Лента новостей
Статья18 февраля 2015, 09:00

Женщина-труженица, женщина - мать

Как не согласиться с классиком, что "есть женщины в русских селеньях…" и далее по тексту! Мария Семёновна Ханыкина как раз из той породы россиянок, которым Николай Некрасов посвятил эти строчки. На днях ветеран труда из Плавицы отметила свой девяностый день рожденья.

Биография почти всех представителей поколения, рождённого в начале прошлого века, начиналась приблизительно одинаково - полуголодное предвоенное детство, с малых лет непосильная работа, война, ворвавшаяся в жизнь каждой советской семьи и разбившая вдребезги надежды и планы на будущее, разделившая жизнь на до и после.

Маша Шмелёва судьбой вообще не была обласкана. Став сиротой в пять лет, она не знала ни материнской любви, ни отцовской заботы, ни маленьких детских радостей. Девочка воспитывалась в семье дяди, понятно, что лучший кусок доставался не ей… Однако девочку не обижали и дали возможность ей учиться. Правда, недолго - после шестого класса из школы пришлось уйти. Поступила в ФЗО, получила специальность нужную и востребованную в селе, но совсем не женскую. Хотя во время Великой Отечественной войны девушка-тракторист не была большой редкостью. Мне сложно представить, как хрупкая девушка могла управлять этой ревущей махиной, но что было, то было. А ещё в биографии Марии Семёновны был трудовой фронт - девушка копала противотанковые траншеи, таким образом внося свою лепту в победу над фашистской Германией.

Из родных мест в поисках счастья и лучшей доли Мария Семёновна никогда не уезжала. Счастье нашло её само в образе местного работяги-парня Николая Ханыкина. Николай Дмитриевич работал здесь же трактористом, "броневиком". Так называли тех, кого не призывали на фронт, кто имел бронь. Жили с мужем душа в душу, родили и воспитали четверых детей. Валентина, Юлия, Зинаида и Владимир - отрада и награда родителям за беззаветную любовь, за заботу и внимание. Но накормить, одеть-обуть не хуже других такую ораву совсем не просто. Ханыкины всегда держали солидное подворье, много скотины, птицы, большой огород. Мария Семёновна никогда не сидела дома - после войны трудилась разнорабочей в совхозе, техничкой в школе, в интернате. Дочери удивляются, когда она успевала выспаться - вставала каждый день в четыре часа, ложилась позже всех.

После школы дети друг за другом уезжали на учёбу в Саратов, там и оседали, создавали семьи. Но в отпуск обязательно ехали к родителям - помочь по хозяйству и надышаться родным деревенским воздухом. И внуки у бабушки с дедушкой проводили все каникулы. "Нам даже в голову никогда не приходило, что мы, оставляя на три летних месяца детей, тем самым создаём маме дополнительные хлопоты, волнение и расходы. Так тепло она нас с детьми встречала, так искренне радовалась гостям!" - говорит Юлия Николаевна.

Уже семнадцать лет прошло, как Мария Семёновна овдовела. Годы берут своё - отнимают здоровье и силы. Но, к счастью, они не принесли ветерану одиночества. Хотя все близкие (дети, семь внуков и девять правнуков) живут за сотни километров, Мария Семёновна не обделена их вниманием. Выйдя на заслуженный отдых, в отчий дом вернулась Валентина Николаевна, она всё время при маме. Часто и подолгу гостят в Плавице другие дочери и сын. Большая родня собралась почти в полном составе, чтобы отметить славную дату в истории семьи - девяносто лет со дня рождения мамы и бабушки.

Юбилей Марии Семёновны Ханыкиной стал событием в жизни района. Ветерана труда, труженицу тыла, женщину-мать поздравили с девяностолетием глава района Сергей Ефанов, глава Плавицкого сельсовета Игорь Сметанников, председатель районной ветеранской организации Нина Серёгина.
Автор:Тамара Толстова