Он воевал, не прятался за спины

« Сельские новости »
12
от
Среда, 18 марта, 2015 (Весь день)
538
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/03/18/top68.ru-voeval-ne-pryatalsya-za-spiny-52852.jpg?itok=6-6Qlwfo

Всё дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны. Но никогда не исчезнут в памяти изумляющие мир подвиги воинов героической Советской Армии в титанической борьбе против немецко-фашистских захватчиков, увенчанные всемирно-исторической Победой. Время над этим не властно!
 

Учителя уходили на фронт

Учителей чествуют не часто. О них говорят лишь в особых случаях: в дни юбилеев и профессиональных праздников. В остальное время их труд воспринимается всеми, да и ими самими, как обычный, будничный и в то же время очень нужный и ответственный. И сейчас, в канун 70-летия Великой Победы, хочется рассказать об одном человеке, учителе, участнике Великой Отечественной.

Петраков Владимир Арсентьевич, годы жизни - 1921-1987. Мне пришлось поработать с ним в Глуховской школе всего один год. Будучи молодым специалистом мне очень часто приходилось обращаться к нему за советом, за разъяснением, с вопросами и как к историку, и как к непосредственному участнику Великой Отечественной войны. И всегда получала исчерпывающую информацию по любому вопросу, тем самым убеждаясь, каким внимательным был Владимир Арсентьевич к коллегам, к людям. Это был очень эрудированный человек. Он уважал людей и сам был уважаемым. Его очень уважали коллеги, ученики… Не скрою -  я нашла в нём своего верного наставника, советчика. Вот только о войне он мало рассказывал, но это не значит, что забыты те дни. Наоборот, Петраков их отлично помнил, потому что такое помнится «на всю оставшуюся жизнь». Просто трудно рассказывать вслух, трудно переживать всё заново, бередить старые, очень болезненные раны. Очень часто мы просто беседовали с ним.

«Человек я, как говорится, (он любил делать акцент на «-тся») не лучший и не худший, а такой же, как и все», - размышлял Владимир Арсентьевич о себе во время бесед. И в этих словах улавливался особый смысл его жизни: жить честно и скромно среди людей, добросовестно выполнять свой долг перед собой, народом, страной.

О себе говорить не любил, а всё больше о людях, с которыми жил в селе Глуховка Гавриловского района без малого 65 лет. Любил говорить о своих бывших учениках, ставших взрослыми. Из бесед с ним чувствовалось, как ценит он человека труда, проявляя к нему особое уважение, как он ценит его моральную чистоту и преданность делу. Это был настоящий педагог – умный, мудрый, тактичный. 
 

Трудился не для себя, трудился для людей

Жизненный путь Владимира Арсентьевича – живая иллюстрация жизни советского человека, пример того, как вместе со страной росли, крепли, мужали советские люди, как много испытали трудностей, выстояли и победили.

Родившийся спустя четыре года после Великого Октября, с детства узнавший цену труду, он без сомнения принимал всё, что дала народу советская власть. Что же явилось основой его жизни? Труд, труд и труд, в течение всей жизни. И не просто работал этот человек, а выбирал труд, наиболее нужный не ему лично, а людям.

По рассказам Петракова, стать учителем – его мечта с детства, но она всегда казалась недосягаемой. И всё-таки однажды он решил попробовать. С 1936 по 1939 годы учился в Моршанском педагогическом училище имени И. В. Сталина. По его окончании восемнадцатилетний парнишка начал свою педагогическую деятельность в Бондарском районе. Он приехал в село учителем, но надо было им ещё стать. Не мог Владимир назвать более счастливого человека, чем он: его мечта осуществилась! И теперь перед ним, восемнадцатилетним, снимали шапки старики в знак уважения к учителю. И это налагало большую ответственность. Но чтобы стать настоящим учителем, надо было много учиться и трудиться.
 

