Лента новостей
Статья27 октября 2011, 13:56

У истоков подвига

…Каждому отмеряно своё,
Нещедрое двадцатое столетие:
Той девочке - страданье и бессмертье,
А нам… - печаль и гордость за неё.


Героическое прошлое народа становится особенно зримым и близким не только в дни победных ратных сражений, но и в даты, связанные с жертвенным подвигом лучших сынов и дочерей России. Одна из них - годовщина со дня рождения нашей землячки - Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской. Для ветеранского корпуса Тамбовщины сентябрьская поездка на родину героини в село Осиновые Гаи Гавриловского района стала ежегодной военной мемориальной традицией. Организатором выступило региональное отделение Российского комитета ветеранов войны и военной службы.

Который год погода баловала членов делегации золотым отсветом сентябрьской листвы и багрянцем выкатывающегося из-за горизонта солнца. Нарождающийся день и убаюкивающее мельканье за окном придорожных посадок не располагали к оживлённым разговорам, хотя мысленно я задавала себе один и тот же навязчивый вопрос: какие испытания готовит грядущий день? Именно испытания, а не впечатления, так как любое соприкосновение с подвигом есть нравственное испытание для духа. В чём суть величия жертвы ради народа и Родины? Вряд ли ответ на данный вопрос однозначен. Жизнь ставит каждого перед нравственным выбором. В предложенных обстоятельствах, где на весах жизнь и смерть, кто-то выбирает путь чести, а кто-то - путь бесчестья и предательства. Это отсутствие середины - суровая проверка внутренних убеждений и духовных ресурсов. Военный же подвиг измеряется не количеством уничтоженных врагов, а нравственным вкладом в победу, как у Зои Космодемьянской, смертью смерть поправ…

Геройские внуки великого деда

Трое выходцев из небольшого тамбовского села получили высшие отличия - звания Героев Советского Союза. Двое из них, брат и сестра Зоя и Шура, родом из семьи Космодемьянских. Род на земле почитаемый и уважаемый, недаром предки героев имеют выдающуюся фамилию Космодемьянские - так в древности звали святых бессребреников Косму и Дамиана, особо прославленных в делах милосердия, врачевания, «тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знания подают».
О подвигах Зои и Александра Космодемьянских написано много книг, они воспеты в песнях, стихах, увековечены в скульптурных композициях, памятниках и в музейных экспозициях, а вот об их прадедах мы знаем немного. Ярким представителем этой фамилии являлся дед героев - Пётр Иванович Космодемьянский.
За скупыми строками - жизнь нескольких поколений фамилии Космодемьянских: прадед и также священник Иоанн Космодемьянский, ставший примером для сына Петра в выборе жизненного пути. Обучение в стенах Тамбовской духовной семинарии и первое место служения - Архангельская церковь села Большая Липовка Моршанского района с большим приходом, более четырёх тысяч человек. Святые покровители рода Космодемьянских в нашем Отечестве считались ещё и покровителями детей: когда приходило время отдавать их на обучение грамоте, родители молитвенно просили святых братьев укрепить слабые детские силы и помочь в обучении грамоте и добром развитии. Разве не промыслительно, что именно псаломщик Пётр Космодемьянский стал учителем по всем предметам церковно-приходской школы при Архангельской церкви, а в дальнейшем педагогическую стезю избрали для себя и родители Зои и Шуры.

Утешал страждущих, помогал советом

В феврале 1900 года Пётр Космодемьянский рукоположен в священники Казанской церкви села Крутец Моршанского района, а в июне 1906-го стал настоятелем Знаменской церкви в селе Осиновые Гаи. Церковное служение отец Пётр совмещал с обучением в земской и церковно-приходской школах. Человек не в силах разомкнуть уготованный ему круг бытия, так и отец Пётр крещал вновь приходящих в этот мир и отпевал усопших, венчал и благословлял молодые семьи, утешал страждущих, помогал советом, а подчас и деньгами.

