Лента новостей
Статья4 августа 2014, 14:28

Что в люди вывела меня

Юные горожане вряд ли сумеют объяснить такую аббревиатуру - ШРМ. Зато для представителей старшего и среднего поколений она вполне понятна.

Речь идет о школе рабочей или работающей молодежи, сокращенно ШРМ. Да, существовало такое учебное заведение в Котовске, как, впрочем, и на многих других территориях нашей необъятной Родины. Многие и многие, те, кто когда-то учился в такой школе, говорят ей спасибо, вспоминают ее добрым словом.

В название своей публикации я поставила несколько перефразированную строчку из популярной песни замечательного советского фильма "Весна на Заречной улице". Наверняка помните:
И не забуду никогда
ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня..

Кстати, этот фильм повествовал о парнях и девчатах, которые после трудовой смены спешили на занятия в "вечёрку". Это еще одно название школы рабочей молодежи.

И вот так же спешила на уроки в ШРМ котовская молодежь, чтобы получить образование, пополнить багаж знаний. А стремление к знаниям было огромным!

Где только ни ютилась вечерняя школа, которая поначалу своего здания не имела. И на четвертом этаже школы №1, и в школе №5 по улице Колхозной, и в фойе ДК тоже проводили занятия. Расставили длинные столы, установили учебную классную доску. Мел, карта географическая... И всё - веди, учитель, урок.

На кирпичном заводе было открыто специальное отделение, называлось оно так - средняя школа №2 при учреждении (далее номерной знак), ее директором с 1969 по 1977 годы работал В.П. Козадаев, учитель физики. Эта школа была для тех, кто был не в ладу с законом, а учиться хотел. Добирались учителя туда чаще всего на грузовиках, ходили пешком, иной раз давали автобус. Случались недоразумения, но несерьезные.

А всё потому, что по-человечески относились педагоги к своим питомцам, не ставили себя выше их, но и дистанцию умело держали, панибратства не допускали. И ребят учили, и сами учились.
Многие педагоги нормально проработали в ШРМ всю свою жизнь. Юными окунулись они в эту сложную стихию и не покинули ее, всем сердцем прикипели к школе рабочей молодежи. А многие и любовь, судьбу свою здесь нашли. Вместе на занятия, и после уроков опять вместе - дружба перерастала в романтические отношения. Вот всего лишь два примера. Ученик школы Владимир Негуляев работал на заводе, а Эмма Дубышкина была учителем математики. ШРМ помогла соединить и судьбы Леонида Полосина и Ирины Калиниченко, учителя русского языка и литературы. Эти семейные пары пошли по жизни рука об руку, вырастили детей, а теперь уже их род продолжают внуки и правнуки.
И еще примеры привести можно. Так что "вечёрка" была не только учителем, пропагандистом знаний, но и созидателем семей.

В начале 60-х годов прошлого века учеников в ШРМ становится так много, что тех помещений, которые им предоставляли, катастрофически не хватает. Остро встает вопрос о собственном здании. И вот в 1962 году школа справляет новоселье, получив особняк по улице Котовского, 41. В том, что это осуществилось, большую роль сыграли педагоги учебного заведения, в особенности Л.Н. Чумичева, П.В. Пономарева, А.Н. Чернова. Все они, каждая в свое время, возглавляла ШРМ; позднее директорскую должность занимали И.В. Бугаева, А.М. Ускова. По вышеназванному адресу вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа находилась с 1962 по 1993 годы. Затем ее реорганизовали, в городе появился центр образования молодежи (ЦОМ).

Выпускники разных поколений с трепетом, любовью, большой признательностью и уважением говорят о своих педагогах, в числе которых А.И. Теплякова, М.С. Шандарова (биология); М.П. Гордеева, И.А. Полосина, Е.П. Проводина, З.А. Ферапонтова, М.М. Ревзина, Г.Н. Кириллова, В.Д. Илларионова (русский язык и литература); супруги Сидоренко (он - историк, она - математик); супруги Бирюлины (муж директорствовал, а Вера Георгиевна вела уроки иностранного языка); Л.В. Смольянова, О.Г. Романова, Р.И. Буданцева, И.В. Бугаева (математика), Л.Н. Чумичева, А.Н. Чернова, К.М. Федосова, А.М. Ускова, И.А. Покровская, Г.Н. Кондратьев (история); Е.И. Лапутина, В.П. Кирьянова, Г.П. Хисматулина (химия); Я.Д. Герасимчук, В.П. Козадаев, А.Я. Хробак, С.И. Сложеникина (физика).

Именно эти педагоги-подвижники, влюбленные в свои предметы, отлично их знающие, не только передавали ученикам знания, но и прививали им правильное отношение к жизни, учили ценить прекрасное, дружбу, коллективизм, понимать музыку, поэзию. Сколько было совершено турпоездок по СССР, сколько увидено спектаклей, концертов! На многих выставках в музеях побывали учащиеся ШРМ и их наставники. Котовская школа рабочей молодежи дала старт в большую жизнь тысячам своих выпускников. Многие из них продолжили учебу, поступили в техникумы, институты, стали знающими, толковыми строителями, рабочими, водителями, многие заняли руководящие должности. Это всё позитивная роль вечерней школы, а то пренебрежение, которое порой проскальзывало в оценке школы, было, как говорится, не от далекого ума.

На слуху у нас имена тех людей, которые в свое время закончили вечернюю школу, которые нашли себя в различной профессиональной сфере деятельности. Так, многие годы А.И. Батуров возглавлял народный театр; В.И. Герасин - известный в городе человек, писатель; Ю.Н. Путков работал адвокатом, Г.И. Хирова - врачом. А кому не знакомы имена педагогов Ю.С. Никонова, Г.И. Завражиной, Л.А. Дорошиной, Б.С. Пономарева? Владимир Тихонов возглавлял милицию, Н.А. Борисов стал кадровым офицером, А.А. Иванов трудился на Байконуре, С.А. Медникова являлась директором торгового центра. И этот список можно долго продолжать.

Вот как Ю.Н. Путков говорил об учителях ШРМ: "Они много знали, были прекрасными специалистами. Один из них, Н.И. Попов, очень любил литературу, особенно поэзию. Он и мне привил эту любовь. Думаю, что если бы не было "вечёрки", очень многого в моей жизни не случилось, не произошло, не состоялось. Я благодарен ШРМ и ее учителям".
К этим словам, без сомнения, присоединятся все выпускники данного учебного заведения.
Автор:Ольга Алтухова