В первый класс по новому стандарту

« Сельские новости »
42
от
Среда, 19 октября, 2011 (Весь день)
1129
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/10/19/top68.ru-v-pervyi-klass-po-novomu-standartu-4697.jpg?itok=rbYdXYLo

В 2011-2012 учебном году  за школьные парты сели 65 гавриловских первоклассников. Получать знания они начали по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, введённому 1 сентября  2011  года в школах Российской Федерации. О том, какие именно новшества он  предусматривает, нам рассказала учитель 1 класса 2 Гавриловской школы Лариса Александровна Михеева:
- Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Наверное, основной и самый главный. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт  второго поколения одной из задач современной начальной школы рекомендует создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества, позволяет адекватно оценивать свою работу.
Принципиальное отличие новых стандартов от прежних, по которым учились раньше, заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Ведь, образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.
Если говорить конкретно о наших уроках, то отмечу как нововведение, например, работу детей в парах и группах, а не самостоятельно, как раньше. В начале каждого занятия я ставлю перед ними проблему, решение которой дети должны найти сами в течение урока. Любому учителю значительно интереснее слышать разные гипотезы от детей, чем рассказывать одно и тоже, не зная, как к этому относятся дети (то ли понимают материал, то ли нет, слушают твоё объяснение или делают вид, что слушают). В роли исследователя ребёнок легко может быть уже с первого класса. Он сам понимает (без объяснения учителя), зачем нужны точки и стрелочки, как они помогут написать букву.
- А что говорится в новом стандарте о воспитательной стороне учебного процесса?
- В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. Именно на них мы и должны нацеливать свою работу.
- Лариса Александровна, расскажите, что ещё, согласно новому стандарту, будет способствовать получению знаний учащимися и умению применять их на практике?
- Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На неё отводится десять часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Каждый ребёнок совместно с родителями выбирает себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и другие. Моим ученикам, например, очень полюбился кукольный театр, они с удовольствием участвуют в его работе. Ещё дети посещают кружки экологической и психологической направленности, кружки по информатике и прикладному искусству.
Думаю, что внеурочная деятельность даст возможность развития индивидуальных способностей через добровольный выбор детей.
- А вы сами, как учитель, как относитесь к введению в школе нового федерального государственного образовательного стандарта?
- Я всегда приветствую все нововведения в учебном процессе, позволяющие сделать его более качественным и разносторонним. Чтобы овладеть принципами нового образовательного стандарта, я прошла соответствующее обучение. Передо мной сейчас стоят очень важные задачи. Реализуя новый стандарт, я должна не только научить писать и читать, но и сделать всё для развития личности ребёнка, для формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
В целом, в работе по новому образовательному стандарту ни я, ни мои ученики пока не испытываем никаких трудностей. Дети успешно со всем справляются. Надеюсь, и дальше мы будем работать в том же ключе.
 

Автор: 
Записала Ольга КОСЕНКОВА
Читайте также:
Наверх