/images/banners/1120_180_1.jpg

Воспоминания о школе

« Сельская новь »
48
от
Среда, 26 ноября, 2014 (Весь день)
1190
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/11/26/top68.ru-vospominaniya-o-shkole-46283.jpg?itok=aZQ6JBt-
Наша школа...
А что это значит
Для того, кто связал
С ней всю жизнь?
Для кого-то потёртый 
                               задачник
Для кого-то школьный 
                               дневник.
И уж дома никак не сидится,
Так и тянет в родной 
                                 кабинет,
Где листает судьба 
                        как страницы,
Дни счастливых 
                    и хлопотных лет.
 
Для меня Знаменская средняя школа № 1 началась в 1984 году. Большие светлые красочно оформленные коридоры, парты в три ряда, книги, графики, формулы, таблицы...
Я пришла в 5 "б" класс, и первый учитель, с которым я познакомилась, была Брянкина Лидия Алексеевна, наш классный руководитель. Математик от бога. Природа не наделила меня математическим складом ума, и к математике было настороженное отношение: этот предмет казался слишком скучным и сложным. Но Лидия Алексеевна перевернула мои представления с "ног на голову". В её изложении самые непонятные вопросы становились простыми и доступными. Сколько времени и терпения этот учитель потратил на нас в старших классах. Перед экзаменами мы ходили на бесконечные консультации, и благодаря этому без проблем сдали алгебру в 11 классе. Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Ведь Лидия Алексеевна не только отличный математик. От природы ей дан удивительный голос, ни один концерт в районном Доме культуры не проходил без её участия. А ещё она шьёт, и в средних классах вела кружок кройки и шитья. У меня до сих пор лежит летняя блузка, сшитая под её руководством.
Навсегда останутся в моей памяти старейшие учителя русского языка и литературы Королёва Татьяна Александровна и Красильникова Валентина Павловна. Королёва Татьяна Александровна - это учитель, который привил мне любовь к русскому языку. В меру строгая, требовательная и, как положено учителю русского языка, по-настоящему грамотная. В её кабинете висели портреты русских поэтов и писателей, уже не помню, каких именно. Перед особо ответственными сочинениями мы шутливо молились на эти портреты, чтобы эти великие люди помогли нам написать без ошибок диктант. Сейчас на каждом шагу можно увидеть рекламы, объявления, в которых, к сожалению, зачастую встречаются либо орфографические ошибки, либо пунктуационные. И я всегда думаю: "Да-а-а, эти сочинители реклам явно учились не у Татьяны Александровны".
В старших классах к нам пришёл новый учитель Красильникова Валентина Павловна, которая уделяла много внимания изучению литературы. Интеллигентнейший человек, никогда не видела её ругающей кого-то. Всегда спокойная, ровная, доброжелательная. Она учила нас не только читать произведения, анализировать их, грамотно говорить, но учила понимать и видеть хорошее, её справедливые замечания воспитывали в нас честность, порядочность, ответственность во всём.
В 7 классе мы познакомились с предметом "физика" и с Савельевой Ниной Гавриловной. Нина Гавриловна - это человек, который жил своим предметом. Она должна была преподавать в институте, а не в школе. Она не только любила свой предмет, она знала его на 100, 500, на 1000 %. Она добивалась того, что даже отъявленные двоечники вызубривали к зачёту материал и успешно сдавали его. Конечно, не всегда всё было гладко, не всегда была хорошая дисциплина на уроке, бывало, и наши мальчишки хулиганили, но к старшим классам мы поняли, что Нина Гавриловна даёт нам хорошие знания и лучше учителя нам не найти. Особенно запомнились лабораторные работы, которые мы должны были сдать практически, а затем и теоретически. Иначе ты не получишь ни четвертную оценку, ни годовую. Это было достаточно тяжело, но в то же время очень интересно, когда ты сам собираешь электрическую цепь, или ставишь какой-то другой эксперимент. И гордишься тем, что ты сделал это сам, и у тебя всё получилось. В 8 классе произошло знакомство с Шимкович Ольгой Владиславовной, которая преподавала химию, а в старших классах стала ещё и нашим классным руководителем. Это человек огромного трудолюбия и оптимизма. Строгая. Поджилки всегда тряслись, когда Ольга Владиславовна выбирала по журналу, кого вызвать к доске. Но слушать объяснение нового материала всегда было интересно, т.