Лента новостей
Статья11 октября 2011, 15:50

Великий праздник

Вот и лето прошло. Осень -красна девица просится во двор. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется. В осеннее ненастье семь погод на дворе, сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт, снизу метёт. В октябре зима с осенью борется. Неспроста народ отмечал праздник Покрова.
Почти шестьсот лет тому назад на греческую империю напали сарацины. Неприятель был силён, и грекам грозила большая опасность. В это время в Царьграде жил Святой Андрей, он был юродивый. В день 14 октября, придя в церковь с учеником своим, Епифанием, они во время службы удостоились чудного видения. Пресвятая Дева Мария, окружённая ангелами и пророками, молилась и покрывала всех христиан омофором. Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков. Собрав последние силы, они ударили на врагов и сарацины были побеждены. В память этого видения установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, один из самых любимых в России.
В народном осмыслении церковный праздник Покров Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды.

Народ создаёт свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй. Пожалевшая людей Богородицы спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы-Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядётся из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба, о чём говорится в заговоре: “На море-окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольный, на сем столе сидит красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьёт она, вышивает золотой иглою”.

К ней обращено и молитвеное заклинание: “Зорька-зоряница, красная девица, Мать Пресвятая Богородица! Покрой мои скорби и болезни твоей фатою! Покрой ты меня покровом своим от силы вражьей! Твоя фата крепка, как горюч камень-алатырь!”.

Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: “Какова погода на Покров - такова и зима”, “Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся морозы”, “Если лист с дуба и берёзы на Покров упадёт чисто - к лёгкому году, а нечисто - к строгой зиме”, “Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная”, “На Покров до обеда осень, а после обеда зима”, “С Покрова зима зачинается, с зимних Матрён зима встаёт на ноги, налетают морозы”.

Около Покрова выпадал первый снег, поэтому в народном сознании Покров связывался со снежным покровом при наступлении зимы: “На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается”. Но снег, выпавший на Покров , часто быстро таял, а для крестьянина серьёзной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: “Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (8 ноября) будет непременно тоже”, “Покров наголе, то и Екатерина (7 декабря) наголе”, “От первого снега до санного пути 6 недель”.

Покров день являлся определяющим для начала и конца различных работ и промыслов. В этот день принято было ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьего дня. Чтобы уберечь скотину от бескормицы и болезней, её закармливали “пожинальщиком”, то есть последним сжатым снопом. Чтобы хватило корма на весь год, в ночь на Покров день скотине клали столько сена, сколько она не смогла съесть. В день Покрова над воротами вешали ведро без дна, чтобы отёл у коров прошёл благополучно.

Покров был днём, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год от Покрова до Покрова. В Покров производился расчёт пастухов и срочных рабочих. Крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: утеплять и конопатить их - как говорили “ухитить”, “захватить тепла до Покрова”. По этому случаю в Тамбовской губернии пекли блинцы, что называлось “запекать углы”. Хозяйки приговаривали: “Покров, натопи избу без дров” - и верили, что если истопить печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло. К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине, завершалась уборка овощей с огородов. “Пречистая Мать засевает, а Покров собирает”, “На Покров последний сбор плодов”. Во многих местах начинались Покровские ярмарки. Говорили: “Подожди до Покрова, весь долг отдам”.

Покров Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался “покровителем свадеб” и девичьим праздником: “Придёт Покров, девке голову покроет”, “Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест”, “Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб”. Девушки особенно верили в силу праздника, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Ложась спать перед днём Покрова, девушки произносили молитву, обращённую к Богородице: “Ты Покров Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей - идти на чужую сторону! Введение - Мать Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье - Мать Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!”, а утром вставали рано и шли в церковь поставить свечу перед иконою Покрова Богородицы, при этом просили: “Мать Покров! Покрой землю снежком, а меня, молоду, платком; Покров - батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!”. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, та раньше и замуж выйдет.

Девушки старались провести праздник весело, так как считалось, что “Если Покров весело проведёшь, дружка милого найдёшь”. В этот день они не работали, одевались в нарядную одежду, собирались в специально снятом для этого доме. Танцевали “барыню”, “русскую”, “кадриль”, “польку”, пели песни.

В некоторых деревнях девушки устраивали трапезу, главным блюдом которой были варёные петухи, пекли блины. На Покровскую вечерку к девушкам часто приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. На этих вечерках замечали какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та девушка, которая получала в праздник от парня какой-нибудь подарок, за исключением ножниц и иголки.

После праздника Покрова молодёжные гулянья переносились в избу “Покров - конец хороводам, начало посиделкам”.

Автор:В. ТОЛСТОЛОБОВА