее дрожал, как будто это происходило не семьдесят с лишним лет назад, а буквально вчера. Заметив чужие самолеты, почувствовав их приближение по гулу, раздающемуся в небе, все сразу разбегались по подъездам, чтобы не попасть под вражеские снаряды. Страшно было, ведь и в дома могли угодить бомбы, как однажды угодили они на завод. Сильный взрыв, сильный пожар, столько людей погибло! Впрочем, на заводе зачастую работали и под бомбежками, по 12 часов. На фронте ждали их снаряды.
Разные задания, помимо выпуска боевой продукции, приходилось выполнять Марии Лаврентьевне, работавшей на заводе: и кирпичи перетаскивать, и в строительстве участвовать… Безотказной была, как, впрочем, и многие другие производственники.
Во время войны во Дворце культуры, вспоминает женщина, размещались военные госпитали. Моя собеседница вместе с другими горожанками отправлялась туда на помощь - стирать одежду раненых солдат. Подбадривали словами выздоравливающих бойцов, концерты для них устраивали. Те радовались, вспоминали свой дом, своих детей.
Не нужен и клад, коли в семье лад
В 50-х годах Мария Лаврентьевна вышла замуж за Владимира Ананьева. Их познакомила его тётя, работавшая вместе с моей собеседницей на заводе. Приглянулась ей неунывающая, трудолюбивая, добрая девушка, и подтолкнула она ее сходить с парнем в кино. Судьбоносным получилось то давнее знакомство, хорошая сложилась семья.
Муж Марии Лаврентьевны Владимир Петрович был участником Великой Отечественной войны, за свои ратные подвиги был удостоен ордена Красной Звезды и самой дорогой для солдата награды, как он сам говорил, - ордена Славы III степени. После войны он еще семь лет посвятил службе в армии, а прибыв в Котовск, работал слесарем в заводской типографии, а потом на самом заводе в цехе №5.
А после ухода на пенсию мужчина долго работал слесарем. Прошло уже пять лет, как ушел из жизни Владимир Петрович, моя собеседница часто вспоминает его, смахивает набежавшие слезы. Заботливым, работящим, внимательным был муж.
У супругов Ананьевых выросли две замечательные дочери - Ольга и Лидия. Обе, как и их мама Мария Лаврентьевна, немало трудовых лет отдали пороховому заводу. Внук моей собеседницы Сергей тоже в свое время работал на этом предприятии в отделе главного метролога. В общем, сложилась трудовая династия, родоначальницей которой в военное лихолетье стала Мария Лаврентьевна. Как-то родня села и подсчитала: их общий семейный стаж на пороховом заводе составляет более двухсот лет!
Конечно, не все потомки нашей землячки связали свою судьбу с градообразующим предприятием, каждый выбирает свой путь в жизни. Мария Ананьева гордится, к примеру, внучкой Наталией, которая работает социальным педагогом в школе. Подрастает у моей собеседницы и уже поколение правнуков, их трое. Бывает, соберутся все вместе потомки Марии Лаврентьевны большой и дружной семьей, польются разговоры о том, о сём, шутки, смех…
- И так этот семейный лад греет душу, так радует, - говорит Мария Ананьева, - что понимаешь: ради этого стоило всё в жизни преодолеть, вынести, пережить!
Автор:Анастасия Жидкова