Лента новостей
Статья6 мая 2015, 13:57

Женщины на войне...

Эта тема до сих пор не получила достойного художественно-публицистического и научного освещения и осмысления, хотя вклад в нашу общую Победу советских женщин был весом в целом и очень значителен в отдельных сферах народного хозяйства военного времени. В разные периоды Великой Отечественной только на фронте их сражалось от 600 тысяч до миллиона, причём 80 тысяч были офицерами!
Весной 1942 года по постановлениям ГКО была проведена массовая мобилизация девушек не моложе 18-ти лет для несения службы в войсках ПВО, связи, внутренней охраны, на военно-автомобильных дорогах, на флоте и в ВВС. Мобилизация проводилась под контролем ЦК ВЛКСМ и комсомольских организаций на местах. Точных цифр по её итогам мы и сейчас не знаем, но только по комсомольской линии было мобилизовано (преимущественно на добровольной основе) более полумиллиона молодых патриоток, которые составили, например, четверть всех бойцов противовоздушной обороны. По линии Красного Креста получили специальность и пришли в санитарную службу Красной армии свыше миллиона ста тысяч медсестёр, санитарок, сандружинниц. Женщины составляли более 40 % военврачей...
Десятки тысяч представительниц «слабого», но сильного духом пола сражались в партизанских отрядах, были участницами подполья, совершали рейды в тыл врага в составе разведывательно -диверсионных групп. Документы свидетельствуют, что и в нашей области отбирались добровольцы для этого – достаточно ознакомиться с рядом постановлений центральных органов комсомола, принятых в декабре 1941-го года по подбору юношей и девушек для выполнения специальных заданий. Подбирать предписывалось безусловно проверенных, физически крепких, готовых пойти на самопожертвование. Узнать об этом можно, в частности, из выходившего в прошлом году сборника «Женщины Великой Отечественной войны», подготовленного по материалам и документам Российского государственного архива социально-политической истории.
Заменили мужчин
Женщины вместе с подростками заменяли ушедших на фронт мужчин и в сельском хозяйстве, и, что ещё важнее, в промышленности и на транспорте – в последней отрасли к лету 1943-го они составляли более 40 % от общей численности рабочих и служащих. В обзорном томе Всероссийской книги памяти приведены интересные цифры, которые не нуждаются в комментариях, о возрастании по стране доли женского труда, особенно в первые два года войны. Так, среди машинистов паровых машин женских рук прибавилось с шести процентов в начале 1941-го до трети в конце 1942 года. До такого же соотношения поднялась доля женщин-токарей по металлу и лишь чуть- чуть меньше их было среди сварщиков.
В конце войны женщины составляли 59 % рабочих и служащих республики вместо 41% накануне войны. На отдельные предприятия, где до войны работали исключительно мужчины, пришло до 70 % женщин. Не было таких заводов и фабрик, цехов и участков, на которых они бы не работали, не стало таких профессий, что были бы им не по плечу.
В колхозах и совхозах в 1945 году трудилось в два с лишним раза больше женщин, чем в предвоенном 1940-м. Только в ходе соревнования за повышение производительности труда, за изготовление сверхпланового оружия для фронта свыше 25 тысяч советских женщин были награждены орденами и медалями СССР.
8 мая 1965 года, в год 20-летия Великой Победы, Указом Президиума Верховного Совета СССР Международный женский день был объявлен на будущие времена праздничным и нерабочим «в ознаменование выдающихся заслуг советских женщин... в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу...».
Вклад тамбовчанок в защиту Родины
В дело защиты Родины от врага свой достойный вклад внесли и тамбовчанки. Только за первые десять дней войны, по данным лишь семнадцати районов (всего в то время их было сорок два), в военкоматы области поступило 644 заявления от женщин о добровольном уходе на фронт. Только из Тамбовской городской комсомольской организации в первые дни войны ушли на фронт 450 девушек. К октябрю 1943-го из состава областной комсомольской организации в Красную армию было мобилизовано две с половиной тысячи девушек.
