Лента новостей
Статья19 ноября 2014, 13:58

За правами — по новым правилам

21 человек погиб и 307 получили ранения в авариях, совершённых молодыми водителями в Тамбовской области. И это только за девять месяцев с начала года. Стаж вождения участников смертельных ДТП не превышал и трёх лет. Культура вождения, а главное, навыки новоиспечённых автолюбителей оставляют желать лучшего. Озаботились этой проблемой и на самом высоком уровне — в правительстве страны. В августе вступил в силу приказ о так называемой переаттестации автошкол, а в конце октября премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил новые правила получения водительского удостоверения. Требования ужесточились и к тем, кто сдаёт на права, и к тем, кто обучает кандидатов. Изменит ли это ситуацию - разбирался «Город на Цне».
Отставить самодеятельность
Остановимся на самых важных нововведениях для кандидатов в водители. Теперь получить водительское удостоверение не получится, если кандидат готовился самостоятельно. К экзамену допустят только после курса обучения в автошколе. При этом для сдачи кандидат вправе выбрать любое подразделение ГИБДД независимо от места жительства. Отметим, что это новшество не распространяется на иностранных граждан — сдавать экзамен им придётся в регионе регистрации.
Согласно новым правилам, водителям легковых автомашин разрешат проходить практический экзамен для получения прав на автомобили с автоматической коробкой передач. Соответствующая пометка будет сделана в водительском удостоверении, и по закону этот водитель не вправе будет садиться за руль автомобиля с механической коробкой передач.
Изменились и сроки переэкзаменовки: после третьей неудачи следующую попытку можно будет предпринять только через месяц. Более подробно об этих и других новшествах можно прочитать в Постановлении от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» на сайте Правительства РФ www.government.ru в разделе «Документы».
Экзамен для автошкол
Чуть раньше в силу вступил другой важный документ - приказ Министерства образования и науки об утверждении примерных программ подготовки и переподготовки водителей (12 августа
2014 г.). Согласно ему изменился не только учебный курс (вводятся дополнительные категории, подкатегории водительских прав, увеличилось количество часов обучения, по­явились новые предметы), но и повысились требования к материально-технической базе образовательного учреждения.
- Приказ Министерства образования застал нас врасплох. С текстом мы ознакомились 1 августа, а 12-го документ уже вступил в силу, - говорит директор тамбовской автошколы «Практика» Ирина Христюк. – Полтора месяца наши преподаватели готовили новые образовательные программы, приводили их в соответствие с Приказом. Но, как выяснилось, к новым требованиям оказались не готовы не только автошколы, но и другие структуры. Так, образовательные программы мы подготовили, а новое программное обеспечение для них пришлось ждать ещё какое-то время: новое ПО вышло через месяц после Приказа, а последние обновления — четыре недели назад. Существенные изменения коснулись материально-технической базы. Оборудование классов – ещё полдела, самое сложное – привести в соответствие с документом автодром. По новым правилам его площадь должна быть не менее 2400 квадратных метров, и это должно быть твёрдое покрытие.
По новым правилам также увеличилось количество часов: теория теперь занимает 104 часа, вождение - 56 часов (6 из которых отведено для обучения езды с прицепом), практика (подготовка оказания первой медицинской помощи на дороге, в случае ДТП, занятия, связанные с психологической подготовкой, и практика по решению конфликтов на дороге) - 36 часов. Кроме того, практические часы раньше были академическими, а стали астрономическими, то есть добавилось примерно 25% времени на обучение.
Много это или мало? Главное, чтобы было достаточно. Но как отмечают сами ученики автошкол, было бы лучше, если бы добавили часы на вождение в городе. Сейчас из-за интенсивности движения, пробок отведённого занятия едва хватает на то, чтобы только проехать маршрут.
Правильные автошколы
И новые образовательные программы, и материально-техническая база каждой автошколы должны пройти согласование в Госавтоинспекции, где выдаются соответствующие заключения. Без этих документов автошкола не имеет права обучать кандидатов в водители по новым требованиям. Так что желающим получить права следует обратить внимание на эту информацию. Выбирая автошколу, прежде всего узнайте, получила ли она заключения ГИБДД.
- В Тамбовской области работали 66 авто­школ, - говорит начальник отдела надзора УГИБДД УМВД России по Тамбовской области Михаил Хренов. - Некоторые до сих пор не подали заявления на согласование рабочих программ подготовки водителей и выдачу заключений о соответствии учебно-материальной базы предъявляемым требованиям. По состоянию на 17 ноября полный пакет документов получили только девять автошкол: две в Моршанске, одна в Уварово, шесть в Тамбове. В работе у нас около 30 заявлений, включая заявления на согласование программ и материально-технической базы.
Список организаций, которые уже могут обучать по новым правилам, размещён на сайте Тамбовского управления ГИБДД в разделе «Проверка автошкол» - www.gibdd.ru/r/68/drivingscools.
Готовьте деньги
Новые заявления продолжают поступать, по­этому точно нельзя сказать, сколько же автошкол пройдут так называемую переаттестацию. Но ясно одно, что далеко не все организации смогут позволить себе переоборудование, особенно в той части, которая касается автодрома. В копеечку влетит не только покупка/аренда территории площадью 0,24 гектара, но и её обустройство: заасфальтировать один квадратный метр в Тамбове может стоить около 1200 рублей, и это не считая нанесения разметки, установки дорожных знаков и других работ.
Естественно, все эти вложения скажутся на стоимости обучения. Как скажется на ней и увеличенный объём часов. Если летом за обучение в тамбовской автошколе можно было заплатить от
18 до 22 тысяч рублей, то в ближайшее время эта сумма может вырасти до 28-35 тысяч рублей. Как рассказали в одной из автошкол областного центра, без учёта прибыли только себестоимость
обучения одного кандидата может составить 27 тысяч рублей.
С 11 августа автошколы, не получившие заключения ГИБДД, не могут набирать новых учеников, но имеют право доучить «старые» наборы по прежним требованиям. Пока процент организаций, прошедших «аттестацию», небольшой не только в нашей области, но и по всей России. Благо время у автошкол есть - как минимум пара-тройка месяцев. Ведь новой методики сдачи экзамена нет: на её разработку премьер-министр дал ГИБДД ещё четыре месяца. Так что даже правильные автошколы пока не могут выпускать водителей.
Будут ли выпускники в связи со всеми изменениями более ответственными и квалифицированными, чем прежние, судить пока рано. Но уровень знаний и навыков прежде всего зависит от тех, кто учит, и от тех, кто учится. Только повышая персональную ответственность всех участников этого процесса, можно говорить о более качественной подготовке. Возможно, это и будет следующим шагом в борьбе за безопасность на дорогах.


