Лента новостей
Статья20 января 2015, 09:02

Украденная юность

Анна Андреевна Золотухина 7 января отметила своё девяностолетие. Её долгая жизнь вместила в себя основные вехи становления нашей страны на пути к могуществу и славе. Великой нашу Родину делали труд, любовь и преданность таких простых людей, как Анна Андреевна, Аня, Аннушка.


Посёлок Троицкий появился на карте в начале двадцатых годов прошлого века. Переселенцы из села Головщино, что сейчас в Липецкой области, облюбовали место вокруг небольшого пруда близ железнодорожной станции. Строительный материал был прямо под ногами - глина из пруда да солома с полей. За лесом ездили в Ярок и Шехмань.
Молодые, ещё бездетные семьи Ивана и Андрея Стеблевых, Парамона Жукова, Григория Двуреченского, Иосифа Бирюкова, Максима Заева и Николая Рощупкина обживались основательно - саманные дома и подворья строились в расчёте на большие семьи. Пополнение не заставило себя ждать - младенцы "посыпались" словно из лукошка. Луг посреди посёлка с утра до поздней ночи звенел детскими голосами, здесь играли в лапту, самодельные городки, в мяч. Зимой на санках и деревянных коньках катались по глади пруда.
Андрей Павлович Стеблев стал одним из первых председателей созданного здесь коллективного хозяйства. Колхозники трудились от зари до зари, жили выращенными здесь же хлебом и овощами, мясом и молоком с подворья. В семье Андрея Павловича подрастали четверо сыновей, и когда родилась девочка, радости не было предела. Но недолго прожила после родов мать, умерла, оставив на попеченье двоюродной сестры, недавней роженицы, маленькую Аню.
Вскоре в семье Стеблевых появилась новая хозяйка - в том же Головщине сосватали Андрею дородную трудолюбивую вдову Дарью Зосимовну. Не побоялась она довеска к молодому мужу из пятерых детей, стала для них заботливой матерью. А потом родила и общих девчонок Клаву и Настю.
Сегодня я расскажу о старшей дочери Андрея Павловича, вернее, о самом значимом отрезке жизни Анны Андреевны - об украденной войной юности.
Многое изгладилось из памяти, но годы войны, каждый её день ещё свежи. Потому, что не было ничего более жестокого и безжалостного, чем тот период жизни девочки-подростка. Она и сейчас ростом немногим за метр пятьдесят, а тогда и вовсе маленькая, худенькая, как тростинка, с косами тугими и длинными, почти до колен - учащаяся ФЗО, будущий токарь.
…Пустел посёлок Троицкий. Один за другим уходили на фронт из большой семьи Стеблевых братья Пётр, Николай, Михаил, Ванюшка-Пампушка (добровольцем). И шли треугольники-письма в посёлок со всех направлений, где лилась кровь. Их ждали, читали соседям. А вскоре в сумке почтальона появились и официальные конверты, которых боялись больше всего на свете. Первыми похоронку получили Полухины, в семье сиротами остались девять детей. Потом страшные вести пришли в дома Двуреченских, Жуковых, Зайцевых, Синдеевых.
Похоронки не только рвали сердца осиротевших. Они наполняли нескончаемой тоской и тревогой всех, у кого воевали близкие. Некогда красавцы, вернулись домой Леонид Сиделёв - без руки, Иван Стеблев и Максим Заев - с искалеченными ногами, пятеро парней, умирающих от туберкулёза, подхваченного в окопах.
Однажды ночью в домик близ дороги робко поскреблись в окно, и еле слышный голос позвал: "Невестка, открой. Это я, Ванюшка". Младший брат воевал на Кавказе, и дивизию, поредевшую в боях, постигло бытовое несчастье - от гнилой воды, сырых овощей началась повальная дизентерия, выбивавшая бойцов так же безжалостно, как пули и снаряды. Ванюшку Стеблева комиссовали домой умирать. Милый Пампушка превратился в живой скелет. Долгие месяцы родные боролись за его жизнь. Местная знахарка, бабка Захариха, варила лечебные снадобья из коры дуба, кровохлёбки, целебных кореньев. Мать и сёстры подняли парня, он снова вернулся в строй. Но злой рок всё-таки настиг Ванюшку-умницу, отличника, красавца. И где-то то ли под Воронежем, то ли под Орлом сгинул он в мясорубке войны, до сих пор могила его безвестна.
Боль от утраты любимого брата навсегда поселилась в душе Аннушки, и когда весь выпуск новоиспечённых токарей направили на трудовой фронт, Аня поняла, что сможет за него отомстить. В месте с девчонками-одногодками Аня прибыла в Новосибирск, где уже наладили выпуск продукции для фронта вывезенные из Москвы заводы. Девушкам поручили обточку болванок для бомб. Четырнадцать часов непосильного труда, который требовал предельной точности и скорости, ежедневно. Сон ценился больше чем еда.
И сыпались на голову врага бомбы, на корпусах которых нежная девичья рука выводила слова-проклятье: "Получай, фашист!". На всю жизнь оставили сибирские морозы на лице девушки свои автографы - обмороженные и потому всегда румяные щеки и нос.
…Анна Андреевна не может без слёз смотреть фильмы о войне. Слишком горькие воспоминания они навевают.
И в мирные дни война не хотела покинуть её уютный и тёплый дом. Израненный и покалеченный вернулся с фронта Александр Золотухин, ставший её мужем. Выбит глаз, до конца дней так и не зажила рана на ноге с застрявшим в кости осколком. Эта рана каждую весну напоминала о войне нестерпимой болью. Аннушка всякими народными средствами пыталась облегчить страдания мужа.
Им повезло друг с другом. Александр Михайлович, умница и истинный интеллигент, пользовался в районе доброй славой. Бывшему фронтовику поручали ответственные участки работы - руководство колхозом, махорочным пунктом, должности в финорганах, на свеклопункте.
Верной подругой была ему Аннушка, всегда улыбчивая, хозяйственная - настоящая хранительница семейного очага. До работы в поле она успевала прибраться в доме, приготовить еду, накормить живность, позаботиться о детях - их подрастало двое.
Только лучшее чета Золотухиных старалась привить детям. Оба стали педагогами. Михаил Александрович возглавлял одну из лучших школ Мичуринска. За новаторские идеи и прекрасно организованный учебный процесс ему были присвоены звания "Заслуженный учитель РФ" и "Отличник народного просвещения РСФСР". Людмила Александровна Сергеева - тоже педагог от Бога. Преподавала русский язык и литературу в Плавицкой и Яблоновецкой средних школах, была завучем и директором, возглавляла районный центр социального обслуживания. Такими же трудоголиками, как дедушка Саша и бабушка Аня, отличными специалистами, как родители стали внуки Наталья и Сергей. На радость Анне Андреевне появилась и совсем юная поросль - Иван Сергеевич трёх с половиной лет и четырехмесячный Илья Сергеевич.Словно копия прабабушки с любопытством познаёт мир малышка Анечка, ей нет ещё и года. Верится, что правнуки понесут последующим поколениям традиции семьи Золотухиных. Одна из них - неиссякаемое гостеприимство, которым славен дом. Вот и на этот день рожденья чествовать юбиляршу собрались все родные и друзья.
С ранней весны и до глубокой осени дом Анны Андреевны утопает в цветах. Ах, как хочется, чтобы ещё много лет в палисаднике с лейкой в руках ходила маленькая женщина со щедрой душой и большим сердцем - моя тётя Аня.
Автор:Алевтина ШИПАЧЁВА