Лента новостей
Статья17 марта 2015, 11:26

Город Котовск: прошлое и настоящее

В этом году Котовская школа-интернат будет отмечать 50-летие своего создания.
Учреждение с особым режимом для детей, перенесших полиомиелит, было открыто в Котовске в сентябре 1965 года - в соответствии с приказом Тамбовского областного отдела народного образования от 24.06.1965 г. № 70. В школе было 7 классов, 112 воспитанников, которые здесь жили, учились, лечились. На первом этаже располагались столовая и врачебные кабинеты, на втором - учебные классы, на третьем - спальни, библиотека, телевизионная, пионерская комнаты.
Возглавлял коллектив воспитателей, учителей и медицинских работников Василий Яковлевич Жиряков. Великолепные воспитатели работали в школе, в их числе Нина Петровна Уварова, Валентина Александровна Черняк, Валентина Алексеевна Рыжова, Любовь Семеновна Макарова, Татьяна Васильевна Литвинова, Юлия Николаевна Сидорова, Тамара Григорьевна Левина, Серафима Павловна Юрова, Вера Григорьевна Каменева. Высоким профессионализмом отличались учителя Людмила Ивановна Трубарова, Нина Семеновна Самородова, Татьяна Андреевна Пахомова, Ирина Гавриловна Александрова, Юлия Васильевна Богатырева, Светлана Михайловна Павлинова, Лидия Петровна Алехина, Людмила Степановна Мартыненко, Елена Всеволодовна Сокольская, Нина Петровна Крылова, Виктор Васильевич Литвинов, Надежда Николаевна Григорьева.
Школьные традиции закладывались в первые годы. Это и праздник первого звонка, и конкурсы на звание "Класс, спальня образцового порядка", и выставки технического творчества, и встречи с интересными людьми, и выпускные вечера. Ребята очень любили участвовать в конкурсах художественной самодеятельности, буквально все хотели петь и танцевать. С концертами наши воспитанники охотно выезжали в города области. Да и за пределами Тамбовщины бывали; однажды в Воронеже артисты художественной самодеятельности из Котовской школы-интерната завоевали диплом.
Отрадно, что многие первые выпускники закончили средние специальные учебные заведения, а затем и институты, стали работать юристами, учителями, инженерами.
Сменив своего предшественника на посту директора школы, Валентин Филиппович Забродин поддержал устремления педагогического коллектива по развитию творческих способностей учеников. Учающиеся школы-интерната стали принимать активное участие в городских литературных конкурсах, где занимали призовые места. Лучшие работы ребят публиковались в городской газете "Ленинский путь". Благодаря активности Валентина Филипповича улучшились условия жизни воспитанников школы-интерната: к ней начали делать пристройку, вследствие чего площадь здания должна была значительно расшириться.
С 1989 по 2000 годы образовательным учреждением грамотно и умело руководил заслуженный учитель России Михаил Сергеевич Уваров со своими бессменными заместителями Верой Яковлевной Сантыловой и Валентиной Дмитриевной Петрищевой. В 1989 году была введена в эксплуатацию пристройку к зданию школы. Появились в школе большие и светлые спортивный и актовый залы, новая столовая, классы и спальни.
В 1994 году на основании постановления администрации города от 04.01.1994 № 11 школа-интернат стала действовать как МОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата г. Котовска Тамбовской области". Среди воспитанников были дети с ДЦП, но теперь больше появляется детей и с нарушениями интеллекта. Педагогический коллектив школы трудится над разработкой новых программ, расширяет свои знания в области специальной педагогики и психологии.
Время неумолимо бежало вперед. И в 90-е годы прошлого столетия на смену кадровым работникам стали приходить молодые педагоги. Начиная с 1992 и включительно по 1999 годы в коллектив влились Наталья Васильевна Батурова, Марина Ивановна Кузнецова, Галина Львовна Суханина, Ольга Михайловна Еремина, Татьяна Константиновна Подлеснова, Елена Николаевна Морозова, Ирина Викторовна Жидкова, Ирина Анатольевна Степанова, Елена Владимировна Магомедова, Лариса Анатольевна Протопопова, Елена Александровна Кочеткова.
