Лента новостей
Статья31 октября 2014, 09:42

Ждала сыночка мать с войны…

Гремят над землёю раскаты.
Идёт за раскатом раскат.
Лежат под землёю солдаты.
И нет безымянных солдат.
Солдаты в окопах шалели
И падали в смертном бою,
Но жизни своей не жалели
За горькую землю свою.
В родимую землю зарыты,
Там самые храбрые спят.
Глаза их Победой закрыты,
Их подвиг прекрасен и свят.
Отрывок из стихотворения
Михаила Дудина
«И нет безымянных солдат»
Когда Евдокия Кузьминична Черкасова из д. Савёлово получила в декабре 1941 года извещение о том, что её сын Ефим пропал на войне без вести, злые языки говорили, будто бы он сдался в плен. На это мать солдата гордо отвечала: «Не так я сына воспитывала, чтобы он Родину мог предать!». Что это именно так, а не иначе, подтвердилось семьдесят три года спустя…
Прах санитара Ефима Черкасова, погибшего во время Рославльско-Новозыбковской наступательной операции Брянского фронта, был найден поисковиками в августе прошедшего лета недалеко от деревни Дмитрово Брянской области. Рядом с костями следопытам удалось обнаружить две пуговицы и солдатский медальон. Записка в нём ещё не успела истлеть, и можно было прочесть имя погибшего: его звали Ефим Черкасов, 1912 года рождения, уроженец деревни Савёлово Староюрьевского района Тамбовской области.
Максим Волков, руководитель объединения поисковых отрядов «Брянский фронт», сообщил средствам массовой информации: «Восемь дней проходили в Интернете совещания о том, как вскрывать медальон, чтобы не повредить бланк, как его законсервировать, чтобы он не истлел, если внутрь попадёт воздух. Мы общались с прекрасными экспертами из Красногорска, из Псковской и Новгородской областей — с теми, кто имел дело с такими медальонами. Они дали много нужных советов, и это помогло открыть медальон и прочитать записку».
Сама братская могила, на которую наткнулся поисковый отряд, была расположена на пригорке. А почва, состоящая в основном из глины, изолировала найденный медальон от воды, поэтому сохранились и сам медальон, и его содержимое. Таким образом, из всех бойцов, захороненных в этой могиле, удалось установить личность только одного — тамбовчанина Ефима Черкасова.
Затем предстояло найти родственников погибшего солдата и сообщить им эту весть. Тут за дело взялись уже тамбовские поисковики из отряда имени Зои Космодемьянской и вскоре отыскали в деревне Савёлово племянницу Ефима Черкасова Наталию Ивановну Заикину, с которой нам удалось встретиться и побеседовать.
Взволнованная недавними событиями женщина рассказала, как ей позвонил руководитель объединения поисковых отрядов «Брянский фронт» Максим Волков и сообщил, что разыскивает родственников Ефима Черкасова, чтобы передать близким солдатский медальон и записку из него, а также пригласить на перезахоронение, которое состоится 19 сентября — в годовщину освобождения от фашистов города Почепа.
Наталия Ивановна, ни минуты не размышляя, стала планировать поездку на Брянщину. Присоединилась к ней и сестра Анна. Узнав о таком событии, глава района Сергей Чиркин выделил Н. Заикиной для дальнего путешествия автомобиль и опытного водителя Александра Михайловича Дрокова.
«Несмотря на дальнее расстояние, благодаря профессионализму и вниманию Александра, десятичасовая дорога оказалась для нас не слишком утомительной, — рассказывает Наталия Ивановна. — В Брянск мы прибыли вечером 18 сентября, где нас встречала целая делегация во главе с главным судебным приставом Брянска. Необыкновенно добрые, гостеприимные люди разместили нас в гостинице, а наутро мы продолжили путь в село Краснослободка Почепского района, что в 130 километрах от Брянска.
Церемония перезахоронения была организована очень грамотно и торжественно. Почётный караул, оркестр, панихида, присутствие школьников, местных жителей, поисковиков, суворовцев — всё говорило о том, что к этому мероприятию отнеслись не формально, а с огромной душевностью и ответственностью».
Прах двадцати найденных бойцов был с почестями захоронен в центре села Краснослободка на территории памятника Солдату, где в братской могиле уже покоились сорок солдат Красной Армии.
«С родной земли я брала горсть земли, чтобы опустить в могилу дяди. Думаю, наконец-то и душа его матери успокоилась — есть теперь место на земле с могилой сыночка. Ведь она десять лет ждала весточки с фронта, надеясь, что сын вернётся живым, а в 1951 году сделала запрос в Тамбовский районный военкомат. Тогда солдата Ефима Черкасова признали пропавшим без вести с 4 по 14 сентября 1941 года. Теперь выяснилось, что именно в это время он и погиб», — вздыхает Наталия Ивановна.
На фронт Ефим Черкасов призывался из Железногорска Московской области. Провожали его жена Наталья и двое сыновей — Николай и Иван, которые, по слухам, позднее были эвакуированы в Чимкент, потом их следы затерялись во времени и пространстве, поэтому отыскать детей или внуков Ефима Черкасова не удалось.
О чём же заставляет задуматься эта история? О том, что как как нет на нашей земле безымянных солдат Великой Отечественной войны 1941–1945 годов — у них одно на всех имя — победители — так не было и нет на свете матерей, которые ни благословили бы своих сынов на защиту Отечества, а потом долгими ночами ни молили бы Богородицу о их благополучном возвращении в родной дом. В этой материнской любви— секрет силы и славы земли русской.
Послесловие

Наталия Ивановна Заикина от всех родственников Ефима Черкасова сердечно благодарит руководителя объединения поисковых отрядов «Брянский фронт» Максима Волкова и всех брянских поисковиков, руководителя управления федеральной службы судебных приставов Тамбовской области Д.А. Маклакова, тамбовских поисковиков отряда имени Зои Космодемьянской и заместителя командира отряда В.Н. Балабанова, главу Почепского муниципального района А.Н. Граборова, главу Краснослободкинского сельсовета и всех, кто был причастен к этому благому делу, за бескорыстную работу по восстановлению и увековечению имён солдат Великой Отечественной войны, выражает признательность главе Староюрьевского района С.А. Чиркину и водителю А.М. Дрокову за организацию поездки на Брянщину.
Фото предоставлены Максимом Волковым
Автор:Наталья Стребкова