Воспитатель - от слова «воспитывать»

« Староюрьевская ... »
68
от
Четверг, 20 октября, 2011 (Весь день)
1388
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/10/20/top68.ru-vospitatel-ot-slova-vospityvat-4834.jpg?itok=2tq1_dlB

 

Однажды, после пары недель с начала посещения детского сада, мой сын с задумчивым видом произнес: «Мама, а сегодня  девочка назвала воспитательницу мамой... Но она же ей не мама? Или у нее теперь две мамы?». Мы поговорили, а потом он, кажется, забыл об этом. Зато меня тот факт и тогда, и сейчас заставляет  задуматься - какое  же значение в жизни ребенка имеет первый воспитатель? Ведь именно ему мама впервые и  надолго отдает своего малыша. И от того, как он воспримет воспитателя, безусловно,  зависит не только дальнейшее желание ходить в детский сад, но и отношение ребенка к людям, миру взрослых в целом...

 

Встреча

Совсем недавно общественность России отметила профессиональный праздник - День дошкольного работника. Одна из страниц нашей газеты была посвящена творческой работе педагогов детских дошкольных учреждений Староюрьевского района, которые, несмотря ни на какие трудности, весь свой талант и душу вкладывают в воспитание малышей - будущего России. Одной из героинь статьи была воспитатель детского сада «Солнышко» Любовь Николаевна Игнатова.

Когда познакомилась с этой скромной, милой женщиной, поймала себя на мысли: «Какая-то она особенная». Внешность и манеры располагали к себе настолько, что так и хотелось назвать ее настоящим воспитателем. И когда в процессе беседы с ведущим специалистом отдела образования администрации района  М.И. Сувориновой  я узнала, что  Любовь Николаевна - победитель областного конкурса «Лучший воспитатель Тамбовской области-2011», мне было искренне приятно, что она нашла свое место в жизни, свое призвание. 

Когда я  пришла в детский сад на встречу с Любовью Николаевной, прошлась по дорожкам мимо волшебного дворика,  внутри меня на какое-то время исчезли суетные мысли и прочая «взрослая чушь». Вернулось ощущение беззаботного детства, где время текло незаметно. А вот у современных детей совершенно другое временное восприятие. «Почему так время быстро кончается? - чуть ли не каждую неделю, помню, спрашивал у меня сын. - Было утро - уже вечер, был понедельник после выходных, и уже снова выходные закончились». И такие вопросы детей, думаю, настораживают многих родителей и воспитателей.

«Я в этом садике работаю вот уже 22 года. Из года в год детки меняются. Наша жизнь, новые технологии накладывают на них сильный отпечаток», - словно угадывая мои мысли, поделилась своими наблюдениями Любовь Николаевна и добавила. «Ребята становятся гораздо смышленее, с одной стороны, а с другой - сваливающийся на них огромный поток информации превращается в неуемную энергию, которую они не знают, как и куда выплеснуть. И на каждом ребенке эта энергия, - продолжила Любовь Николаевна, - сказывается по-разному: если, к примеру, он тихий, то она идет на пользу, а если наоборот, то лишь мешает - образуется  ее переизбыток. В этом случае  задача воспитателя, - направить эту энергию в правильное для развития ребенка русло».

Принципы работы

Как рассказывает Любовь Николаевна, ее мастерство, умение ладить и своевременно помочь каждому ребенку пришли далеко не сразу. «Были слезы, сомнения, промахи, - вспоминает она. - Вместе с детьми и сама росла. Работала в младшей, средней и старшей группах. Очень хорошо помню мой первый выпуск». Сейчас у Любови Николаевны снова старшая группа. То, с какой нежностью и вниманием говорит она о  детях, создает впечатление, что ее ежедневный контакт с двадцатью маленькими личностями, скорее, приятное общение, чем просто работа.