Начало XXI века ознаменовалось кадровыми изменениями в истории школы-интерната. Ее возглавил молодой профессионал Эдуард Николаевич Долгов, а заместителями были назначены Андрей Михайлович Полонский и Галина Алексеевна Малахова.
Среди коррекционных школ Тамбовщины Котовская школа-интернат была и остается самой большой по численности. Педагогический коллектив живет работой: проводятся интересные выставки методических находок, устраиваются конкурсы на лучший учебный кабинет, лучшую методическую разработку, лучшее методическое объединение учителей. Создано методическое объединение медицинских работников, и вместе с ними педагоги выстраивают здоровьесберегающую среду для воспитанников. Нельзя не отметить большой вклад медицинского персонала в реабилитацию воспитанников учреждения, в том числе врачей Галины Афанасьевны Охрименко, Натальи Михайловны Левочкиной, Александра Александровича Дзюбы, Маргариты Павловны Коханенко, медицинских сестер Валентины Александровны Неретиной, Раисы Пантелеевны Гончаровой, Лидии Александровны Елагиной, Раисы Александровны Корнеевой, Любови Васильевны Лукьяновой и других.
Приятно отметить, что в 2001 году учитель начальных классов школы-интерната Татьяна Андреевна Пахомова стала победителем городского конкурса "Учитель года". Девиз ее работы всегда был такой: "Я провозглашаю снова: всё начинается с любви!".
История школы - это судьбы людей. И как прекрасно, когда в родные стены после окончания вуза возвращаются ее выпускники, как это было в случае с Лидией Петровной Алехиной. По окончании педагогического института она пришла работать в интернат учителем рисования и трудового обучения. Всю свою жизнь отдала родной школе: постоянно придумывала для ребят интересные дела, учила всему, что умела сама. Уроки Лидии Петровны очень любили все ученики. Она научила рисовать своего воспитанника Юрия Репина, мальчика без кистей рук, который впоследствии стал художником. С удовольствием педагог занималась оформлением классов и спален, ее талантам не было предела.
Учитель русского языка и литературы Людмила Ивановна Трубарова пришла в школу-интернат в 1966 году и проработала в ней 46 лет. Ее ученики получали прочные знания, активно и результативно участвовали в школьных олимпиадах, городских и областных конкурсах сочинений. Но для детей было важнее всего ее материнское участие в их судьбе. Особое место в коррекционно-образовательном процессе Людмила Ивановна отводила применению активных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий. Она эффективно использовала воспитательный потенциал уроков гуманитарного цикла для развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, апробировала диалоговые формы обучения. Людмилу Ивановну с теплотой вспоминают ученики, до сих пор они - частые гости в ее доме.
В начале нового столетия учреждение претерпевает изменения в своем наименовании и статусе. Так, с 2002 года оно стало называться МОУ ""Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска Тамбовской области"; в 2005 году было передано в государственную собственность Тамбовской области и переименовано в ТОГОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска"; в 2009 году стало называться несколько по-иному - ТОГОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска".
В школе-интернате сегодня обучаются 150 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них 12 детей-сирот, 56 детей-инвалидов. Обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психического развития. Образовательное учреждение оказывает квалифицированное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение воспитанников. Реализуются программы начального и основного общего образования. Работают кружки и спортивные секции. Ребята часто становятся призерами областных конкурсов и соревнований. Медицинские работники оказывают такие услуги, как массаж, ЛФК, физиолечение, парафинолечение и др. Работает детская организация "Мы вместе!"
В 2009 году школу-интернат впервые возглавила женщина - Галина Владимировна Алпатова, талантливый, инициативный, креативно мыслящий руководитель. Не случайно она стала победителем областного конкурса "Лучший директор" в 2012 году. Особое место руководитель образовательного учреждения уделяет гуманизации и индивидуализации коррекционно-образовательного процесса, обновлению материально-технической базы, развитию плодотворных, эффективных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Надо сказать, что именно под руководством Галины Владимировны Алпатовой на базе школы-интерната созданы новые формы деятельности образовательного учреждения, включая ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями, центр по профилактике социального сиротства, центр сопровождения интегрированного образования "Семицветик". Ниже расскажем подробнее об их деятельности.
Уже второй год на базе Котовской школы-интерната работает центр сопровождения интегрированного образования "Семицветик". Он начал существовать в рамках проекта, финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На сегодняшний день многие родители и дети не только нашего города, но и других районов области пользуются его услугами, прежде всего по комплексной подготовке к школе и дальнейшему сопровождению в процессе образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется также помощь их родителям и работникам образовательных учреждений.