В системе всеобщего военного обучения с октября 1941-го года по март 1944-го было подготовлено более двух с половиной тысяч женщин – специалистов стрелкового дела: автоматчиц, пулемётчиц, снайперов. Осо- авиахим создал боевой резерв в количестве свыше четырёхсот телефонисток, четырёхсот сорока девяти радисток, около трёх тысяч медсестёр и сандружинниц. Наиболее активные наши землячки стремились в ряды народного ополчения. За несколько дней июля 1941 года в Мордовском районе ими было подано 72 заявления, в Пичаевском – восемьдесят, в Моршанском – 198, в Мичуринском – 263. В отряде народного ополчения Центрального района Тамбова среди 670 ополченцев были 233 женщины.
Всего за годы войны в Красную армию из области ушли 9185 женщин, более четырёх тысяч из них непосредственно участвовали в боях, 559 – награждены орденами и 454 – медалями, четверо получили иностранные награды. Неоценимый вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне внесли женщины – военные медики. Только по линии Красного Креста в 1941–1943 годах на Тамбовщине было подготовлено свыше трёх тысяч восьмисот специалистов для санитарной службы.Как и по всей стране, тамбовчанки заменяли своих братьев, мужей и отцов в колхозах и совхозах, на заводах и фабриках. В 1941 году на предприятиях областного центра работало на оборону уже порядка трёх тысяч женщин. Весной 1942-го женщины составляли более тридцати процентов всех работающих на ТВРЗ, до двух третей составляла доля женщин на Моршанской и Арженской суконных фабриках, а на котовском заводе № 204 доля женского труда достигала 68 процентов.
С декабря первого же года войны в нашей области стало набирать обороты движение так называемых фронтовых бригад. Летопись трудового подвига сохранила память о бригадах Борисовой и Самородовой с «Ревтруда», Суслиной (Тамбовский механический завод), выполнявших от трёх до шести норм; Мандрыкиной и Харитоновой из Котовска. В сельском хозяйстве Тамбовщины на хрупкие женские плечи легла просто непосильная на первых порах ноша замены ушедших на фронт мужчин в технических специальностях. Но постепенно нормы стали не просто выполняться, а перевыполняться в полтора-два и более раз. Весной 1942 года численность трактористок составляла по области 4700 человек, а к лету следующего достигла 4900, или практически половины представителей этой важнейшей на селе профессии. Бригады Брыксиной и Поповой вырабатывали до 300 процентов нормы на весеннем севе! В уже упомянутом не раз 1942-м около четырёх с половиной тысяч тамбовчанок работали механиками, бригадирами, шофёрами, а триста – за штурвалами комбайнов...
Женщины-лётчицы
«Ночная ведьма» Серафима Амосова (урождённая Тараненко) – гвардии майор, заместитель командира 46-го Таманского ночного легкобомбардировочного полка по лётной части – постигала азы авиационной науки у нас в Тамбове, где с отличием окончила училище (школу) Гражданского воздушного флота. На счету Серафимы Тарасовны в военное время было 555 боевых вылетов!
А в школе № 33 областного центра многие годы работала Антонина Васильевна Павлова (Яковенко), уроженка одной из деревень соседней Пензенской области, которая вместе с супругом проживала в городе (после окончания его службы) с середины 50-х по конец 70-х. Однополчанка Амосовой Тоня Павлова была и механиком, и штурманом, открыв счёт боевым вылетам в экипаже с Людмилой Клопковой – тоже, кстати, выпускницей «лётки» ГВФ. Будущий учитель труда участвовала в обороне Кавказа, освобождении Кубани, Крыма, Белоруссии, совершив к концу войны 420 ночных и 79 дневных вылетов. На вражеские позиции было сброшено свыше сорока восьми тонн бомб. За отвагу и мужество гвардии младший лейтенант Антонина Павлова была награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, Красного Знамени, боевыми медалями.
Пятисотый вылет оказался последним. На обратном пути им с пилотом Клавдией Серебряковой пришлось искать место для посадки вне аэродрома, который оказался закрыт из-за непогоды. В результате девушки были сбиты и на несколько месяцев попали в госпиталь, где Антонина (нет худа без добра) встретила будущего супруга.
