Лента новостей
Статья30 июля 2015, 10:11

За витриной универмага

В Тамбове можно насчитать несколько сотен различных магазинов: от скромных палаток с небольшим ассортиментом до крупных торговых центров, где «свой» товар найдёт покупатель с любыми запросами и бюджетом.

Кондитерские изделия и одежда, бытовая химия и техника, косметика, канцтовары... Народная мудрость гласит, что всего в мире не купишь. Однако же услугами работников торговли мы пользуемся каждый день. Иной раз мимоходом – на бегу – заглядываем в ближайший продуктовый магазин; а подчас целый день посвящаем шопингу, чтобы выбрать одну-единственную, ту самую, подходящую именно нам вещь.

Мир торговли изнутри

Сегодня мы заглянем «за кулисы» торговли: в один из сетевых магазинов бытовых товаров. Рабочий день здесь начинается в половине девятого утра. И хотя первых покупателей согласно режиму работы ждут только с девяти, до официального открытия нужно обсудить планы на день, переодеться в рабочую форму и запастись рабочим настроением. В коллективе шестеро сотрудников. В смену работают по трое человек.

Впрочем, ощутимый наплыв покупателей начинается не раньше одиннадцати. На прогулку выбираются молодые мамы с колясками и заходят сюда за всевозможными средствами по уходу за детьми. Не забыв, между тем, и о себе. Чуть позже заглядывают живущие поблизости пенсионеры – пополнить запасы бытовой химии. А ближе к обеденным часам подтягиваются сотрудники расположенных по соседству организаций. «Тихий час» наступает после обеда и длится до пяти вечера, когда основная масса горожан начинает возвращаться с работы.

– В отсутствие покупателей мы не сидим без дела, – говорит заведующая магазином розничной торговли Наталия Мукина. – В так называемые «тихие» часы продавцы могут принимать поступивший товар, раскладывать его по полкам. Большое внимание мы уделяем именно знакомству продавцов с новинками.

В знакомстве с товарами помогают не только этикетки на упаковках. Информация о продуктах, в том числе и собственной марки, есть в стандартах компании и корпоративных газетах. К тому же никто не отменяет собственный опыт. Задача продавца-консультанта – не просто продать, а подать товар так, чтобы покупатель, вдохновившийся ценными рекомендациями, пришёл в магазин снова.

Есть и другие особенности этой работы. Скажем, в конце отчётного периода плановые показатели прибыли превосходят реальные. Нужно, говоря простым языком, эти показатели «догонять». Но ведь покупателя не заставишь просто купить тот или иной товар, увеличив тем самым выручку. На помощь приходят всевозможные акции, скидки и бонусы.

Конечно, в обычной жизни внутренняя «кухня» любого магазина остаётся за кадром для потребителей. Между тем продавец – не просто торговый работник, разбирающийся в ассортименте предлагаемого товара и желательно со знаниями основ бухучёта. Хороший продавец, ко всему прочему, ещё и грамотный психолог. Заметив, что покупатель затрудняется с выбором, консультант ненавязчиво подскажет оптимальный вариант. А заодно предложит приобрести сопутствующие товары.

– У нас недавно был случай: покупательница попросила посоветовать ей чистящее средство – как альтернативу тому, которое давно использует. Через несколько дней она вернулась за целой упаковкой этого средства. А ещё через пару дней принесла нашим сотрудницам торт – в благодарность за грамотный совет, – рассказывает Наталия Мукина.

Конечно, случаются и неприятности. И здесь знания психологии, а заодно выдержка и умение находить общий язык с разными людьми играют ключевую роль. Способность признать собственную ошибку или мягко указать на то, что не прав покупатель, но тем не менее сохранить его расположение – стоит поистине дорогого.

Главное – целеустремлённость и инициатива

В средние века торговали в основном мужчины. Связано это было вовсе не с дискриминацией, а с зачастую кочевой жизнью торговцев. Сегодня же сфера торговли считается традиционно женской. Специалисты отмечают, что здесь женщины выступают не только в качестве рядовых сотрудниц, но и успешно проявляют себя в руководстве.

Беседуя с заведующей магазином, не могу не спросить об особенностях приёма на работу новых сотрудников. Коллектив здесь довольно молодой и, как говорят сами сотрудницы, многие из них пришли сюда без опыта работы в торговой сфере.

– Стремления и способности человека видно сразу, – говорит Наталия Мукина. – Молодые сотрудники, начиная с должности продавца третьей категории, совсем скоро получают первую, а потом и «дорастают» до заведующих и супервайзеров.

Самое сложное, что поначалу пугает всех, – это работа на кассе. Новички боятся неверно пробить чек, не разобраться с компьютерной программой. Да и просто того, что в кассе не хватит денег на сдачу. Но, окунувшись в нескучный и динамичный мир, быстро осваиваются.

Бытует мнение, что продавец – это всего лишь временная занятость, скажем, на время учёбы. Но многие остаются здесь надолго.

– Те, кто просто выжидает окончания рабочего дня, не задерживаются – скоро понимают, что наша работа – не сидячая, нужно постоянно чему-то учиться и много общаться с людьми, – поясняет заведующая.

Продолжая разговор, моя собеседница добавляет, что, как в любом коллективе, здесь есть свои традиции. Скажем, отметить всем вместе праздники, да и просто встретиться после напряжённого трудового дня в парке.

История вопроса

Сегодняшний спектр специалистов в торговой сфере довольно обширен. От продавца до менеджера торговой сети, от мерчендайзера до супервайзера. А когда-то всем заведовали купцы – так называли горожан, занимающихся торговлей. Сам же термин «торговец» появился в XIII веке. Не заглядывая далеко в глубь веков, вспомним особенности тамбовского купечества.

Из крупных городов к строящейся крепости Тамбов, начиная с 1636 года, купцы везли изделия металлообрабатывающего, деревообрабатывающего, кожевенного, гончарного и других производств. Собственное ремесленное производство постепенно налаживалось и в самом городе: вокруг Тамбова образовалось несколько слобод, куда для торговли сходились бортники, звероловы, лыкоделы и другие купцы. Именно отсюда пошла традиция ярмарочной торговли.

В XVIII веке в городе уже существовала купеческая управа. А в середине XIX века купечество вышло на ведущие позиции в хозяйственно-экономической жизни Тамбова. На их деньги были построены больницы, гимназии, храмы, жилые дома. Многие из этих зданий сохранились и до сегодняшнего дня.

Семеро представителей купечества получили звание почётных граждан города Тамбова. Среди имён, которые мы помним и сегодня, Михаил Васильевич Асеев, Андрей Михайлович Носов, Александр Иванович Толмачёв, Иван Алексеевич Суворов, Михаил Степанович Ашурков, Василий Михайлович Аносов и Минас Лукьянович Шоршоров. К слову, один из магазинов кондитерских и булочных изделий, владельцем которого был хлеботорговец Толмачёв, располагался в нынешнем здании кафе «Сказка» на Коммунальной.

Заниматься благотворительностью было принято не только в купеческой среде девятнадцатого века. Наши современники, предприниматели, вкладывают средства не только в развитие бизнеса, но и на благо города. Так что Тамбов купеческий, переходя из века в век, традиции свои хранит не только в музейных залах и на страницах энциклопедий.

Фото автора

Автор:Юлия Носова