Этот центр не зря получил название "Семицветик". Его деятельность направлена на решение целого спектра задач, включая работу службы ранней помощи, службы консультирования, групп предшкольной подготовки, лекотеки, "Школы родителей", оказание медицинских, социальных, психолого-педагогических услуг, организацию совместных занятий, мероприятий родителей с детьми, проведение цикла занятий в образовательных учреждениях по программам формирования толерантного отношения к людям с особыми потребностями. В "Семицветике" работают высококвалифицированные специалисты, которые проводят грамотное диагностирование детей, разрабатывают специальные подборки коррекционных программ, развивающих игр и упражнений, индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения ребенка, что очень здорово помогает в преодолении проблем в развитии, подготовке к школьному обучению.
Центр по профилактике социального сиротства действует на базе школы-интерната с 2009 года. В его состав входят социальные педагоги, педагог-психолог, кураторы семей, а руководит им Ирина Борисовна Шелпакова.
Деятельность специалистов центра нацелена на то, чтобы обеспечить право каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Для достижения этой цели проводится профилактическая и реабилитационная работа с разными категориями семей: замещающими; находящимися в трудной жизненной ситуации; группы риска. Организована также информационно-просветительская деятельность.
В центре реализуется технология раннего выявления семей группы риска. С семьями, находящимися в кризисной ситуации, проводится индивидуальная реабилитационная работа; им оказывается содействие в решении целого комплекса социальных и психолого-педагогических проблем. Для семей данной категории открыта "Школа осознанного родительства", где регулярно проводятся групповые детско-родительские занятия, тренинги для ребят и взрослых.
В рамках профилактической услуги "Ранняя профилактика отказов от детей в медицинских учреждениях" налажена разъяснительная деятельность среди молодежи, работа с беременными женщинами, с теми, кто выразил желание оставить ребенка в роддоме.
Центр оказывает также необходимую помощь и поддержку замещающим семьям города. Для потенциальных родителей организована подготовка к приему ребенка в семью на воспитание. А для уже функционирующих семей подобного плана проводятся занятия в "Школе замещающих родителей". Им предлагаются различные досуговые мероприятия: праздники, игротеки, экскурсии; большое значение придается организации консультаций с различными специалистами.
Центр по профилактике социального сиротства активно сотрудничает с отделом образования и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города, ОМВД России по г. Котовску, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры, образовательными организациями города, психолого-консультативной службой "Доверие". А эффективную методическую помощь оказывают ему сотрудники Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр "Ради будущего".
Для повышения эффективности работы центр по профилактике социального сиротства взаимодействует с благотворительным фондом "Ключ", благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимчеко.
Школа-интернат постоянно расширяет спектр услуг, оказываемых населению Котовска и области. Так, в целях модернизации и развития специального (коррекционного) образования с учетом перспектив и приоритетных направлений образовательной политики на базе школы-интерната в ноябре 2009 года был создан ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная его цель - формирование единого коррекционного пространства на основе сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями как нашего города, так и Тамбовщины в целом. И он оснащен всем необходимым для оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Оборудованы компьютерный класс со специальным оборудованием, сенсорная комната, комната Монтессори, приобретены тренажеры в зал лечебной физической культуры, "Газель" для перевозки инвалидов-колясочников. Действует кабинет предшкольной подготовки, установлены аппаратно-программные комплексы биологической обратной связи: логотерапевтический и для коррекции двигательных нарушений. И разумеется, ставка сделана только на высококвалифицированных специалистов - педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога дошкольного образования.
Большим спросом у населения Котовска и области пользуются услуги ресурсного центра: коррекционные занятия со специалистами, предшкольная подготовка, консультирование по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты центра внесли большой вклад в развитие в регионе инклюзивного образования, то есть когда предоставляется возможность детям-инвалидам получать образование в массовых школах наравне со здоровыми детьми. Им есть о чем рассказать на ежеквартальных областных и городских семинарах. За услугами в ресурсный центр ежегодно обращаются около 250 родителей, 150 педагогов Котовска, других территорий области.