к. Ольга Владиславовна отличается большой эрудицией. И объяснение новой темы сочеталось рассказами из жизни, из истории, что помогало нам понять глубже науку "химию" и расширить наш кругозор. И высказывание Мариэтты Шагинян, которая отметила, что "основной познавательной стихией урока должно быть вовсе не изложение учителем учебника, а то, что он даёт между строк учебника, тот большой запас образованности, который он приносит с собой на урок и отдаёт ученикам вместе с дыханием, всей своей личностью, всей своей очень большой интеллигентностью" очень подходит О.Шимкович.  Звонок... Ватага громкоголосой детворы разбегается по классам и, очарованная, сразу затихает. Вдруг освещается школьная доска - и оживает мир сухих дат, исторических определений, ты ведёшь диалог с великим Александром Македонским. Совершаешь увлекательное, полное опасностей и приключений путешествие в мир истории. Много учителей истории сменилось в нашем классе. Это и Фокина Ольга Олеговна, и Таисия Васильевна Зимина, и Виктор Дмитриевич Русанов. Каждый учитель был хорош и интересен по-своему - и Ольга Олеговна с её тихим и спокойным характером, и Таисия Васильевна с её удивительной добротой. А одно из высказываний Русанова помню до сих пор и зачастую цитирую его своим знакомым как поучение: "Знать всё на свете невозможно, поэтому никогда не стесняйтесь спрашивать и интересоваться тем, чего не знаете". 
Ну а в старших классах к нам пришёл учитель совсем другой формации, учитель нового поколения Постников Виктор Валентинович. Человек с необыкновенной харизмой, всесторонне образованный, увлёк и заинтересовал нас своими нестандартными уроками. На его уроках мы становились непосредственными участниками исторических событий. Благодаря В. Постникову  наш класс стал завсегдатаем районной библиотеки, потому что нужно было прочитать много дополнительной литературы для того, чтобы принять активное участие в уроке, проведённом, например, в виде суда над Сталиным. Половина класса выступала в роли защитников, другая половина в роли обвинителей. Каждому хотелось принять участие в таком суде и доказать свою правоту. В школе Виктор Валентинович раскрылся не только как талантливый педагог, но и как режиссёр. Наш 11 класс не отличался активностью в общественной работе, поэтому, когда В. Постников взял на себя ответственность подготовить с нашим инфантильным классом новогодний вечер, многие учителя сказали, что это "дохлый номер". Ах, как они ошибались... Мы каждый вечер бегали на репетиции, репетировали до позднего часа. Сотовых в то время не было, и родители шли нас разыскивать. Мы бегали по Знаменке, искали костюмы, шили. Таких спектаклей в нашей школе ещё не было: девчонки играли ковбоев, а пацаны выступили в роли индейцев. Индейцы воруют Деда Мороза со Снегурочкой, а ковбои должны их спасти. Как и во всех новогодних сказках всё закончилось хорошо. Все были спасены, две воинствующие стороны помирились и отмечали Новый год вместе. Такие вечера стали хорошей традицией в Знаменской средней школе №1. Виктор Валентинович впоследствии ставил такие спектакли и с учениками, и с учителями. Недаром за глаза его все называли "наш Виктюк". 
Навсегда осталась в памяти Пионерская комната, где верховодила наша пионервожатая Федотова Мария Вячеславовна. Работала пионерская дружина, всё было серьёзно, каждый ощущал своё место, востребованность. Как торжественно проходили сборы, линейки: "Знамя внести!" "Знамя вынести". Под звуки барабана и горна все классы строились в актовом зале. Было за честь нести знамя. Вокруг все нарядные, в парадной форме! А когда принимали в пионеры, то нужно было выучить пионерскую клятву наизусть, рассказать её перед большим количеством народа и при этом ещё хорошо учиться. Как это всё было трогательно и волнительно! А когда повяжут галстук, чувствуешь, что все стали смотреть на тебя как-то по-другому, по-взрослому. Все эти пионерские, и комсомольские собрания воспитывали в нас чувство патриотизма, ответственности, коллективизма, умения общаться. 
В наше школьное время были уроки НВП, где разбирали и собирали автомат Калашникова, учились стрелять, ходить строем. Мы очень любили этот предмет и нашего учителя НВП Фокина Олега Павловича. Я не могу назвать его строгим, напротив, в класс он всегда входил с улыбкой. Мы во всём его слушались, потому что уважали за его доброту, умение общаться с нами, за его военную выправку и дисциплину. Под его руководством проходили смотры строя и песни, учения по гражданской обороне, военизированная игра "Зарница".
…Прошло много лет, мы изменились, изменился мир вокруг нас, но школа навсегда остаётся в нашей памяти. Я не знаю ни одного человека своего поколения, который не вспоминал бы о своих школьных годах с любовью и теплотой. И, конечно же, мысли о школе неразрывно связаны для нас с мыслями о наших учителях.
 
 
Автор: 
Ольга ЮРЬЕВА Фото из личного архива автора
Читайте также:
Наверх