Лента новостей
Статья2 ноября 2011, 11:17

«В Михайло-Архангельском храме»

ДЕТИ, посещающие занятия в воскресной школе Никольского прихода, с большим удовольствием знакомятся с православными святынями. Нынешним летом они совершили паломнические поездки в областной центр, где побывали в старинных храмах Тамбова, в Иоанно-Предтеченском монастыре в Трегуляе. В сентябре посетили Христорождественский храм в Уварове. А в октябре познакомились со святынями одного из старейших деревянных храмов Тамбовщины - Михайло-Архангельского, что расположен в микрорайоне Терновое, который сам по себе уже является исторической ценностью.
В источниках, повествующих о культурном наследии края, он упоминается как Архангельская церковь, дата возведения - 1883 год.
Вот как описывает его краевед В.А. Кученкова в изданной в 1992 году книге “Тамбовские православные храмы”:
”В ряду прекрасных произведений деревянного зодчества не могу оставить без внимания и Архангельскую церковь в селе Терновое Инжавинского района. В ее основе лежало крестообразие; восьмигранный открытый купол “о пяти крестах”, железных, позолоченных, завершал сооружение. Кресты были установлены над центральной главкой и боковых бочкообразных выступах. Такое редкое оформление купола и колокольни, не встречающееся в других районах, свидетельствовало о самобытном искусстве сельских мастеровых…”
С тех пор здесь мало что изменилось. Стараниями настоятеля протоиерея Виктора Соколова храм содержится в благолепии, аккуратно. Сохраняя наследие, обновляется его внешний и внутренний вид. В храме трехъярусный иконостас, на особенности которого обратил внимание детей воскресной школы иерей Михаил Дымсков, под опекой которого и работает воскресная школа в Никольском приходе.
А еще в Михайло-Архангельском храме находится особо почитаемая икона Скорбящей Божией Матери. Когда-то она была главной святыней разрушенного в годы богоборчества Карандеевского сельского храма. Выписана она, как свидетельствуют источники, на липовой доске размером полтора на один аршин в древней манере и одета в металлическую ризу. В годы богоборчества эта икона была утеряна наряду со многими и чудесным образом обретена. Почитается как чудотворная.
Настоятель Михайло-Архангельского храма Виктор Соколов радушно встретил ребятишек воскресной школы - они прибыли со своим педагогом Людмилой Алексеевной Волковой и духовным наставником, о котором упомянуто выше, иереем Михаилом Дымсковым.
Дети разного возраста - от 10 до 14 лет, есть и поменьше - они приехали с сопровождавшими группу родителями старших детей. Все они уже знают, как вести себя в храме. Накануне православная церковь чтила память праведного месточтимого святого Федора Ушакова, на аналое рядом с иконой Спасителя в воскресный день лежала икона с его образом, а рядом ларец с частицей мощей, доставленных из Санаксарского монастыря. Дети поклонились этим святыням, а отец Виктор рассказал им, почему прославлен Федор Ушаков. Не только потому, что будучи адмиралом являлся звездой первой величины в плеяде российских флотоводцев, служит великим примером воинской доблести, не проиграл ни одного сражения и берег вверенное ему воинство. Но еще и потому, и это главное - всегда был примером милосердия и христианского благочестия, прославился подвижнической и высокодуховной жизнью.