Мнения горожан
Довольны ли вы обучением в автошколе?
Виктория КУЛАЕВА, стаж вождения 5 месяцев: «Мне повезло и с автошколой, и с инструктором. В плане теории нам очень многое дали и понятно объяснили, никакая самоподготовка не сравнится с занятиями в автошколе. Хотелось бы, чтобы к преподаванию медицинских предметов допускали людей с более серьёзной подготовкой. Тема эта важная и очень нужная: на дороге могут возникнуть ситуации, которые подвергнут опасности твою жизнь, а главное – жизнь твоих пассажиров. Практикой я очень довольна, наш инструктор индивидуально подходил у каждому ученику. Плохо, что ужимается количество часов. Научить водить машину к экзамену можно всех. Вопрос только, как ты будешь водить потом, в реальных условиях? Это зависит от тебя».
Кирилл ЧЕРТЫКОВЦЕВ, стаж вождения месяц: «В целом я доволен. Объясняли всё доступно, но практики было маловато. Бытует мнение, что в автошколах готовят к сдаче экзаменов, а не к вождению. Согласен с этим. Нужно увеличить количество часов вождения в городе, в реальных условиях загруженности транспортного потока, плохой погоды и так далее. Площадка даёт примитивные навыки, на ней не учат заезжать, парковаться, а готовят к экзамену. Многое зависит от инструктора. Сейчас поднимается очень важная тема о введении ответственности (отстранять от работы) инструкторов и инспекторов, которые принимают экзамены. Нужно вести статистику по молодым водителям, допустившим ДТП: у кого они учились, кто принимал экзамены».
Вера ЗУБЕНКО, кандидат в водители: «Я как раз из тех последних наборов, кто учится сейчас по старой программе. Обучением в автошколе довольна. У меня хороший инструктор: понятно объясняет, понимающий, строгий, но не кричит на учеников, как часто бывает, судя по отзывам многих знакомых. Думаю, я получу все необходимые знания, преподавательский состав сильный, а это самое главное».


Фото с сайта http://56orb.ru.
Автор:Надежда Титова