Лента новостей
Статья3 февраля 2015, 15:23

Война не закончена, пока не захоронен последний погибший солдат

Одним из направлений воспитательной работы в Уваровском химико-технологическом колледже является военно-патриотическое.

В прошлом году на базе образовательного учреждения был создан поисковый отряд. Его руководителем стал мастер производственного обучения, преподаватель истории и ОБЖ Антон Геннадьевич Уваров. Стремление заглянуть в прошлое, совершая археологические раскопки, возникло у него ещё во время учёбы в университете имени Г.Р.Державина. Найденные в процессе археологической практики артефакты позволяли в буквальном смысле прикоснуться к истории. Антона Геннадьевича очень увлекло это кропотливое и требующее не только немалого труда, но и много терпения занятие. Поэтому и пришла идея продолжить его уже во время преподавательской деятельности.

Несомненно, что существуют различия между археологическими и военно-археологическими раскопками. Если на первых раскапывается культурное наследие человечества, то на вторых - останки погибших бойцов. Важна ещё и идентификация личностей. А если это удаётся, то члены отряда ведут поиск родственников.

К сожалению, как говорит Антон Геннадьевич, именно с идентификацией погибших советских бойцов дело обстоит сложно. В немецкой армии обязательным было иметь при себе посмертный медальон. Строго вёлся учёт безвозвратных потерь, где место гибели указывалось с точностью до метра. Если боец погибал, было строго необходимо вынести его с поля боя и захоронить. Если этого сделать не получалось, велись учётные записи, где указывались координаты. Поэтому найти погибшего солдата вермахта значительно легче. В Советской армии безвозвратных потерь было значительно больше и так скрупулёзно за фактом захоронения и идентификации погибшего не следили. Потому так часто звучало "Пропал без вести". Посмертные медальоны у советских солдат были, но их заполняли далеко не все. Считалось это дурным знаком. Большая путаница существовала и в архивных документах, где данные также разнятся.

– Бывает и так, – говорит А.Г. Уваров, – что у бойца есть посмертный медальон, он полностью заполнен. Начинаешь искать его по Книге Памяти – а его там нет. Или есть, но личные данные не совпадают. То есть, он призван тем же военкоматом, жена указана, место призыва, год рождения, а личные данные в Книге не те. Полтора месяца назад к нам пришли данные на найденного солдата. Мы ездили в Мучкапский район, где разыскивали следы погибшего бойца. Его не было нигде, ни в Книге Памяти, ни на стеле, где указаны не вернувшиеся с Великой Отечественной войны. Смогли найти его только по имени матери, которое и было указано в медальоне. Это и подтвердило тот факт, что этот боец жил в этой деревне и погиб на фронте.

"Война не закончена, пока не захоронен последний погибший солдат", – так говорил знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов. Очень мудрая фраза, и ежегодно те, кому дорога память о героях, стараются приблизить окончание этой войны.

Каждый год в России в разных уголках проводится Всероссийская Вахта памяти. В прошлом году сводное поисковое объединение Тамбовской области "Солдаты памяти", в который входил отряд из колледжа, выезжал в Ленинградскую область, Кировский район, село Гайтолово. Лагерь разместился в районе реки Чёрная, в двух километрах от станции Апраксин. Это местечко расположено чуть южнее известных Синявинских высот. На этой территории с 1941 по 1943 год была самая узкая линия фронта между немецкими войсками и блокадным Ленинградом. Фашистская армия предпринимала несколько попыток прорваться к городу в этом месте. Потери личного состава Советской армии там были огромные. Линия фронта проходила по реке Чёрной. С одной стороны на возвышении немцы, с другой стороны, фактически в болоте, – советские солдаты. Поисковая работа велась в нескольких местах: урочищах Гайтолово, Тортолово на высоте "Безымянная" и в роще "Клещ". Почему именно там? В прошлом году железнодорожники проводили работы по очистке отливных ям. Во время проведения работ экскаватором были подняты на поверхность останки советских бойцов. Двухсотметровая гряда, оставленная экскаватором, состояла из смеси земли, останков бойцов, снарядов, оружия…

Вахта памяти постоянно проводится на Синявинских высотах. Туда приезжают отряды не только со всей России, но и из ближнего зарубежья. Так, одним из первых приступил в этом месте к работе поисковый отряд из Казахстана, так как там сражалось и воинское подразделение, в которое входили в основном казахи. В среднем за вахту поисковиками "поднимается" по 500-600 бойцов. В прошлом году за вахту было найдено 483 воина.

