Уроки, и не только

« Сельская новь »
11
от
Среда, 11 марта, 2015 (Весь день)
856
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/03/11/top68.ru-uroki-i-ne-tolko-51389.jpg?itok=3ojSSOaJ

Что такое конкурс под названием "Учитель года", пожалуй, никому сегодня объяснять не нужно. Это состязание педагогов в профессиональном мастерстве настолько прочно вошло в нашу жизнь, что мы уже не мыслим одно без другого. Побывав на очередном из таких конкурсов, всякий раз диву даёшься, насколько богата талантлив смыми и творческими людьми наша земля. Но то, что обычно представлено глазу широкой аудитории, то есть прессе, болельщикам и зрителям, является надводной частью айсберга. Подведение итогов муниципального конкурса - это показательный и самый зрелищный этап, к которому конкурсанты идут в течение нескольких месяцев, доказывая свою состоятельность напряжённым трудом.

Досконально знать свой предмет и уметь передать свои знания ученикам - этого явно недостаточно для современного учителя. Сегодня к профессии предъявляются очень серьёзные требования. Нынешний учитель - это не закосневший догматик, а личность творческая, пребывающая в неустанном поиске новых методов преподавания и воспитания. Немаловажным показателем профессионализма является авторитет среди коллег, учащихся, их родителей и общественности, а также умение отстаивать свою точку зрения.

"Учитель года - 2015" проходил в стенах Первомайского филиала Знаменской средней общеобразовательной школы, поскольку представитель именно этого образовательного учреждения стал победителем прошлого конкурса.

В борьбе за право получить престижное звание в интеллектуальном и творческом поединке сошлись учитель математики Первомайского филиала Сергей Алексеевич Знобищев, учитель истории и обществознания Кариан-Строгановского филиала Ирина Михайловна Зяблова и учитель математики Покрово-Марфинского филиала Галина Ивановна Старостина.

В заочном туре конкурсантами были представлены электронные портфолио, включавшие в себя визитную карточку с интересной информацией об участнике, и методическое портфолио. Всё это было размещено на интернет-ресурсах конкурсантов. Целью данного конкурсного мероприятия было выявление и оценка инновационного педагогического опыта. Поэтому приветствовалось размещение всевозможных методических материалов - статей, выступлений, оригинальных авторских разработок уроков и внеурочных материалов за последний год. 

При этом оценивались оригинальность модели портфолио и его техническая организация, наличие и раскрытие педагогической концепции, раскрытие системы работы педагога, логичность и последовательность размещения материалов, разнообразие средств представления информации, дизайн и качество оформления портфолио, а также ценность размещённой информации с точки зрения её применения.   

Бесспорным лидером в заочном туре стал Сергей Знобищев, заработавший 38 баллов, далее по результатам за ним следовали конкурсантки из Покрово-Марфино и Кариан-Строганово.

Первый очный тур под названием "Миссия учителя" включал в себя 3 конкурсных мероприятия: "Педагогическое эссе", "Учебное занятие" и "Не только уроки".

Проведение учебного занятия в рамках конкурсной программы - это не просто сорокаминутный урок, из которых десять отводятся по регламенту самоанализу и вопросам членов жюри. За этот небольшой промежуток времени учитель должен продемонстрировать умение формировать целостное представление о мире и по возможности использовать междисциплинарные связи. Оценивались не только глубина владения преподаваемым предметом и оригинальность раскрытия темы, но и умение организовать использование разных источников знаний, взаимодействие учащихся между собой, работа в группах, интенсивность учебной деятельности, воспитательный потенциал урока, творческая индивидуальность учителя и его способность к импровизации.

Жюри отметило высокий уровень всех учебных занятий, представленных в конкурсной программе. Например, обобщающий урок по теме "Положительные и отрицательные числа", который проводил в 6-м классе Сергей Алексеевич Знобищев, представлял собой путешествие по станциям "Сигнальная", "Практическая", "Загадочная" и "Конечная". Интерес детей был очевиден.

"Россия в I половине XIX века. Несбывшиеся надежды" - так назывался обобщающий урок в 8 классе, который представила на конкурс Ирина Михайловна Зяблова. Учащиеся, разделившись на 3 рабочие группы, получили индивидуальные задания по созданию и защите мини-проектов. Организация работы на уроке именно таким образом позволяет научить детей мыслить, логично излагать свои мысли и самостоятельно делать выводы. В результате учащиеся сообща сформулировали ответ на вопрос, что дали России правление Александра I и Николая I.

Галина Ивановна Старостина на уроке по теме "Квадрат суммы и квадрат разности" пригласила ребят в космическое путешествие, на что те горячо откликнулись. Все с большим увлечением включились в активную работу. Урок прошёл в быстром темпе, на одном дыхании, что позволило учителю из Покрово-Марфино обойти своих соперников более чем на балл. 

Название конкурсного мероприятия "Не только уроки" говорит само за себя. Нужно было представить жюри самостоятельно подготовленное внеклассное мероприятие продолжительностью в 25 минут. В перечне критериев оценки немаловажное место было отведено умению организовать взаимодействие учащихся между собой, а также умению слушать, слышать и понимать позиции каждого участника мероприятия.

С. Знобищев устроил в своём классе празднование Масленицы, в ходе которого ребята узнали об истории праздника и расписании масленичной недели, познакомились со старинными гаданиями, попробовали самостоятельно изготовить куколки-обереги из ниток, пели обрядовые песни и лакомились традиционным масленичным угощением.

Теме патриотического воспитания было посвящено  мероприятие, подготовленное И. Зябловой, приуроченное ко Дню защитника Отечества. Оно, по мнению жюри, стало лучшим из всех внеклассных мероприятий, представленных на конкурс.

Г. Старостина провела интеллектуальную викторину "Эрудит", в которой состязались две команды, демонстрируя знания в самых разнообразных областях.

Выступление, раскрывающее философский взгляд на роль учителя и образования в современном обществе, рассчитанное на семь минут, стало форматом конкурсного мероприятия под названием "Педагогическое эссе". И здесь вновь педагог из Кариан-Строганово превзошла своих коллег из других школ. Видимо, гуманитарный профиль преподаваемого предмета сослужил в данном случае добрую службу.

"Круглый стол образовательных политиков", представляющий собой беседу на актуальную тему с участием представителей администрации района и работников образования, стал завершающим этапом в конкурсной программе. Участники разговора обсуждали тему патриотизма в воспитательной работе, которая в настоящее время ведётся под знаком юбилейной даты - 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В дискуссию были вовлечены все без исключения, но пальма первенства вновь оказалась в руках Ирины Зябловой, которая по количеству баллов ушла в значительный отрыв от своих соперников.

Места распределились следующим образом. Первое и второе с разницей в один балл были присуждены И. Зябловой и С. Знобищеву, на третьем - Г. Старостина. Все получили заслуженные премии и подарки, а победительнице предстоит защищать честь района на областном конкурсе "Учитель года".
 

Фото Любови УЛОГОВОЙ

Автор: 
Инна Фокина
Читайте также:
Наверх