Лента новостей
Статья12 мая 2015, 09:14

Всегда будь готов!

Сегодня я часто спрашиваю себя: нужна ли была школьникам пионерская организация? Что дала она детям и нам, взрослым?

Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы пионеры - дети рабочих.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"

Слова этой песни были знакомы всем пионерам СССР, под неё маршировали, её исполняли на торжественных мероприятиях, звучала она и у пионерских костров. А у меня она больше ассоциируется с замечательными периодом моей профессиональной деятельности. В 1984-1986 гг. я возглавляла в Знаменской школе №1 пионерскую организацию, тогда она называлась Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина. Язык не поворачивается сказать: "Я работала...". Профессия старшей вожатой обязывала быть старшим другом, наставником, организатором коллективной жизни учащихся.

В то время пионерская дружина Знаменской школы №1 носила почётное имя Героя Советского Союза Е.Чайкиной и насчитывала в своих рядах более двухсот человек. Председателем совета дружины была замечательная активистка школы Безрукова Ольга.

Быть пионером считалось почётно для каждого школьника. Помню, какое волнение охватывало школьные и родительские коллективы, когда начинался приём в пионеры! Вот наступал самый, как тогда казалось, торжественный день в жизни - 22 апреля. Выстраиваясь у памятника В.И.Ленина, дружина замирала в ожидании знамени. Как только знамённая группа занимала своё почётное место, начиналась торжественная церемония. "...Перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза"- с гордостью отчеканивали третьеклассники. И вот долгожданный момент наступил - на груди новенький красный галстук. Счастье! Невольно приходят на память строчки стихов: "Как повяжешь галстук - береги его! Он ведь с красным знаменем цвета одного". Звучат поздравления учителей, почётных людей р.п.Знаменка. Родители на слезах. Их дети стали чуточку взрослее и, может быть, немного ответственнее. Они стали пионерами!

Приём в пионеры растягивался на несколько дней: в первый поток попадали самые лучшие и дисциплинированные ученики, а затем принимались остальные.

Законов у пионеров было немного, но какой воспитательный потенциал был заложен в их содержание! Из Законов следовало, что пионер должен был трудиться и учиться для блага Родины, быть активным, борцом за мир, быть другом пионерам и детям трудящихся всех стран, равняться на коммунистов, готовиться стать комсомольцем, вести за собой октябрят, дорожить честью своей организации, своими делами и поступками укреплять её авторитет, уважать старших, заботиться о младших, всегда поступать по совести и чести. В этих немногочисленных словах заключалась огромная работа пионерской организации. На сборах шли отчёты председателя совета дружины, председателей совета отрядов об учёбе и поведении пионеров, "прорабатывали" нерадивых, намечали план работы и обсуждали коллективные дела. А дел и планов у ребят - всегда "громадьё". Двери пионерской комнаты никогда не закрывались, потому что каждую перемену и после уроков с ребятами проводились заседания, "летучки", им надо было рисовать стенгазету или репетировать. По понедельникам собирались председатели совета отрядов и получали задание на неделю, по вторникам проводилась учёба горнистов, по средам - барабанщиков, по четвергам - учёба вожатых, по пятницам заседали члены совета дружины и т.д. Пионеры выпускали и вывешивали рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты. Часто появлялась на двери большого спортивного зала "Молния!". Критике подвергалось всё, что было несовместимо со званиями "октябрёнок", "пионер" и "комсомолец". Пионеры болели душой не только за себя, их волновало всё, чем жила дружина. Имена многих ребят уже и не вспомню, но были те, кого невозможно забыть: Злобин Андрей, Грошева Лариса, Дудин Андрей, Гришин Павел, Довганюк Сергей, Акулинин Сергей, Беспалов Сергей, Калинин Александр, Петроченко Александр, Соломина Тамара, Михайлова Марина, Самойлов Олег, Довганюк Вячеслав и другие. Они старались быть первыми везде.

