Лента новостей
Статья1 декабря 2011, 16:04

Урок ведет… подполковник

Детство есть великая пора жизни, когда закладывается нравственная основа в будущем человеке. Это утверждение, думаю, справедливо, потому что именно в школьные годы формируются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, людям, в разное время защищавшим Родину, воспитание готовности самим встать на ее защиту – в общем всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.
Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы и воспитателей.
Право представляет собой совокупность норм и правил поведения, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения люди становятся законопослушными, дисциплинированными и исполнительными.
Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, воспитателя являются: ознакомление учащихся с правовыми актами государства; воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения; привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке; усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
В содержание данного аспекта воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, труду, семье, общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодексов.
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты. Имеется ввиду Конституцию России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
В нашей школе стало традицией не только на классные часы и родительские собрания приглашать сотрудников органов внутренних дел, но и предоставлять им возможность проводить уроки в старших классах по правовой тематике. Такие занятия в формате учебного часа ведет подполковник полиции Токаревского отделения В.Н. Каверинский. Осуществляя на протяжении многих лет служебную деятельность в должности заместителя начальника по работе с личным составом РОВД, в его обязанности входила профориентационная работа с учащимися школ по комплектованию учебных заведений системы МВД. Василий Николаевич – грамотный специалист, владеющий знанием права и юриспруденции, умеющий методически правильно преподнести школьникам даже сложный материал по данной тематике. Очень значим для учащихся сам факт, что пришел провести урок офицер полиции в погонах, который сам по себе уже имеет воспитательный эффект. Из его уст услышанные ответы на вопросы или разъяснение статей основного закона нашей страны – Конституции РФ, куда значительнее для восприятия и усвоения ребятами, чем просто прочитанный материал в учебнике. Очень много вопросов у старшеклассников о реорганизации милиции в полицию, по истории возникновения структуры, об управлении, функциях. Пожалуй, одним из самых острых, который вызвал дискуссию, был вопрос о комендантском часе для подростков. Неоднозначной была реакция школьников, когда зашел разговор об административной ответственности несовершеннолетних и о том, что является таким нарушением. На уроках-семинарах и уроках-беседах, проводимых Василием Николаевичем, также шла речь и об Уголовном кодексе РФ, избирательном праве. Что, безусловно, имеет положительный результат в деле воспитания гражданской позиции обучающихся и усвоения ими правовых знаний.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок формируется в социуме. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.
Одной из основных задач воспитательной работы нашей школы является: совершенствование работы по гражданско-правовому воспитанию.
За последние десятилетия в России прошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной диференсации населения и утрате общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
Поэтому используем в практике воспитательной работы весь арсенал возможностей по привитию школьникам правовых знаний, а значит и правовой культуры. Хочется верить, что проводимая работа по обновлению образования должна сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.
Автор:Л. Егорова