Лента новостей
Статья9 февраля 2015, 11:50

Живет в душе Афганистан

Минуло 26 лет с той поры, когда закончилась афганская война. Но она по-прежнему живет в сердцах солдат, сержантов и офицеров, участников ставших уже историей событий, и в снах они по-прежнему воюют с душманами.

Встречи с молодежью
Участник афганской войны Олег Андреев, являясь в настоящее время заместителем председателя Котовского отделения общественной организации "Российский союз ветеранов Афганистана", часто посещает классные часы в школах города, различные встречи со школьниками в городском музее.
Тема таких мероприятий всегда одна - патриотизм. Мой собеседник своими воспоминаниями, рассказами о мужестве и самоотверженности парней, с которыми служил и которые по возрасту были чуть старше участников встреч с ним, хочет, чтобы представители подрастающих поколений тоже росли патриотами, также беззаветно любили отчий край и были готовы встать в строй защитников Отечества, не выискивая причин уклониться от службы в армии.
Две "учебки" подряд
Олега Андреева призвали на срочную службу в октябре 1986 года. Он вспоминает, что когда на призывной пункт за ними, 18-летними новобранцами, прибыли пограничники из КСАПО (Краснознаменный Среднеазиатский пограничный округ), сердца их начали биться учащеннее. Ребята знали, что совсем рядом с месторасположением этого округа, в соседней стране - Афганистане - идет война. И догадывались, что, попав на службу в Среднюю Азию, они, возможно, тоже станут через какое-то время ее участниками.
Но пока их ждала учебка в Керкинском пограничном отряде. Хотя и было нелегко, но за месяц ребята прошли настоящую школу мужества. Боеподготовке уделялось наисерьезнейшее внимание, молодые воины, в числе которых был и Олег Андреев, пожалуй, в совершенстве за короткий срок овладели наукой ползать, умело передвигаться во время боя, менять позицию, стрелять, бегать с 50-килограммовым снаряжением… А потом мой собеседник пошел, можно сказать, на повышение, его отправили в Семипалатинск в очередную учебку - только теперь обучаться на сержанта. И весной 1987 года он вернулся в пограничный отряд в звании младшего сержанта.
Злые пески пустыни
Но теперь нашего земляка ждал Афганистан. Олег Андреев попал в мотоманевренную группу, или сокращенно ММГ. Ее боевая деятельность заключалась в патрулировании и разведывательно-поисковых действиях в так называемых зонах ответственности. Занимались наш земляк и его товарищи прикрытием советской границы со стороны Афганистана, всеми силами стремились близко не подпустить к ней "духов". Если территорией дислокации соседнего боевого подразделения были горы, то отряд Олега воевал в пустыне, такой же грозно-недоброжелательной. Выезжали на войсковые операции в составе колонны, зорко следя за тем, чтобы не нарваться на "подарочки" от душманов в виде замаскированных мин.
Мой собеседник вспомнил случай, который глубоко врезался ему в память. Над территорией, подконтрольной их отряду, враг сбил наш вертолет. Рухнул он в раскаленный песок пустыни. Ночью наши к нему подобрались, техники-специалисты все важное из него забрали, а молодые бойцы за ночь, имея в своем распоряжении лишь лопаты, закопали вертолет глубоко в землю, чтобы душманы ничем не поживились из него.
Атаки на караваны
После первого года службы в Афганистане Олега перевели в десантно-штурмовую манёвренную группу (ДШМГ), действующую здесь же, на территории соседней страны. Первые полгода он был снайпером, часто находился в засаде, когда с его помошью требовалось освободить тот или иной кишлак от вражеского отребья.

Вообще надо сказать, что в состав ДШМГ входили солдаты всех необходимых воинских специальностей - помимо снайперов, пулеметчики, гранатометчики, радисты… Молодые ребята находились в постоянной боевой готовности, по тревоге совершали боевые выезды, а на вертолётах не раз облетели практически всю афганскую границу. Война всегда выявляет сущность человека, и Олег Андреев был несказанно рад тому, что рядом с ним находились настоящие мужчины, готовые подставить крепкое надежное плечо.

