Лента новостей
Статья1 апреля 2015, 08:11

Вспомним мы пехоту

За плечами Анатолия Александровича Свиридова большая, трудная и вместе с тем интересная жизнь. Ро­дился он в селе Пахотный угол Бондарского района, оттуда его родители вскоре переехали в Анненку Рудовского ­района. Здесь Анатолий окончил 4 класса местной школы, вместе со сверстниками бегал на речку с удочкой ловить рыбу. Это была интересная пора детства, о которой позабыть невозможно. Но с возрастом наступает другой период, у человека появляются иные интересы, возникает необходимость трудиться в общественном произ­водстве. Как и другие подростки, Свиридов пошёл работать в один из колхозов, которых в селе тогда на­считывалось восемь и все они были небольшие.

Анатолий не отказывался ни от какой работы: пахал на лошадях землю, бороновал, а в уборочную страду трудился на молотилке, под­возил снопы к скирде. Паренёк вы­полнял всё, что поручал бригадир. Так продолжалось до июня 1941 года, когда фашист­ская Германия напала на нашу страну.

- В сельском Совете,- вспоми­нает Свиридов, - мне поручили срочно известить всех председателей колхозов, чтобы они в 16 часов приехали для важного раз­говора. Я быстро справился с за­данием. На собрании руководителям было сообщено, что фашисты развязали войну против СССР. Возвратившись в свои хозяйства, они тут же проинформировали население о войне. Вскоре началась моби­лизация людей на фронт. Вначале призывали тех, кто постарше, а в октябре подошла и моя очередь идти воевать с фашистами. Мне тогда было 18 лет.

В то трудное время для нашей Родины город Кирсанов был выбран сборным пунктом, куда съезжались мобилизованные мужчины. Здесь они распределялись по командам с последующим направлением в формирующиеся воинские части. Из Кирсанова Свиридов попал на станцию Ртищево, а оттуда - в воинскую часть на станции Правая Волга, где новобранцев учили владеть оружием на протяжении трёх месяцев. Закончив учёбу, пехотинцы полка, в котором служил Свиридов, сменив старое обмундирование на новое, отправились на Юго-Западный фронт, проходивший недалеко от города Орёл. Войска фронта вели ожесточённые бои с противником всю зиму, находясь в обороне в окопах. Лишь в июне 1942 года фронт был прорван, и нашим солдатам пришлось отступить по направлению к Воронежу. Советские воины отходили с боями, враг предпринимал одну атаку за другой, потери были с обеих сторон.

В этих сражениях А. А. Свиридов получил тяжёлое ранение. Его вынесли с поля боя и переправили через реку Дон в санитарный поезд, доставивший бойца в госпиталь на станцию Ртищево. Но в это время вражеская авиация активно подвергала бомбардировке стратегические объекты в нашем тылу. Вскоре бомбы стали падать и на станцию Ртищево. Чтобы не подвергать опасности раненых, их погрузили в поезд и отправили в Саратовскую область на станцию Безымянная, где также располагался госпиталь. По прошествии трёх месяцев Анатолия Александровича вместе с другими тяжелоранеными отправили в Сибирь для дальнейшего лечения. В общей сложности выздоровление Свиридова продолжалось 11 месяцев. Из госпиталя в Ленинск-Кузнецке дальнейший путь солдата лежал в город Бийск Алтайского края, где шло формирование стрелкового полка.

До окончания войны оставался целый год, фронту требовались свежие воинские части. Первого мая 1944 года стрелковый полк, в который был зачислен Свиридов, отправился на запад и, прибыв в город Дрогобыч, сразу включился в боевые действия. К этому времени враг был ещё силён и упорно сопротивлялся, но Красная Армия взламывала оборону противника и продолжала его громить, освобождая территорию нашей страны. Фронт перемещался всё дальше в сторону фашистской Германии.

После освобождения города Витебск, а бои здесь были очень жестокие, пехотный полк Свиридова вместе с другими воинскими подразделениями с боями продвигался в направлении прибалтийских республик. Враг яростно сопротивлялся, цепляясь за каждый населённый пункт, но сдержать натиск наших войск уже не мог и вынужден был отступать. В одном из боёв в Литве Свиридов получил второе осколочное ранение в голову. К счастью, на этот раз судьба благосклонно отнеслась к солдату - только один месяц пролежал он на больничной койке и снова вернулся в свой полк.

Для Красной Армии боевые действия на фронте складывались благоприятно, противник практически повсеместно отступал. И вот Анатолий Александрович вместе со своими сослуживцами бьёт врага уже на Восточной Пруссии. Река Неман оказалась крепким орешком для войскового соединения, в котором находился полк Свиридова.

Солдаты не смогли с ходу форсировать её и вынуждены были занять оборону. Но через некоторое время, сломив сопротивление врага, войска двинулись на Кёнигсберг, а затем на Берлин.

Рассказывая о своём боевом пути, бывший фронтовик старался держаться спокойно, не терять самообладания, но его выдавали глаза: на них иногда появлялись слёзы. Ведь вспоминать пережитое не так-то просто.

За храбрость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистским захватчиками в годы Великой Отечественной войны, А. А. Свиридов награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «За от- вагу». Вот так бывший сельский паренёк, которому едва исполнилось восемнадцать, взяв в руки оружие, геройски бил врага, пока не победил его. Кстати, долгожданный День По­беды он встретил в Пруссии.

В 1946 году Анатолий Александ­рович демобилизовался и вернулся в своё село Анненка. Бывший фронто­вик сначала выполнял разные работы в колхозе, а позже бригадирствовал до 1951 года. Однажды в Анненку приехала в отпуск молодая медсест­ра Мария Михайловна Котлова, рабо­тающая по направлению после меду­чилища в Туркменской ССР. Позна­комившись и полюбив друг друга, Анатолий и Мария поженились и уе­хали в город Чарджоу, где жила и ра­ботала молодая супруга Свиридова.

Анатолий Александрович стал учеником столяра и через 3 месяца приступил к самостоятельной рабо­те, получив 3 разряд. Свиридовы жи­ли счастливо, получили квартиру. Анатолий Александрович спустя годы стал работать сменным мастером на мебельной фабрике, в доме был до­статок. В Чарджоу супруги ушли на заслуженный отдых, став пенсионе­рами. Ничто не мешало им жить сча­стливо. Но СССР распался, каждая союзная республика стала самостоя­тельным государством. И Свиридовы ощутили на себе неприязненное от­ношение со стороны туркменов. Не­довольных русскими, украинцами, представителями других националь­ностей было много.

- Мы, рассказывает Анатолий Александрович, - подвергались по­стоянному унижению в магазине, ав­тобусе, других местах. Нам предъявили ультиматум, чтобы ско­рее уезжали в Россию. Дальше тер­петь такое давление мы больше не смогли и вынуждены были покинуть тот край. Вот так несколько лет назад и оказались вновь на тамбовской земле.

Нетрудно понять, какое потрясение пережили эти люди. Уезжая в Россию, они оставили благоустроен­ную квартиру за бесценок распрода­ли нажитое имущество. Все нужно, было начинать с нуля, но супруги не дрогнули и преодолели все труднос­ти. Низкий вам поклон, уважаемые Свиридовы, и с праздником Победы!

«Сельские новости», № 37-38 (5640-5641) от 8 мая 2003 года

Автор:Наш корр.