Лента новостей
Статья17 декабря 2014, 07:00

Живет семья фронтовиков

Когда встречаешься с ветеранами войны, многие из них говорят: да что о нас писать? Ничего особенного на войне мы не совершили, воевали, как все, стремясь побыстрее выпроводить врага с родной земли…
Боевые пути-дороги
Но когда завязывается разговор, то видишь, как воспоминания бередят их душу, как всплывают в памяти новые подробности о пережитом. И эти крупицы воспоминаний дороги для нас, молодых, для которых Великая Отечественная война - далекая история.
Совсем недавно мне довелось встретиться с супругами Петром и Анной Труновыми. В свое время наша газета писала о них, как о долгожителях. Теперь хотелось, чтобы они рассказали о том, как воевали. В нашем городе нынче почти не найдешь семей, где здравствующие муж и жена оба были фронтовиками.

Петр Прокопьевич окончил семилетку в село Коптево Рассказовского района, оттуда его позже призвали в армию. Парню едва исполнилось семнадцать лет, а он уже отправился на передовую. Что, впрочем, было объяснимо: шли суровые бои под Сталинградом, наши войска, как, впрочем, и немецкие, несли большие потери в живой силе, требовалось пополнение. Вместе с другими новобранцами Петр Трунов прибыл под Сталинград, когда тот был уже освобожден. Ужасное зрелище открылось глазам. Город лежал в руинах, дымился. Но наши войска уже двигались вперед, гоня врага на запад, туда, откуда он пришел.

Наш земляк попал в 1083-й зенитно-артиллерийский полк. С раннего утра и до поздней ночи отражали артиллеристы атаки немецкой авиации, сбивали самолеты, огнем зениток заставляли сбрасывать бомбы невпопад, мимо целей. Осваивать непростую технику молодому пареньку пришлось в боевых условиях.

Во время беседы Петр Прокофьевич не один раз замолкал на полуслове, вспоминая то, что пришлось пережить. Вот, например, железнодорожная станция Дарница. Их артиллерийское подразделение разгрузилось неподалеку, заняло боевые позиции. А надо сказать, что эта станция, а также переправы через Днепр для наших войск имели важное стратегическое значение, а потому фашисты не жалели сил и средств, чтобы их уничтожить. Артиллеристы, в том числе и Петр Трунов, отражали атаки немецкой авиации. Удалось узнать такой факт: во время Великой Отечественной войны Дарница бомбили более двух с половиной тысяч раз. Только в апреле 1944 года в результате налёта двух сотен немецких бомбардировщиков она была почти полностью разрушена.

В начале 1945 года Петра Трунова перевели в другую часть - в 225-ю батарею радиолокационных станций, централизованную систему управления и радионаведения истребителей на самолеты противника. Эта новая система значительно повысила эффективность вылетов наших истребителей на перехват вражеских. Как говорит мой собеседник, непосредственно с противником лицом к лицу ему встречаться не пришлось, задача состояла в другом - следить за вражескими самолетами, не допускать их проникновения к нашим стратегическим объектам. Это тоже был нелегкий ратный труд. Постоянно мой собеседник вспоминал своих боевых товарищей, как работали коллективно, как радовались тому, что один самолет врага подбит, уничтожен. В составе этого подразделения мой собеседник воевал до самого Дня Победы.

После войны наш земляк служил еще несколько лет, оно и понятно: невозможно было нашей стране после завершившейся кровопролитной войны так быстро восполнить армейские силы. Демобилизовался Петр Трунов 2 сентября 1950 года, эту дату он запомнил на всю жизнь. Дороги ему награды - орден Отечественной войны II степени и медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
Зоркие глаза и острый слух
Свой вклад в дело Великой Победы внесла и супруга Петра Прокофьевича - Анна Андреевна. На фронт из Рассказовского района она была призвана в январе 1943 года. Служила девушка на одном из постов воздушного наблюдения оповещения и связи (сокращенно ВНОС).
- Мы подвигов не совершали, - говорит Анна Трунова, - не участвовали в рукопашной, не ходили в разведку, но ежедневно помогали нашим войскам отражать атаки немецкой авиации.
Обычно посты ВНОС располагались за 15-20 километров в стороне от полка. Девушки всё время были начеку, вели наблюдение, слушали небо, и если обнаруживали, что нарастает гул вражеского самолета, передавали об этом сообщение в боевое подразделение, чтобы батареи готовились к бою.
- Главным для нас, - рассказывает фронтовичка, - было умение различать по звуку двигателей летевшие по небу чужие самолеты, определять, на какой высоте они движутся. Приходилось и ночью, устремив взгляд в небо, навострив, что называется, уши, вести наблюдение. Но с боевыми задачами справлялись.
Демобилизовалась Анна Андреевна в июне 1945 года. Дома ее встречали как победительницу, радовались, что вернулась живой. Но многие и плакали - те, кто не дождался с войны своих родных и близких.
-Пусть всегда будет на нашей земле мир, - неустанно повторяли мои собеседники. - За это мы воевали, за это переживаем и в наше неспокойное время.
Автор:Анастасия Жидкова