В сводный отряд Тамбовской области входили поисковые клубы "Альтаир" (Тамбов), "Русский" (Селезни), "Невидимый фронт" (Уварово, УХТК) и отряд "Живи и помни" (Караульский детский дом), всего около сорока человек. В отряде Уваровского химико-технологического колледжа кроме А.Г.Уварова ещё четыре бойца. Это второкурсники, которые занимались в военно-патриотическом кружке у Антона Геннадьевича, а затем вошли в отряд: Константин Ляпин, Владимир Веденеев, Максим Почечуев и Вячеслав Сычёв. Должна была поехать в экспедицию Юля Нечаева. Весь материал, который привезли поисковики из экспедиции, стал экспонатами музея колледжа. Это разряженные мины, снаряды, патроны, небоеспособные гранаты, снаряжение. Юля проводит анализ материала, описывая, для чего служил тот или иной найденный экспонат.

Сводным поисковым отрядом Тамбовской области было поднято двадцать четыре бойца. Из них двое с посмертными медальонами. Один погибший из Казахстана, другой - Борис Соломонович Лившиц, 1900 года рождения, уроженец города Слуцка Бобруйской области. Он был призван из города Орша Витебской области. Жена – Ефросинья Андреевна Жихарева проживала по адресу: город Орша Витебской области, улица Могилёвская, дом 9. В настоящее время ведётся поиск родственников Бориса Соломоновича Лифшица.

Вахта длится 21 день. 6-7 мая работы заканчиваются, оформляется официальный протокол, проводится торжественное захоронение, и отряды возвращаются домой. Тамбовский отряд традиционно, уже из года в год, после Вахты памяти выезжает в Санкт-Петербург. Там члены отряда участвуют в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы, посещают музеи. Традицией стало навещать нашего земляка, уроженца Мучкапского района, ветерана Великой Отечественной войны, народного художника Российской Федерации Петра Гурьевича Коростелёва. Пётр Гурьевич прошёл всю войну, дошёл до Берлина, награждён орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За взятие Берлина", "За победу над Германией".

В настоящее время поисковый отряд приобрёл официальный статус, и теперь как руководитель отряда А.Г. Уваров может выехать на любую Вахту памяти, где бы она ни проводилась. По плану на этот год – выезд на Синявинские высоты весной, затем Аджимушкайские каменоломни в Крыму, недалеко от Керчи, летом. Осенью поисковики планируют побывать в Багаевском районе под Ростовом-на-Дону.

Вахте памяти предшествует основательная подготовка. Антон Геннадьевич изучает со своими поисковиками вооружение обеих сторон, участвующих в военном конфликте, сапёрное дело, обязательно - лекции по выживанию. Работы ведутся в лесах, болотах, но, как говорит А.Г. Уваров, если соблюдать правила безопасности, то всё пройдёт нормально. Беседуя с Антоном Геннадьевичем, не могла не спросить о том, как психологически ребята справляются с тяжёлой работой.

– Ребята знают, на что идут, – говорит А.Г. Уваров. – Если нашли – оформление протокола, заполнение документов и переход на следующий этап. Не до переживаний. Самым тяжёлым моментом является захоронение останков в братской могиле. Особенно, если к моменту захоронения успевают приехать родственники погибшего. Такое бывает, если бойца с медальоном находят в начале Вахты памяти, успевают идентифицировать и сообщить родным. Бывает, родственники приезжают, и тут без слёз никак. Даже у взрослых мужчин не выдерживают нервы.

Захоронение найденных бойцов проводится торжественно. В братской могиле, в присутствии двух священнослужителей – христианского и мусульманского. Проводится панихида, захоронение, даётся салют взводом солдат. Причём солдаты – в форме времён Великой Отечественной войны и с оружием того времени. Чаще всего после окончания панихиды устанавливается обелиск с именами тех, кого уже идентифицировали, если есть солдатские каски - их укладывают, ставятся свечи. Нередко около большого обелиска родственники устанавливают маленькие обелиски с именами.

Солдаты Великой Отечественной… Сколько их полегло в боях, скольких не дождались жёны, дети, родители. Поисковики возвращают солдат с поля боя, дают возможность родственникам поклониться их праху, отдать дань памяти.

Фото из архива поискового отряда

Автор:Елена Уварова