Специалисты ресурсного центра принимают участие в работе международных, общероссийских, областных семинаров, научно-практических конференций по проблемам сопровождения, обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует повышению качества услуг, оказываемых населению. Налажено тесное взаимодействие с образовательными учреждениями города и области, областной психолого-медико-педагогической консультацией (комиссией), областными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, муниципальными отделами образования.
Вся воспитательная работа в школе-интернате строится таким образом, чтобы наиболее полно учитывать все особенности воспитанников и обеспечить им успешность дальнейшего жизненного пути. В школе созданы 13 воспитательских групп дневного пребывания и 5 групп круглосуточного пребывания для иногородних детей. Для педагогов важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе-интернате, как дома, - востребованным, защищённым, чтобы он нашел своё место в школьной семье. А для этого созданы комфортные условия пребывания в учреждении, максимально приближённые к домашним; на передний план выдвинуты партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей.
65% всех воспитателей школы-интерната аттестованы на первую квалификационную категорию. В 2012 году воспитатель Татьяна Сергеевна Дутова стала победителем одной из номинаций регионального этапа Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений "Воспитать человека". Ее профессиональное кредо: "Люби, твори, прощай". Только следуя ему, можно воспитать достойного человека, помочь найти ему место в жизни. Формирование личности в каждом ребенке - процесс длительный, требующий огромных усилий, но на то мы и педагоги, чтобы преодолевать трудности на этом пути. Ее достижения были по достоинству оценены. За многолетний добросовестный труд в системе образования области и достигнутые результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения Татьяна Сергеевна награждена Почетной грамотой управления образования и науки области, включена в Международную ежегодную энциклопедию "Одаренные дети" в рубрику "Доска почета".
В декабре 2014 года воспитатель Котовской школы-интерната Марина Вячеславовна Родионова победила в областном конкурсе "Лучший воспитатель", который проводился среди педагогических работников интернатных учреждений Тамбовщины. Ее не перестают волновать вопросы нравственного воспитания юной смены: "Как научить маленького человечка любить людей, ощущать радость от общения с ними? Как приобщить детей к прекрасному, научить ценить великолепие мира?". Марина Вячеславовна осознает: только любовь к ребенку, насыщение его мыслей добрыми побуждениями помогает воспитанию, а значит, формированию в нем личности. Под ее началом разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков "Истоки" на 2011-2016 годы.
А коллеги доверили ей возглавлять методическое объединение воспитателей и классных руководителей школы-интерната.
Педагогический коллектив во главу угла своей работы ставит духовно-нравственное воспитание своих подопечных. В последнее время укрепились связи школы-интерната с Благовещенским храмом города. Особенно по душе детям православные и фольклорные праздники с участием настоятеля храма отца Иоанна, учащихся школы №3, воскресной школы. Неизгладимое впечатление оставляют экскурсии по православным местам Тамбовщины, паломнические поездки. С удовольствием посещают ребята кружок Дома творчества "Основы православной культуры", работающий на базе интерната, активно участвуют в конкурсах духовно-нравственной направленности "Святые заступники Руси", "Красота божьего мира", "Пасхальное яйцо", "Семья - ковчег спасения".
Учащиеся школы-интерната вовлечены и в активную творческую деятельность. Расширение сети кружков и спортивных секций произошло за счет привлечения специалистов учреждений дополнительного образования города - детской школы искусств, Дома творчества. Особенно интересны ребятам кружки декоративно-прикладного направления - "Умелые руки", "Ручной труд", "Рукодельница", они участвуют в городских и областных фестивалях творчества детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Работы воспитанников интерната охотно раскупались, например, на Международной Покровской ярмарке в октябре 2013 и 2014 годов.
В каждом школьном доме есть свои крепкие традиции. Не исключение и школа-интернат. Наиболее значимым традиционным мероприятием является здесь праздник детства и приуроченная к нему неделя детства, посвящённые Международному дню инвалида. Мероприятия пронизывает атмосфера добра, взаимопонимания, радости; на них обязательно приглашаются дети, обучающиеся на дому, в том числе инвалиды-колясочники.
