Лента новостей
Статья24 декабря 2015, 08:44

Тамбовская архитектура

В последнее время мы всё чаще говорим о разрушении старого Тамбова. По моим наблюдениям, очень немногие разделяют тревогу градозащитников, мало кто понимает, что мы теряем уникальную провинциальную архитектуру, город утрачивает своё лицо. Одной из причин такой невосприимчивости к наследию прошлого является отсутствие популяризации архитектуры. Что можно было бы предложить в качестве альтернативы? Мой собеседник — Евгения Борисовна Твардовская, журналист, редактор телеканала «Россия-24», редактор сайта «Хранители наследия».
Олег Карнаухов (О.К.): — В странах Европы ежегодно проводится день открытого памятника или день открытых дверей архитектуры. В Германии ежегодно более 4 миллионов посетителей пользуются возможностью увидеть памятники архитектуры — банки, казармы, заводы, частные дома. Имеет ли подобная инициатива перспективы в России?
Евгения Твардовская (Е.Т.).: — Подобная инициатива у нас в стране имеет не только перспективы, но и свою историю, и своё весьма активное настоящее. В России отмечаются два международных праздника: 18 апреля — Международный день охраны памятников и исторических мест, учреждённый ­ЮНЕСКО­ в 1982 году, и 18 мая — Международный день музеев. Москва пошла ещё дальше и объявила эти даты Днями исторического наследия. Это «официальный повод» открыть двери для бесплатного посещения объектов культуры и памятников архитектуры, находящихся в ведомственной или частной собственности. В этом году в Москве было открыто 176 площадок и проведено 97 экскурсий. Открывают двери посольства, особняки, в которых сидят конторы различных Союзов, государственных фондов, МИДа и других министерств. При определённом упорстве можно попасть и на Тверскую, 13, во Дворец московского генерал-губернатора. Безусловно, число посетителей ограничено, нужно предварительно записываться, но шанс есть, люди уже готовятся заранее и, как когда-то ловили талоны на сапоги, так теперь стремятся заполучить место в группе на посещение замечательного объекта. К общегородской инициативе подключаются общественные организации, в том числе градозащитные и краеведческие. Они проводят различные акции или устраивают серию экскурсий по проблемным точкам города, выполняя и просветительскую миссию, и привлекая внимание жителей и властей к проблеме. В этом году в Липецке состоялась общегородская акция «Исторический квартал», посвящённая сохранению застройки XIX века; в Москве «Архнадзор» устроил субботник по уборке и сохранению старинного вокзала на станции Черкизово Московской Окружной железной дороги; в Петербурге по «горячим точкам» с экскурсантами проехал исто­рический трамвай 1933 года; в Екатеринбурге «Реальная история» организовала в одном из скверов исторического центра выставку-фестиваль ­«АРТеФАКТ», пытаясь через художественные образы объяснить, зачем сохранять исторический город. Таким образом, система открытых дверей работает и на вход и на выход.
О.К.: — Для дня открытых дверей памятников в Европе выбирается тематика и под неё устроители подыскивают подходящие архитектурные объекты. Девиз дня открытых дверей этого года: «Ремесло, техника, промышленность». Распахнут двери сотни старинных цехов, паровозных депо, мастерских, производств, связанных с изготовлением мозаики, керамической плитки, кузни. Упор на промышленную архитектуру. Какие темы для подобного дня открытых дверей предложили бы вы?
Е.Т: — Перспективна тема цеховых праздников. В Международный день театра — устраивать экскурсии за кулисы и рассказывать об исторических театральных зданиях. Но «открытые двери» предъявляют определённые требования к принимающей стороне. Это должен быть талантливый знающий экскурсовод, нужно грамотно организовать запись людей, чтобы не было накладок, подготовить помещение к приёму гостей и убрать его после их ухода. А всё это означает перебой в основной работе коллектива. Не каждая организация готова эти сложности преодолевать. Не думаю, что цеховое братство у нас развито настолько и настолько интересуется архитектурой. Поэтому более реальной выглядит инициатива краеведческих обществ и частных проектов. Здесь всё зависит от креатива и специфики города. Если это исторически сложившийся промышленный центр, то темой может стать индустриальная архитектура, её современное использование и приспособление. А для Тамбова тема, которая «лежит» на поверхности, — это рахманиновский Тамбов. Критерием для выбора темы могут стать архитектурные стили — модерн, конструктивизм, современная архитектура. Вариантов масса, и многие краеведческие компании, которые проводят экскурсии по Москве, уже перешли от разрозненных экскурсий по улицам и стилям к циклам в увязке с лекциями. Крупный столичный проект «Москва, которой нет» недавно провёл цикл по советской архитектуре с известным историком архитектуры Денисом Ро­модиным, литературовед Леонид Видгоф читал лекции и водил по толстовской Москве. А совсем молодой столичный проект «Будь туристом!» предлагает целое направление «Российское купечество». В его рамках — встречи с потомками знаменитых родов, экскурсии по договорённости в их бывшие особняки, лекции москвоведов об истории купеческих семей.
О.К.: — Кто должен отвечать за организацию подобных дней? Что представляется вам более разумным — государственное начало и руководство, более неформальная организация, например, Союз архитекторов или частная инициатива? Или совместные усилия?
Е.Т.: Государственная отмашка дисциплинирует и снимает бюрократические барьеры. Многие памятники архитектуры принадлежат госструктурам, без санкции «сверху» никто туда не пустит. Когда за «открытые двери» отвечал Департамент культуры и Мосгорнаследие, принимающей стороне оказывалась поддержка: предоставлялись экскурсоводы, люди для записи посетителей и т.п. Пользователям памятников реально надо было, ну, … только открыть двери. Ситуация изменилась, эти функции переданы ведомственной туристической компании, оргподдержка ослабла, и число памятников, в которые можно попасть, резко сократилось. Их хозяева не хотят лишних хлопот. Подобные инициативы дают возможность поработать вместе и власти, и общественности. Это поле, на котором двух мнений быть не может: да, нужно показывать, да, памятники культуры — это хорошо, да, нам есть чем гордиться. Градозащитникам — это повод показать проблемные точки и указать на них мирным путём; власти — прислушаться и увидеть, что граждане думают, имеют своё мнение, неравнодушны к городу.
О.К.: — Кто является целевой аудиторией подобных мероприятий?
Е.Т.: — В программах общественных организаций и частных проектов — люди, интересующиеся архитектурой, неравнодушные к истории и состоянию города. Общее настроение захватывает, и подключаются даже те, кто не любитель старины и экскурсий. Приходят с кем-нибудь за компанию или случайно, а потом — втягиваются и начинают интересоваться городом, в котором живут. В нулевые на экскурсии приходило не больше десяти человек, а органы правопорядка с чрезвычайным подозрением относились к компаниям, которые останавливались у каждого дома, заходили в подворотни и о чём-то долго разговаривали: милиционеры просто не понимали, что же тут можно показывать. Сейчас ситуация диаметрально противоположная. Таких проектов становится всё больше, и каждый находит свою нишу и публику, множится число гидов, есть свои фавориты, на экскурсии которых надо записываться заранее. Архитектурный ликбез и прогулки по городу со знающим человеком становятся популярным времяпрепровождением.
Фото Анатолия АФАНАСЬЕВА
Автор:Олег КАРНАУХОВ