Вот объявлен месячник по сбору макулатуры или металлолома - и пошли ребятишки по домам и улицам. Нижний коридор школы заваливался старыми книгами и газетами, на школьную тракторную телегу грузились искорёженные рамки от велосипедов, чайники, кастрюли, и прочее ненужное старьё. Соревновательный энтузиазм поглощал буквально каждый отряд во главе с классными руководителями. Трудно было выдержать натиск всей душой болеющих за свои классы учителей: Наумовой Александры Дмитриевны, Юрьевой Галины Егоровны, Петровой Ирины Михайловны, Королёвой Татьяны Александровны, Самойловой Любови Леонтьевны, Пастульгиной Нины Андреевны, Дороховой Анны Васильевны и других. Критике подвергалась малейшая неточность или, как им казалось, несправедливость. Итоги вывешивались на экране. Впрочем, это была самая "горячая точка" в школе. Как только подводились итоги работы отрядов за неделю, сразу же собиралась толпа учеников и педагогов у экрана. Всем хотелось узнать, сколько красных звёзд получил их отряд. Неплохо было получить и зелёный квадрат, но уж совсем не хотелось никому иметь в своём арсенале синие треугольники - это означало, что работу по направлению оценили низко.

Особо хочется сказать о школьных ярмарках, которые проводились силами учеников. Все классы погружались в творчество: шили, вязали, рисовали, выпиливали и делали выпечки. На распродаже уходило всё, а собранные средства перечислялись на благотворительность.

А впереди ещё концерты для работников фермы колхоза им.М.И.Калинина, где ребят всегда ждали, несмотря на физическую усталость. Гордость охватывала тех, чьи дети были среди "артистов".

Школьники спешили помочь ветеранам и просто старикам. Улицы Знаменки были поделены по отрядам, и каждый дом, где была прибита красная звезда, был охвачен заботой и вниманием ребят. Помню, как престарелая женщина (к моему стыду, уже не помню, как её звали) вынесла целую чашку яблок в благодарность за то, что ребята вскопали у неё приусадебный участок под зиму. Разомлевшие от слов благодарности, ребята уплетали эти яблоки, и, наверное, в этот момент ничего для них вкуснее не было.

...Радостным шагом с песней весёлой
Мы выступаем за комсомолом...

Мне, тогда ещё совсем молодому педагогу, было очень приятно, что ребята-комсомольцы тоже были завсегдатаи пионерской комнаты. Они шли с вопросами и за советом, предлагали свою помощь и являлись организаторами многих полезных дел. Это были по-настоящему достойные друзья пионеров: Калинин Михаил, Дворецков Анатолий, Родионов Алексей и другие. Пионерам приходилось рапортовать о своих успехах и неудачах перед старшими братьями. Комсомольская организация постоянно контролировала работу пионерской дружины, оценивала её деятельность, а также деятельность отрядов, звеньев, каждого пионера.

Помимо этого за пионерскими отрядами были закреплены вожатые-наставники первичных комсомольских организаций предприятий Знаменского района, которых направлял районный комитет комсомола (возглавляла эту работу Летунова Наталия Валентиновна): Шелков Андрей, Куцев Юрий, Филиппов Григорий и другие. Они помогали ребятам в организации жизни пионерских коллективов.

Наверное, много в пионерской организации было откровенно формального. Не спорю. Но как и в любом деле, жизнь пионерской дружины определялась людьми, которые работали и руководили этой жизнью в школе. И я счастлива, что судьба подарила мне совместные годы работы с такими людьми, как Крыкова Людмила Ивановна, Полякова Клавдия Михайловна, Чумакова Любовь Константиновна, Довганюк Татьяна Юрьевна, Фокин Олег Павлович. Это поистине настоящие профессионалы! Они праве сказать вслед за В.А.Сухомлинским: "Сердце отдано детям". А это значит, что знаменским ребятишкам повезло!

Школьная жизнь наших детей совсем не хуже, можно сказать, даже интереснее. Но в воспитании отсутствует тот стержень, на котором крепилось единение детских и взрослых сердец, уважение и любовь к Родине. И не потому ли современное общество сегодня испытывает духовно-нравственный кризис. Не хочу по этому поводу никого убеждать. Мой многолетний педагогический опыт позволил сделать свой вывод.

Фото из архива редакции

Автор:Мария ФЕДОТОВА