Женщины-снайперы
В истории снайперского движения стоят рядом фамилии двух легендарных стрелков-тамбовчан – Пчелинцева и Николаева. Но и девушки старались не отставать! В документальной мемуарной подборке «Женщины и война» (раздел «Публикации») на сайте Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области можно найти замечательные воспоминания одного из ветеранов 3-й гвардейской Волновахской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии об уроженке Инжавинского района Вере Самохиной, выпускнице Тамбовского педучилища, которой в день получения диплома вручили и повестку по комсомольскому набору в снайперскую школу. Ряды гвардейцев-волновахцев Вера и её подруги пополнили летом 1944-го, а уже в сентябре Самохина в ходе разведывательного боя заставила замолчать пулемёт противника, нейтрализовала ДЗОТ, вывела из строя около десяти гитлеровцев.
После войны орденоносец Вера Дмитриевна Калашник занималась и педагогическим трудом, и возглавляла, когда переехала в Первомайский, районный комбинат бытового обслуживания, стояла там у истоков создания местной ветеранской организации и возглавляла её, избиралась в Совет народных депутатов Её не стало шесть лет назад, но архивные страницы сохранили образ двадцатидвухлетней Веры Самохиной-немного похожей на мальчишку блондинки с короткой стрижкой и незабываемой улыбкой.

В Мичуринске помнят Тамару
А в Мичуринске помнят – и в память о ней проводят соревнования по стрельбе из пневматического оружия – Тамару Хаустович (в девичестве Константинову). Тамара Алексеевна родилась в Северной столице, где окончила 10 классов, поступила в Ленинградский институт воздушного транспорта.
В первый же день войны записалась добровольцем на фронт. После окончания медицинских курсов в блокадном Ленинграде работала в военном госпитале. А после полученного ранения окончила курсы снайперов и в 1944–1945 годах командовала взводом девушек-снайперов на 3-м Белорусском фронте. «За этот период её взводом было уничтожено более двухсот гитлеровских солдат и офицеров, при этом сама Константинова лично уничтожила семерых. Награждена именной снайперской винтовкой от ЦК ВЛКСМ, орденом Красной Звезды, медалями», – так написано в характеристике за подписью командира дивизии. После окончания войны (с 1950 года) проживала в Мичуринске, преподавала русский язык и литературу в сельскохозяйственном техникуме. Активно участвовала в военно-патриотическом воспитании молодёжи.
Мария Воеводина
Как во время Отечественной войны 1812 года зарубежный поход русской армии дал возможность массе простых мужиков и множеству небогатых дворян, не имевших средств на заграничные поездки, увидеть Европу, так и в последние месяцы Великой Отечественной возможность увидеть Старый Свет появилась у советских фронтовичек. Вот Мария Ивановна Воеводина, уроженка того самого знаменитого Прохоровского района Курской области и дважды сражавшаяся за свою малую родину, в качестве медсестры в действующей армии участвовала в разгроме фашистов в Варшаве, Берлине и закончила свой боевой путь в Вене. Демобилизовалась, приехала в Белгород. Вскоре пришёл с фронта её парень. Сыграли свадьбу. И так как он был кадровый офицер, их направили «служить» в Хабаровск. После службы приехали в Тамбов. Мария Ивановна работала в училище «Связи» до выхода на пенсию. Занимается общественной работой по настоящее время.
Метод Бордиченко
В честь другой нашей землячки – военной медсестры Бордиченко – был назван метод переливания крови. Раненому солдату после ампутации крайне необходимо было восполнить её потерю, но обескровленные вены настолько сжались, что не позволяли сделать этого.
Тогда Капитолина Бордиченко (Подрезова) вспомнила из учебника медицины, что шейная вена при любых кровепотерях всегда остаётся наполненной, и решила провести переливание именно в шею. Солдат был спасён, а новый способ переливания стал называться «методом Бордиченко». В госпитале, где работала Капитолина, это позволило проводить чуть ли не вдвое больше переливаний, чем обычно. А это были новые и новые спасённые жизни…
Автор:Павел ИЛЬИН