Лента новостей
Статья4 декабря 2014, 10:04

Жить нормальной жизнью

- Наверное, единственный город в нашей стране, который максимально приспособлен для инвалидов, - это Сочи. Пандусы, подъёмники, внимательное отношение и помощь – там всё это на хорошем уровне, - говорит тамбовчанка Надежда Полещук, многократный призёр соревнований в танцах на колясках, принимавшая участие в церемонии открытия XI Паралимпийских зимних игр. Девушка не понаслышке знает, сколько усилий требуется маломобильному человеку, чтобы элементарно выйти в магазин за хлебом, не говоря уже о банальной поездке на общественном транспорте.
С Сочи всё понятно, олимпийский город и не может быть другим. А насколько доступна среда для людей с ограниченными возможностями здоровья в Тамбове? Об этом узнавал «Город на Цне».
Люди с ограниченными потребностями
Пройтись по улице, перейти дорогу, доехать на автобусе на работу — казалось бы, что может быть проще, чем выполнить эти и многие другие элементарные действия. Однако для людей с ограниченными возможностями здоровья даже путь из подъезда до остановки является настоящей полосой препятствий, на которой они преодолевают не только себя, но и окружающую среду.
- Учреждения, куда инвалид-колясочник или «опорник» (человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата), человек с нарушениями зрения способен зайти самостоятельно, не так уж много, пожалуй, только в государственные, - говорит член совета регионального отделения ассоциации молодых инвалидов России «Аппарель» Алексей Усков. - Да, в последнее время пандусы появились у большинства организаций, аптек, магазинов, но вопрос в том, какие они? Подняться по ним с чьей-то помощью сложно, не говоря уже о том, чтобы сделать это самому. Создаётся полное ощущение, что предприниматели делают это не для людей, а для галочки.
Если не для смеха. При допустимом угле подъёма пандуса в 10 градусов, в Тамбове встречаются пандусы с углом под все тридцать! Есть и совсем курьёзные, если не сказать, издевательские случаи: например, в одном из крупных мебельных магазинов пандус от входа упирается в стену. И это не говоря уже об отсутствии поручней и применении покрытий, которые зимой превращаются в настоящий каток.
- А высота бордюров? - продолжает Надежда Полещук. - Их не только мы не перейдём, трудно приходится и пожилым людям, и мамам с колясками. Такая же проблема и с общественным транспортом. Да, транспортный городской парк пополняется низкопольными автобусами и троллейбусами, но на деле идея доступности разбивается о неприспособленные заездные карманы на остановках, неопускающиеся аппарели (пологие площадки для подъёма и спуска) и нежелание водителей тратить время на «неудобных» пассажиров.
- Два года назад мы даже проводили рейд вместе с журналистами по низкопольному транспорту, - рассказывает Наталья Чепурнова, также занимающаяся танцами на колясках. - Мало того, что за­ехать в транспорт без помощи нельзя, так ещё столкнулись с грубостью водителей, некоторые из которых даже не знали, что делать с аппарелью.
Возможность передвигаться — пожалуй, самый наболевший вопрос для людей с инвалидностью. Ведь, как и люди без неё, они хотят учиться, работать, отдыхать и заниматься спортом, в общем, жить нормальной жизнью. А получается, что многие даже не могут выйти из дома, и из людей с ограниченными возможностями здоровья они перешли в категорию людей с ограниченными потребностями.
Доступ в среду
В 2008 году Россия подписала Конвенцию о ООН правах инвалидов и ратифицировала в 2012-м. Конвенция направлена на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.
Следующим шагом стала разработка государственной программы «Доступная среда», одной из главных целей которой было создание условий для беспрепятственного доступа к наиболее значимым для инвалидов объектам и услугам в сферах здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры, жилого фонда.
Однако ситуация с социализацией инвалидов в России по-прежнему стоит довольно остро. Похожие проблемы существуют практически во всех регионах страны. Так, представители многих местных организаций Всероссийского общества инвалидов отмечают, что безбарьерная «модернизация» носит едва ли не формальный характер. Срочного решения требуют вопросы доступности транспорта, а также обеспеченности необходимыми техническими средствами и средствами реабилитации.
- В других развитых странах ситуация обстоит лучше, там инвалиды не изолированы от общества, - рассказывает Алексей Усков, он успел узнать, как работает система соцзащиты инвалидов во время поездки в Германию. - Встретить на улицах Германии человека с инвалидностью можно гораздо чаще, чем у нас, но это не означает, что их там больше, просто больше возможностей для людей с ограниченными возможностями здоровья. Социальное обслуживание инвалидов другое, более продуманное, направленное на индивидуальный подход. Но нельзя забывать, что эта система выстраивалась у них десятилетиями. И, несмотря на это, у них тоже не всё гладко. Инвалиды там также борются за свои права, как и у нас.
А как у нас?
- В нашем регионе также реализуется долгосрочная целевая государственная программа Тамбовской области «Доступная среда» на 2011-2015 годы, - рассказывает начальник отдела по работе с инвалидами управления социального развития области Татьяна Жарикова. - В рамках программы приобретается низкопольный транспорт для инвалидов, оборудуются входы в учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, физкультуры и спорта, культуры, образования, создаются условия для совместного обучения здоровых детей и детей с ограничениями по состоянию здоровья.
Половина финансирования поступает из федерального бюджета, а половина – из областного. Средства, поступившие в этом году, направлены на социальную сферу. Уже закуплено пять низкопольных автобусов для города, в муниципальном транспорте установлены электронные табло для слабо­слышащих граждан. В учреждениях оборудуется входная группа, чтобы инвалиды могли самостоятельно зайти в здание, подняться на нужный этаж. Важно сформировать в обществе толерантное отношение к инвалидам, на что направлена социальная реклама, не так давно появившаяся на улицах Тамбова.
Что касается коммерческих организаций: аптек, магазинов, торговых центров, их оборудование – задача собственников. При этом за ненадлежащего вида пандусы и подъёмники, за отсутствие парковочных мест для инвалидов владельцам грозит административная ответственность. Такие факты уже известны: например, в прошлом году прокуратура Октябрьского района внесла три представления коммерческим структурам города.
Большая помощь организациям инвалидов оказывается при поддержке губернатора Тамбовской области Олега Бетина. Так, три года назад администрация приобрела автомобиль, приспособленный для инвалидов-колясочников.
- Автомобиль без дела не стоит, благодаря ему мы охватываем около семи направлений спорта! - говорит общественный деятель, исполнительный директор Тамбовского отделения «Аппарели» Людмила Макарова. – Ребята ездят на тренировки, участвуют в различных культурных, спортивных мероприятиях. И всё это - благодаря поддержке администрации области. Мы надеемся, что власти будут и дальше нас поддерживать.
Нельзя сделать всё и сразу. Ведь чтобы адаптировать хотя бы одно здание по минимуму, требуется сумма в несколько миллионов рублей. Работа идёт поэтапно и самое важное, что она продолжится. Программу «Доступная среда», которая должна была завершиться в следующем году, в правительстве решено продлить до 2020 года.
***
3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Сейчас в Тамбовской области проживает более 130 тысяч людей с инвалидностью, и в этот день им будет уделяться много внимания. Но хочется, чтобы так было все дни в году. «Нужно, чтобы инвалиды чаще появлялись на людях, жили нормальной жизнью. А то получается, что ты есть, но тебя как бы и нет для всего общества, потому что оно тебя не видит. А как тебя увидят, когда ты элементарно не можешь выйти на улицу?..», - говорит Алексей Усков.
Автор:Надежда Титова. Фото Александра Смолеева.