Лента новостей
Статья30 октября 2014, 09:00

Заступница за землю русскую

Как много существует православных икон! В храмах, часовнях, домах, больницах, воинских частях и офисах, древние и новые, они смотрят на нас глазами Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников. И бывает, что образ становится не просто чудотворным, а святым заступничеством для целого народа огромной страны. Такова Казанская - образ, пришедший к нам из глубины веков как светлый луч, озаривший путь в темное время смуты, символ единения, надежды и веры в святое заступничество и спасение.

Казанская - одна из самых любимых для русских людей икон. Так уж повелось - именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у кроваток малышей. В Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы горячие молитвы. Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М.И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя после Великой смуты. Именно здесь молился фельдмаршал о победе русского воинства над наполеоновской армией. Именно на Казанскую 1812 года грянули морозы, ставшие историческим символом победы над французами.
«Чтим образ Твой святый, от него же истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему»
…В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Но спустя четверть с лишним века страшный пожар опустошил половину Казанского кремля. И это стало поводом для иноверцев заявить, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал свой гнев на них. Именно тогда девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна.
Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана. Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Патриарх Гермоген составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери, а царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли постриг в новой обители, где позже Матрена стала настоятельницей. В 1594 году здесь был заложен Казанский собор.
Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской иконе новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной.
Явление Казанской иконы ознаменовало при царе Иване Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. На всем этом движении лежало особое благословение Богородицы через Казанскую икону.
Заметим, что до своего таинственного исчезновения, пока образ чудотворной Казанской находился в Богородицком монастыре, восточные ворота России были «запечатствованы» Великим Ее заступничеством: ничто не угрожало России с востока. После исчезновения иконы поражение в русско-японской войне 1905 года стало одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших Великую Российскую империю. Но это уже другая история.
«Да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую соблюдет от неверия, ересей и раскола»
Почитание Казанской тесно связано с историческими личностями и событиями. Главное из них - это смута. Это не просто время, когда «руководящая элита» страны, презрев свой святой долг - заботу о народе, благосостоянии, развитии, процветании государства - заботится лишь о том, как любой ценой удержать собственную власть и потуже набить собственную мошну.
Сегодня очень сложно представить то время смуты междуцарствия, когда династия Рюриковичей пресеклась, а Романовы еще не появились, когда лакомый кусок - огромная страна - разрывалась на части со всех сторон света. После смерти Иоанна Грозного началась череда проблем, связанных с желанием тех или иных боярских кланов добиться власти, войти во власть.
Московские бояре считали, что возведение на Московский престол польского королевича будет означать торжество западноевропейской, образованной власти, европейский уровень образования, культуры, а вместе с ним - и западную трактовку христианства. Но лучшие люди России понимали, что это будет не модернизация, а потеря суверенитета, независимости, по сути - исчезновение страны.
Смута. Обесцениваются ценности, жизнь человеческая не стоит и гроша, процветают разбой, разврат, интриги и власть золотого тельца. Власть бояр становится циничной и беспринципной, а народ - еще более беззащитным и погрязшим в неверии. И вот уже на российском престоле - ставленники польского короля, а в храмах Литургию поют как в католичестве - на латыни.
Именно Казанской предначертано было стать путеводной звездой, которой Богородица вела свой возлюбленный русский народ. Во время смуты, когда Москва была занята поляками, а Патриарх Гермоген томился в темнице, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому, и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска, сплотившегося в дни великой смуты в полки, чтобы освободить Москву и Россию от власти поляков. Ополчение выбило поляков из Китайгорода, а через два дня был освобожден Кремль. Поляки бежали из Москвы. Русь была спасена. Почему? Почему русский мужик, русский князь, русский гражданин, русский купец и иже с ними «внезапно», после стольких лет апатии, бездействия и покорности, незыблемого почитания власти, веры своим боярам, ведущим страну во власть «западничества», «вдруг» прозрели и объединились под хоругвями, чтобы привести страну к единству?
«Вдруг» ли? Это, очевидно, и есть ответ на все вопросы: продажные бояре, гнет власти иноземцев, доведенные до отчаяния крестьяне, опустевшие деревни и погрязающие во мраке города - все это было.
Но есть и иной ответ - милость Заступницы Небесной, которая не дает пропасть России даже в самые смутные годы. Есть у русских людей безграничная любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, Ее просьба о благодатной помощи, которая может все. Почему же не могло случиться так, что Ее молитвами трусость изменилась в смелость, эгоизм – в благородство, глупость – в мудрость, а предательство и раболепство - в патриотизм и геройство? Для Нее ведь нет ничего невозможного. И Казанская икона - напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
…В первый же воскресный день после победы ополчения вся столица безбрежным людским морем шла в величайшем Крестном ходе - еще одно свидетельство народного единства! - с чудотворной Казанской иконой. После завершения Смуты и избрания Михаила Федоровича на царство, а в особенности с приходом к власти государя Алексея Михайловича, Россия получила второе дыхание, огромное, колоссальное развитие национальной жизни, экономики, государственного строительства, освоения новых земель. А 22 октября (4 ноября) - день, когда православное воинство вошло в Московский Кремль, - спустя века для нас, потомков, стал общенациональным праздником, объединяющим поколения.
«Предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол»
Для нецерковного, но здравомыслящего сознания этот праздник - обращение к великой победе нашего народа над смутой душ и смятением умов. Не настало ли время сегодня для всех, кто считает своими корнями веру отеческую, Русь святую, для серьезного разговора о том, как преодолеть те разделения, которые существуют сегодня, глядя на страшные смутные события, которые разразились у братьев-украинцев?
И как, строя взаимоотношения на принципах толерантности и межнационального единства, не утратить своей национальной самобытности?
Мы сегодня обязаны сделать очень многое: не дать потонуть в бездне забвения тому, о чем должны помнить наши современники и их потомки, показать пример того, что именно есть это самое единство. Что, собственно, и происходит сегодня, когда маленький Сампур протянул руку помощи братской Украине, помогая, по мере своих скромных сил, людям, пережившим страшную трагедию. Так происходило и семьдесят лет назад, в тот поистине величайший для единой страны день, когда залпы салютов возвестили о победе советского народа в самой кровопролитной из мировых войн. Она одна на всех - наша Победа. Еще один праздник единства национальностей, вероисповеданий, поколений. Единство стало одним из основных молотов, которым ковалась наша Победа.
А сегодня? Точно ли мы едины? Иначе откуда бы рождались в нашей среде конфликты и раздоры, с чего бы люди делились на противостоящие друг другу политические, социальные, религиозные группы? Ведь кому-то это выгодно - разность наших взглядов, уровня жизни, мнений, принципов и ценностей?
Но самое страшное сегодня - как в те далекие времена смуты - наши страсти, неумение любить, непонимание того, что есть самое главное в жизни. А главное – не политические убеждения, не общественная деятельность, не брызги слюной в лицо оппоненту в «открытых студиях», не отчаянная война за место под солнцем, экранное время и право быть услышанным. Главное – жизнь в мире и любви. В мире с собой и ближним. В любви к своему ближнему.

Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…
(Тропарь иконе Божией Матери «Казанская»)
Автор:Светлана Сабитова