Одной из проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей-сирот, является ограниченность их социальных контактов. Поэтому педагогический коллектив школы-интерната стремится максимально использовать воспитательные возможности социокультурной среды, укрепить связи с детскими и молодежными организациями. Особое значение придается взаимодействию с молодежными организациями инвалидов. В числе наиболее активных социальных партнеров школы - региональное отделение Общероссийской ассоциации молодых инвалидов "Аппарель". Совместно проводятся праздники, вечера отдыха, соревнования по паралимпийскому виду спорта "боччо", веселые старты, мастер-классы, выставки и т.д.
Воспитанники учреждения - частые и желанные гости городской службы "Доверие", которая организует для них интересные и содержательные мероприятия. В 2014 году учащиеся школы-интерната приняли активное участие в проекте общественной организации "Молодежные инициативы".
Ведется активная работа по привлечению волонтеров (волонтерский отряд "Новое поколение" школы №3, студенты-волонтеры Котовского индустриального техникума, ТГУ имени Г.Р. Державина, группа волонтеров "Радость детям" центра поддержки гражданских и общественных инициатив "Открытый мир" и другие). Тесные связи школа-интернат поддерживает с учреждениями культуры, городским музейным комплексом, городской детской библиотекой. Не упускается ни одна возможность для развития воспитанников, расширения их кругозора, культурного уровня.
Особо стоит отметить, что общение ребят с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками из общеобразовательных школ города помогает первым преодолеть их социальную замкнутость, а вторых учит состраданию, милосердию, оказанию помощи больным детям.
Воспитанники школы-интерната принимают активное участие в решении экологических проблем родного города и школы. Природоохранительная деятельность волонтерского отряда "Зеленый десант", который принимает активное участие в акциях "Это наша река", "Чистый берег", "Сделаем наш город чистым", Всероссийском дне посадки деревьев, не раз отмечалась благодарственными письмами главы администрации города.
В текущем учебном году школа-интернат является пилотной площадкой по апробации федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учителя начальных классов дают открытые уроки, собирают архивный видеоматериал по реализации ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности, делятся опытом с коллегами. Кабинеты начальной школы укомплектованы новой мебелью, современным техническим оборудованием (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, ноутбуки, фото- и видеотехника), существенно пополнился банк дидактического и лабораторного оборудования.
Преподаватели предметов естественно-математического цикла принимают активное участие в различных конкурсах, конференциях, например, во Всероссийском Интернет-конкурсе педагогического мастерства, Общероссийской научно-практической конференции "Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации", Всероссийском дистанционном конкурсе для педагогов "Радуга мастерства", межрегиональной дистанционной научно-практической конференции "Урочная и внеурочная деятельность в специальном (коррекционном) образовательном учреждении как средство социализации учащихся с нарушением интеллекта". А их учащиеся не остаются в стороне от общероссийских предметных олимпиад "Олимпус", "Альбус", "Мультитест".
В учреждении также регулярно проводятся предметные недели, школьные олимпиады и открытые уроки по предметам, внеклассные мероприятия, такие, как "Решай, смекай, отгадывай!", "КВН по экологии", "Праздник цветов", конкурсы рисунков "Математика вокруг нас", "Берегите природу”.
В школе-интернате творчески работают и преподаватели предметов гуманитарного цикла, в их числе учителя русского языка и литературы Елена Николаевна Морозова, Светлана Викторовна Ильичёва, Елена Владимировна Евлахина, учитель истории Ольга Михайловна Еремина. Под их руководством воспитанники учреждения участвуют в различных творческих конкурсах и олимпиадах не только на школьном уровне, но и всероссийском. Например, во Всероссийском конкурсе "Лучший урок письма", общероссийском конкурсе по русскому языку “Мультитест”, общероссийских конкурсах "Альбус" по русскому языку, литературе и истории, ежегодном областном конкурсе "Письмо губернатору".
В школе действует литературная гостиная. Здесь ежемесячно ребята знакомятся с творчеством поэтов и писателей Тамбовской области и России в целом, встречи проходят в школьной и городских библиотеках. Открытые уроки и внеклассные мероприятия расширяют кругозор обучающихся, а организуемые конкурсы стихов выявляют таланты среди школьников. В 2014 году учащиеся выпустили сборник литературных произведений о спорте, который проиллюстрировали своими рисунками. В январе 2015 года на школьной научно-практической конференции ученики представили свои проекты о творчестве котовских поэтов и писателей.
(Продолжение следует).
Автор:Тамара Сантылова