Впрочем, таковым был и он сам. Потому не случайно его назначили командиром отделения. Формированию стойкого характера парня во многом способствовал его отец, который был в свое время десантником, а на “гражданке”, работая на заводе ЖБИ, внес немалый вклад в возведение мемориала “Вечный огонь” в парке Воинской славы. Олег, кстати, тоже мечтал когда-то стать десантником.
Ребятам отделения довелось участвовать во многих боевых операциях, в основном по разгрому крупных бандформирований вблизи границы. Уничтожали вражеские караваны, перевозящие оружие и наркотики. К слову сказать, наши воины, обнаруживая белый порошок у уничтоженных бандитов, даже и не знали, что это наркотик. Ну, порошок и порошок, что с того? Мой собеседник вспоминает, что ежедневно боевые группы вылетали на вертолетах для ведения воздушной разведки местности; что однажды ему и его товарищам, попавшим в экстремальную ситуацию в афганской пустыне, пришлось питаться, за неимением другого, здешней живностью - черепахами, змеями...
Приходилось воинам отделения, которым командовал Олег Андреев, прикрывать также, находясь в укрытиях, офицеров-разведчиков, направляющихся на встречу с агентами из местного населения. В тот период, когда афганская война уже катилась к закату, здешние жители достаточно активно поддерживали советских солдат, передавали важные сведения о местонахождении душманов.
На полгода больше
В восьмидесятые годы прошлого века в армии служили два года. Осенью 1988 года Олег Андреев по закону должен был демобилизоваться. Однако для моего собеседника служба растянулась на два с половиной года. Потому что в тот период война в Афганистане для советской стороны заканчивалась, присылать в пекло новобранцев на замену опытным солдатам не имело смысла - неминуемы серьезные потери. Зато, в противовес им, "старички" знают цену жизни и осторожны во всем, что касается нахождения в чужой стране.
Отделению Олега Андреева, как и целому ряду других боевых подразделений, поручили обеспечивать безопасность советских войск, покидающих Афганистан. К этому времени были свернуты гарнизоны, многие заставы и блоки, военные городки переданы афганской стороне. Далеко вытянулись колонны наших войск, увлекаемые общим потоком на север чужой страны, зато все ближе к родной границе. То был долгожданный, не раз снившийся во сне путь домой, пусть пока и по чужбине.
Не уходит из памяти нашего земляка последний вылет, который он с боевыми друзьями совершил 13 февраля 1989 года. Так получилось, что их группа попала в засаду, под залпы гранатометчиков. Но, к счастью, все обошлось. До полного вывода советских войск из Афганистана оставалось всего два дня.
Трудно было привыкнуть к тишине
А месяц спустя Олега Андреева наградили медалью "За отличие в охране государственной границы СССР". Также ему была вручена медаль "Воину интернационалисту. От благодарного афганского народа".
После службы Олег Андреев первое время работал инкассатором в банке. Трудно было войти в жизнь без свиста пуль и обгоревшего металла, привыкнуть к тишине. Саднило сердце от потерь на войне боевых товарищей.
Потом наш земляк окончил Саратовскую академию управления, занялся предпринимательством.
- Удалось все же сравнительно быстро войти в мирную колею. Но все равно, сколько бы лет ни прошло лет, - говорит Олег Андреев, - память снова и снова будет возвращать нас в Афганистан под ослепительно белое солнце днем и ночное небо с мириадами звезд, водить по пустыням и горам, перевалам и ущельям. Туда, где мы теряли друзей и могли в любой момент уйти за ними. Туда, где было неимоверно тяжело, но где каждый чувствовал за собой огромную державу и свой маленький боевой коллектив, в котором плечо к плечу жили и воевали.
Фото из архива Олега Андреева
Автор:Анастасия Жидкова