ВОСПИТАННИКИ воскресной школы внимательно знакомились с другими иконами, многие ими уже узнаваемы - они видели их в других храмах, в том числе и в храме великомученицы Параскевы, именуемой Пятницей, где в настоящее время по воскресеньям после богослужений и проходят их занятия.
Иерей Михаил, беседуя с ребятами, обращал их внимание на то, какой это кропотливый труд - выписать каждую деталь, не только лик святого. И что такой труд люди могут нести только ради Господа. Их любовь к Богу проявлялась во всем. Неслучайно в старинных городах всегда самое красивое здание - это храм Божий, церковь.
- Ребята, посмотрите на эту икону. Кого вы видите? У нас в храме тоже есть такая, - спрашивает педагог Л.А. Волкова. - Ваня, может ты скажешь? - Обращается она к Ване Позднякову.
Ребята немного затрудняются с ответом, потому что изображение на постаревшей от времени иконе не совсем ясное. Но потом кто-то из девочек замечает - изображены святые апостолы - Петр и Павел. Отец Виктор подтверждает правильность определения.
Старинных икон в храме несколько. Дети подолгу задерживаются у иконы “Достойно есть”, а отец Михаил рассказывает им о ней. Интересная беседа состоялась у ряда икон, расположенных на стене напротив. Одна из них - святителя, великомученика и целителя Пантелеимона. Его отец был язычник, а матушка - христианка. И он тоже обратился в христианскую веру. Об этом детям рассказывает иерей Михаил, поведав историю из жития этого святого. Однажды он увидел, что ядовитая змея укусила ребенка и обратился к Богу с просьбой исцелить его. Бог услышал его молитву - змея была повержена, а мальчик остался жив и здоров. Вот с тех пор Пантелеимон пламенно уверовал в Бога. Дети в беседе заметили, что на иконах образ целителя изображается по-разному. Здесь его образ с прямыми волосами, а на той иконе, что в другом храме - курчавые. Отец Михаил открыл им это - Пантелеимон был темнокожим и курчавым, но это не суть важно. Иконописцы изображают его лик, применительно к своему восприятию. Святость от этого не убавляется, ведь это образ, которому молимся и у которого просим о помощи.

ИНТЕРЕСНАЯ беседа состоялась детей с супругой настоятеля Михайло-Архангельсокого храма - матушкой Ниной. Речь зашла о причастии, когда в ложечке верующему подается частица просфоры и капля вина, которые мы принимаем как тело и кровь Христовы. Нина Михайловна им поведала известную с давних времен историю, случившуюся в средние века в одном из итальянских храмов. Один монах обратился к Господу со словами: “Не вмени мне в грех, но я никак не могу понять, как частица просфоры превращается в тело Христово, а вино - в Его кровь”. И однажды, совершая литургию и сделав земной поклон, прикладываясь к чаше, он вдруг закричал и упал без сознания. Все поняли - что-то случилось. Когда монах пришел в себя, не мог сразу говорить, а потом сказал, что увидел в чаше тело Христово и кровь.
В сосуде, где все это свершилось, осталась частичка причастия, и хранится до наших дней. Все со временем загустело, образовался шарик. Матушка рассказала, как ученые решили его исследовать и убедились, что все настоящее.
Дети слушали ее с большим вниманием, как и все то, о чем здесь поведали педагог воскресной школы и священники. Нина Михайловна подарила им иллюстрированные книги православной тематики - в церковной лавке есть литература для людей разного возраста. Эти издания наверняка заинтересуют детей воскресной школы и помогут им в постижении духовного наследия. Как обмолвилась на этой экскурсии их педагог Л.А. Волкова, они уже познакомились с Ветхим Заветом и теперь будут знакомиться с Новым Заветом.
Заинтересованность проявляют и родители ребятишек. Две Любови - Минаева и Позднякова - нередко сопровождают ребят в поездках вместе с педагогом воскресной школы и иереем Михаилом Дымсковым, иногда присутствуют на занятиях в воскресной школе. Ее ученики - сестры Елена и Ангелина Самохины, Настя Аносова, Данила Хохлов, Лена Сибилева и Ваня Поздняков и другие уже многое знают о православной культуре. Воскресная школа не ставит перед собой задачу непременного воцерковления детей - выбор всегда остается за ними. Но во всяком случае полученные знания значительно расширят их кругозор и будут способствовать уважительному отношению к людям. Исподволь наверняка разовьются и такие важные качества человеческой души, как доброжелательность и стремление делать добро. Желать и делать, как понимаете - не одно и то же, это уже другая, более высокая ступень в становлении личности. Духовное воспитание способствует этому.

Автор:Любовь Пьянова