 «Несомненно, все дети разные, и к каждому нужен свой подход. Главное - установить с ребенком контакт, чтобы он тебе доверял, - делится своими принципами работы Любовь Николаевна. - Порой у ребенка плохое настроение, он подойдет, прижмется, посидит, расскажет, что случилось, мы с ним обсудим все, и он оттаивает. Для меня воспитатель - это по большей части друг. А вот свои эмоции воспитатель не должен проявлять на детях. Приходится отходить в сторонку, справляться со своими реакциями, не показывать их, - признается она. - Но это ничто по сравнению с живым общением, которое получаешь от детей, новыми эмоциями, энергией, что исходит от них, и тем, чему они меня постоянно учат».

Дать ребенку выразиться, помочь раскрыться, преодолеть стеснение, трудности, наладить контакт с другими детьми, найти друзей в коллективе Любовь Николаевна считает основными своими обязанностями. А показателем работы, по ее мнению, является некий прогресс, причем не у всей группы, а отдельно у каждого. В качестве примера она рассказала про своего воспитанника, который был очень зажат, никогда в детском саду не читал стихов, а на празднике в честь выпуска прочел две строчки. «Были счастливы все: и сотрудники, и мама, и бабушка, - словно вновь пережив тот момент, произнесла Любовь Николаевна. - Ребенок сделал ступень в своем развитии, преодолел себя, и это его самого окрылило».

Из разговора с Л.Н. Игнатовой  я для себя прояснила, что воспитатель - это не тот, кто присматривает, а воспитывает, кто во всем принимает непосредственное участие. «Как не поиграть с ними? - удивляется Любовь Николаевна. - Детей надо заинтересовать, научить играть, показать несколько раз. Хотя сейчас дети играют в Бэтмена, фею Винкс, но если организуешь какую-то сюжетно-ролевую игру, например, «в больницу» или «в парикмахерскую», они с большим удовольствием откликаются. Слово «игра» для детей, как маячок: сразу собираются вокруг тебя. Любимое их занятие - подвижные игры. При этом важно, чтобы каждый побыл в разных ролях. Через игры, творчество раскрывается ребенок и возникает возможность помочь ему справиться с имеющимися страхами, комплексами и самосовершенствоваться».

Л.Н. Игнатова  в шкале приоритетов в развитии ребенка на первое место поставила психологический комфорт, затем физическую активность как основополагающую здоровья, затем умственное развитие и отдельно выделила как основу формирования полноценной личности творческую составляющую.

Семейная сплоченность

 И все же самым важным для ребенка, по  мнению Л.Н. Игнатовой, является семья. «Именно в семье, - считает она, - малыш получает все самое основное. Здесь формируется его  психика, пример поведения и образ жизни. При  современной загруженности родители не должны  потерять общение с ребенком. Надо видеть глаза детей, когда они рассказывают после выходных, где были и что делали вместе с папой, мамой, бабушкой, дедушкой, о чем разговаривали, что смотрели и читали...»

По словам Любови Николаевны, коллектив детского сада «Солнышко» - большая семья, где почти все - от заведующей до технического работника - готовы помочь, посоветовать и поддержать. Что касается участия в данном конкурсе, то ее выдвинули коллеги.

Воспитателем была представлена работа под названием «Моя педагогическая философия». На первый план в ней выдвинута такая жизненная аксиома, как рождение ребенка. «Если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына, - пишет она, - то для кого тогда дома и  деревья?».

Заведующая детским садом П.Н. Мокробородова, коллеги по работе, родители об Л.Н. Игнатовой отзываются как о человеке образованном, добром, чутком, любящем детей и хорошо понимающем их, ведь она учит творчески мыслить, мастерить, шить, создавать своими руками удивительные изделия из всевозможных материалов.  

Про себя в беседе со мной Любовь Николаевна с некой грустью произнесла: «Я идеалист, и мне хочется, чтобы все было красиво и хорошо, но в жизни все далеко не так». На что у меня невольно напрашивается мысль: «Может, в жизни и по-другому, но детский сад - это особое место, где должно быть только так». И именно такое тепло,  какое исходит от  Любови Николаевны,  и должно быть в истинных педагогах. И  именно такой воспитатель - затейница, рукодельница, добрая фея - может стать другом, а для кого-то - «второй мамой»...

Нина Ласкина. 

Автор: 
Нина Ласкина
Читайте также:
Наверх