Лента новостей
Статья27 января 2015, 10:26

«Запылённый, утомлённый, нужен в каждом он селе»

«Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?» Ещё недавно любой житель нашей страны с радостью подхватывал знакомые с детства строки из стихотворения Самуила Маршака: «Это он, это он, ленинградский почтальон...». При этом в памяти неизменно всплывал образ работника почтового отделения (неважно – московского, саратовского или пензенского), спешащего доставить в квартиры свежие газеты и журналы, письма и открытки, поздравительные телеграммы.

Современному поколению если эти стихотворные строки и знакомы, то образ почтальона не кажется таким уж знакомым и родным, а упоминание о нем зачастую вызывает горькую ухмылку.
Как это ни печально, но профессия почтальона становится все менее востребованной. Низкая заработная плата работников почты вкупе с большим объемом их работы все чаще заставляют желающих трудоустроиться делать выбор в пользу других специальностей.

Не покидают ряды почтовиков, как правило, те, кто, как говорят в народе, «прикипел» душой к этому делу, посвятив ему годы жизни, и убежден: «Да, это профессия непростая, ответственная, но она необходима людям».

* * *

Нет почтальона – есть множество проблем. В этом на своем опыте убедились жители микрорайона «Северный» поселка Инжавино, которые уже не первый год страдают из-за отсутствия почтальона на местном отделении.

Отчего они вынуждены звонить во все колокола, пытаясь нормализовать его работу, рассказал недавно житель этого жилмассива В.И. Башмаков, придя в общественную приемную губернатора на встречу с директором Управления Федеральной почтовой связи Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России» К.И. Зайцевым и руководителем Уваровского почтамта И.И. Ракитиным.

– Третий год жители микрорайона «Северный» не могут вовремя получать письма, газеты, квитанции на оплату потребленной электроэнергии и услуг связи. Причина в одном – нет почтальона, который бы разносил всё это по квартирам.

Жителям нужна информация о том, что происходит в Инжавинском районе, области. Получить ее из местных телепередач могут не все, поэтому районная и региональная пресса для многих остается основным источником информации. Но доставлять эту прессу некому.

Пенсионеры с «Северного», у которых сил побольше, самостоятельно забирают квитанции на отделении почты жилмассива, а затем, ругая и власть, и себя, и свои болячки, идут на центральное отделение, преодолевая расстояние в полтора километра, чтобы оплатить их, рассказал Василий Иванович. Остальные же вынуждены рассчитывать на помощь детей, сердобольных соседей, знакомых.

Руководитель Тамбовского филиала «Почты России» К.И. Зайцев согласился с Василием Ивановичем, что ситуация на жилмассиве «Северный», непростая, а кадровый вопрос требует решения. В какой срок?

– До конца первого квартала 2015 года, – заверил он.

Крик души жителей Михайловского сельсовета донесла до представителей почты в общественной приемной губернатора О.И. Бетина и глава этого сельсовета Н.Н. Калмыкова:
– Наш сельсовет – самый отдалённый от райцентра. На его территории находятся два почтовых отделения – Павловское и Леонтьевское. Особенно сложное положение в первом, обслуживающем 388 человек, 97 из них – пенсионеры. Протяжённость маршрута, по которому проделывает путь почтальон при зарплате 3150 рублей, составляет 22 километра. От Павловки, где находится отделение, 18 километров с полной сумкой по трассе он идет до деревень Талики и Покровка (между которыми еще 4 километра). В прошлом году почтальон - добросовестная, порядочная женщина - бросила работу, даже не доработав до пенсии, потому что не выдержала нагрузки.

Из-за отсутствия почтальона доставка газет в отдаленные населенные пункты нашего сельсовета в настоящее время не осуществляется. Люди говорят, что оторваны от жизни…

* * *

К сожалению, подобные проблемы есть практически на каждом почтовом отделении нашего района. И все они требуют решения.
– «Почта России» – это федеральное государственное унитарное предприятие со своим самостоятельным бюджетом, – рассказал в беседе с нашим корреспондентом К.И. Зайцев. – Его уставная задача, как и любого коммерческого предприятия, – получение прибыли и дополнительно обеспечение широкого спектра социальных задач.

Действительно, в настоящее время средняя заработная плата на «Почте России» по всей стране существенно отстает от среднерегиональной. К примеру, средняя зарплата почтового работника в Тамбовской области – 11 тысяч рублей.

Если говорить о зарплате производственного персонала, есть определенная дифференциация. Зарплата начальников и операторов в крупных городских, районных отделениях при условии выполнения плана и достаточных объемов, поскольку мы не бюджетное предприятие, а работаем в рамках самостоятельного законченного бюджета, – от 12 тысяч.

В основном самые серьёзные проблемы возникают на сельских отделениях – это глубоко убыточные отделения, что напрямую связано с численностью обслуживаемого населения. Содержание таких отделений ложится бременем на других, к примеру, в рамках УФПС по Тамбовской области, на бюджет нашего филиала.

Ситуация на селе будет выправляться за счет доходов и прибыли, которые будут получать крупные городские отделения, ведя работу с корпоративными клиентами. Помимо этого, даже во времена кризисов нас не подводили физические лица, которые и коммунальные платежи производят в отделениях «Почты России», и письменную корреспонденцию отправляют. Все это позволяет получать какие-то доходы и содержать наши отделения, выплачивать заработную плату, решать какие-либо вопросы.

По закону о почтовой связи мы обязаны предоставлять услуги в населённых пунктах, где и один человек, и пятьдесят, и пятьсот. Поэтому почта была, есть и будет.

Конечно, могут меняться формы оказания услуг почтовой связи. В небольшом населенном пункте (где около ста жителей), отделение связи может работать в усеченном режиме, то есть три дня в неделю. На Уваровском почтамте, к примеру, введена такая форма как передвижное отделение связи на базе автомобиля. В Инжавинском районе оно обслуживает жителей Лебедевки, Трескино, Карандеевки и Ивановки. По графику машина приезжает в населённый пункт, где работники почты производят и приём платежей, и продают товары.

Если где-то отделение связи работает в усеченном режиме, но там появляется много клиентов, мы готовы идти навстречу и увеличивать режим работы отделения, привлекать большее количество сотрудников.

* * *

Хочется верить, что трудности, о которых говорили руководители почты, для работников почтовых отделений окажутся временными, а профессия почтальона не попадет в разряд исчезающих. Ведь, несмотря на наличие Интернета, мобильной связи и возможности общаться посредством электронной почты, людей, чей труд десятилетия назад в стихах прославил Маршак, и сегодня ждут в каждом доме.

Ждут, чтобы получить свежую газету, и узнать из нее новости, письма от родных или друзей, которых жизнь разбросала по разным городам и весям, пенсии. Они по-прежнему желанные гости в домах миллионов жителей, которые, как и десятилетия назад, распахивают двери перед почтальонами и с улыбкой говорят им: «Спасибо за заботу».



Фото автора

Автор:Инна Гущина