Лихие времена, лихие люди

Помогая тихо и неприметно, подавая пример скромности, терпения, трудолюбия и благочестия, не задумывались о том, что лихие времена рождают и лихих людей. Вторая половина 1918 года ознаменовалась в губернии репрессиеями против духовенства. Предстоятель Русской православной церкви святейший патриарх Тихон в одном из посланий Советам народных комиссаров в октябре 1918 года писал: «Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чём не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределённой контрреволюционности».
О мучительных страданиях и чудовищной смерти отца Петра рассказывал директор Осиногаевского музея Зои и Шуры Космодемьянских ветеран-педагог Сергей Полянский. Отца Петра неоднократно предупреждали о грядущих расправах, советовали уехать из села. Но куда ехать сельскому батюшке с семьёй после двенадцатилетнего служения в приходе, ведь в новых местах не было возможности скрыться ни от гонителей, ни от голода, ни от других проблем. А в селе был дом, родные и прихожане, для которых бегство священника было равносильно предательству в тяжёлую минуту. Во время рейда военным отрядом отец Пётр был схвачен, жестоко избит, вывезен за пределы села и полуживым сброшен в Сосулинский пруд. Тело священника было обнаружено пастухами весной 1919 года. По свидетельству очевидцев, «труп был совершенно неиспорченным и имел восковый цвет». Матушка Лидия Фёдоровна Космодемьянская боялась забрать тело мужа, этот поступок вдовы врага народа мог навлечь и на неё гнев местной власти и вконец осиротить детей. Лишь по получении официального разрешения сельского Совета священник Пётр был захоронен в ограде Знаменской церкви.

По данным «Тамбовского мартиролога» значится Космодемьянский Пётр Иванович, священномученик, священнослужитель, 1873 года рождения, уроженец Тамбовской области. Сын священника, родной дед Зои Космодемьянской. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. Служил вначале псаломщиком церкви села Большая Липовка Моршанского района, затем был рукоположен как священник и много лет служил в Знаменской церкви села Осиновые Гаи Гавриловского района. В 1918 году принял мученическую смерть, о которой существует много версий - от расстрела органами ВЧК до убийства местными комсомольцами. Похоронен в ограде Знаменской церкви села Осиновые Гаи. Канонизирован Священным Синодом Русской православной церкви в 2001 году.



«Назовём дочку Зоя…»

По разному складывалась судьба детей после гибели главы и кормильца. Рана, пролегавшая по душам многих семей, подобных семье Космодемьянских, в которых «старший брат за белых, младший брат - за красных, а Россия матушка одна», была мучительной. Но надо было жить. Дедушка же стал примером жертвенного служения православной и богоспасаемой России. Существуют лишь две формы служения Отечеству: служение священническое и военное. Два брата, Анатолий Петрович и Алексей Петрович, ушли служить в Красную Армию, поскольку с детства впитали в себя одну главную истину: долг мужчины - защищать Родину. По возвращении из армии Анатолий Петрович заведовал в Осиновых Гаях избой-читальней и драматическим кружком, встретил здесь свою суженую - Любовь Тимофеевну Чурикову, создал семью. «Ты только подумай, - вслух мечтал Анатолий Петрович, - как это интересно: впервые показать ребёнку огонь, звезду, птицу, повести его в лес, на речку … а потом повезти к морю, в горы… Понимаешь - впервые.
И вот родился он, наш малыш… «Назовём дочку Зоя», - сказал Анатолий Петрович»...
Было это 13 сентября 1923 года.

Земляки

Встреча в старинном селе Осиновые Гаи была удивительно тёплой. Как-то неожиданно грани поколений стёрлись, уступив место мощному и вековому понятию «земляки»: земляки по племени россов, по малой Родине, друзья по военному и воинскому братству, добрые наставники молодых, хранители памяти народной. Экскурсия по школьному музею и прекрасный концерт, воспоминания ветеранов войны и, конечно же, возложения цветов и дань памяти славному роду Космодемьянских у могилы священномученика Петра. А в Знаменской церкви члены делегации помянули всех воинов, жизнь положивших за други своя и Отечество Российское.

…Перебирая журналы, в которых посетители музея героев Советского Союза Зои и Шуры Космодемьянских пишут о своих впечатлениях, неожиданно нашла удивительную запись: «Молитвенная память и вечная слава бессмертному подвигу великой дочери земли тамбовской - Зое Космодемьянской, отдавшей бесценный дар - свою жизнь, за Великую Русь Святую и её народ. Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений». Жизнь ради жизни на земле - символично и промыслительно, ведь в переводе с греческого языка «Зоя» означает «жизнь»...

Автор:Ирина Теплякова