Вставай, страна огромная…

К счастью, вскоре Петраков встретил девушку, с которой связал свою жизнь. А жизнь наполнялась очень серьёзным содержанием: работа, учёба, семья. И не только работа учителя, а неистовая неуёмность в общественных делах. Вся жизнь села была в поле зрения учителя. Школа стала не только центром знаний, но и центром культурной жизни.

В конце ноября 1939 года Владимира Арсентьевича призвали в армию. Находясь на службе, он строил большие личные и творческие планы…

Утро 22 июня 1941 года началось как всегда. Это было трудовое утро. Но напряжённая обстановка в течение последних недель на границе заставила понять: война. Так оно и оказалось на самом деле. Повсюду сообщалось это страшное известие. Мужское население уходило на фронт. Был призван защищать родную страну и Петраков.

В украинском городе Могилёве окончил пехотное училище. В начале войны в одном из ожесточённых сражений, когда наступил критический для наших сил момент, боец упал, сражённый вражеской пулей, получил тяжёлое ранение тазобедренного сустава, но был вынесен друзьями с поля боя. А потом – госпиталь. Целый год пробыл солдат на лечении. Но постоянными и неотступными были думы о мире, о спасении Родины, о семье, о детях. И письма домой. В 1943 году Владимир Арсентьевич был демобилизован по ранению, вернувшись домой, в своё село. Так закончилась его боевая биография.
 

Учиться жить по-новому

В таком положении люди нередко уходят в запас, но он считал себя работоспособным, и признавать себя инвалидом в 20 лет не собирался. И начался новый этап в жизни учителя. Опять работа, сначала над собой: надо было по-новому научиться ходить. Вспоминать о том времени Владимиру Арсентьевичу было трудно. Было и отчаяние, и нервные срывы. Но об этом знала только жена, Александра Ивановна, учитель физики и математики Глуховской средней школы, когда он приходил домой уставший и изнеможённый. Ныть и раскисать на людях он себе не позволял.    

Петраков продолжал обучение в педагогическом училище имени И. В. Сталина. Закончив его, продолжил педагогическую деятельность, работал учителем истории. Был неоднократно награждён почётными грамотами: «За успехи в учебно-воспитательной и общественной работе», «За большие успехи в труде на благо любимой Родины», «За долголетний и безупречный педагогический труд и успехи в деле воспитания и обучения учащихся». Был пропагандистом, лектором. И опять - работа и учёба, учёба и работа. В связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции Владимир Арсентьевич награждён почётной грамотой «За активное участие в деле распространения политических и научных знаний среди учащихся», «За активное участие в организаторской и массово-политической работе в период подготовки и проведения выборов в Верховный Совет СССР», «За активное участие в пропаганде идей марксизма-ленинизма». 

Петраков работал завучем школы с 1971 по 1977 годы. Круг обязанностей завуча сельской школы определить трудно. Надо просто-напросто жить жизнью школы, людей и много работать. Но и на этом очень трудном послевоенном этапе труд его был высоко оценён. В связи со 100-летием со дня рождения В. И. Ленина Постановлением бюро Пичаевского района комитета КПСС имя Петракова В. А. занесено в районную Ленинскую Книгу Трудовой Доблести.

Выйдя на пенсию по возрасту, Владимир Арсентьевич продолжал преподавать историю и обществоведение в школе. В 1987 году он умер, не успев приняв последний экзамен у выпускников.
 
Владимир Арсентьевич Петраков прожил жизнь интересно, счастливо, много и активно работал, любил своё дело, жил для людей, внёс свой личный вклад в завоевание длительного и прочного мира. Вместе с миллионами советских людей с честью вынес на своих плечах суровые испытания, которые выпали на долю его поколения. Жизнь этого простого человека может служить для молодёжи наглядным примером беззаветного служения людям, честного выполнения своего гражданского долга.
 

Автор: 
Светлана ШЕРАШОВА
Читайте также:
Наверх