История храмов Сампурской земли

« Трудовая слава »
42
от
Среда, 15 октября, 2014 (Весь день)
6913
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/10/15/top68.ru-istoriya-khramov-sampurskoi-zemli-44290.jpg?itok=HCiV8ezX

Казанский храм в селе Петровка

В настоящее время на территории Сампурского района находятся шесть действующих храмов. Три из них – новострой, еще три - старинные, пережившие вместе с селами все исторические вехи нашей страны – революцию, коллективизацию, Первую и Вторую мировые войны. Это храм св. Иоанна Предтечи в селе Ивановка (Иоанно-Предтеченский), храм в честь Покрова Божией Матери в селе Беляевка (Покровский) и храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Петровка (Казанский). О них – наш сегодняшний рассказ.

  Храм Казанской иконы Божией Матери в старинном селе Петровка принадлежит Сампурскому благочинию Тамбовской метрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви.
Это – один из старейших храмов не только в районе, но и на Тамбовщине, и 4 ноября, на Казанскую, он отметит юбилейный престольный праздник – 120-летие со дня своего основания.
Праздник Казанской Божией Матери в 1894 году стал днем освящения нового храма.
  Село Петровка было основано переселенцами из села Княжево и впервые упоминается в метрической книге 1834 года по селу Княжево как Новая деревня.
  В описании храма читаем: «Ядром небольшой храмовой композиции является приземистый четверик, несущий восьмерик, завершенный восьмигранной куполообразной кровлей и луковичной главкой, покрытой лемехом. С востока к нему примыкает прямоугольная алтарная апсида, а с запада - небольшая трапезная и двухъярусная шатровая колокольня с луковичным венчанием. Снаружи храм обшит тесом и окрашен в бело-голубые тона, а кружевные резные узоры на карнизах всех объемов придают ему особую легкость и воздушность».
  Деревянная однопрестольная холодная церковь в честь иконы Божией Матери "Казанская" в селе сооружена в 1894 году на средства прихожан. Иконы закуплены за счет средств помещика, имя которого, к сожалению, сегодня утрачено. Известно лишь, что он похоронен на территории храма.
  История храма неразрывно связана с историей села. В 1824 году помещик Ковальский из села Княжево имел земли к югу от своего имения. На этих землях Ковальский решил образовать хутор и поселил туда 30 семей из своего поместья в Княжево. На хуторе в числе 30 семей переселенцев была самая многочисленная семья - семья трех братьев Петровых, более состоятельная и влиятельная, чем все прочие. По Петровым впоследствии и было названо разросшееся на месте хутора село, где в 1894 году был освящен новый храм с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери.
  Как повествует историческая справка, «Церковь деревянная, холодная, построена на средства прихожан в 1894 году. Престол один, Казанский 22 октября (по старому стилю, 4 ноября – по новому стилю – Прим. ред.). Дворов 108, душ мужского пола 460, женского – 532 великороссы, земледельцы, имеют по 27 саженей на ревизскую душу. В приходе одна деревня Козелец, 32 двора, 100 душ мужского и 140 женского пола, в 2 верстах от церкви. Мелкая экономия г. Циммермана при самом селе.
  Школа церковноприходская, одноклассная. Есть церковноприходское попечительство. Опись церковного имущества имеется. Метрические книги с 1871 года. Штат: священник и псаломщик».
Храм построен в виде креста, с большим притвором, без фресок. Роспись потолка в настоящее время закрашена. На Царских вратах – изображение четырех евангелистов, икона Благовещения Пресвятой Богородицы и икона Спасителя. На северных вратах – икона Пресвятой Богородицы, на южных – проповедник Моисей с каменными скрижалями с десятью Заповедями Господними.
Престольный праздник – Казанской иконы Божией Матери. Чтимые иконы – икона Казанской Божией Матери, икона Спасителя, старинная икона св. Серафима Саровского, св. Целителя Пантелеимона.
  В 30-е годы прошлого века храм был закрыт, советской властью не раз предпринимались попытки разрушить его: в 1937 году настоятель храма, протоиерей Андрей Вершинин был арестован и отправлен по этапу в Коми АССР, а приход закрыт.
  С 1939 года службы в храме не велись, колокола были сброшены, иконы разобрали по домам прихожане.
  В годы Великой Отечественной войны последовала директива властей – разрушить храм, разобрав его на строительные материалы для хозяйственных нужд. И храм фактически спас от разрушения поистине героический человек – председатель колхоза «Тамбовская правда» Иван Федорович Тетенев.
  Вначале властям потребовалось кровельное железо с крыши храма. Но председатель отдал железо почти со всех колхозных построек, а церковь трогать не позволил.
После приказа разобрать храм на стройматериалы, предоставив отличные доски с пола для строительства, Иван Федорович предоставил в район лес, доски и гвозди, а храм вновь остался нетронутым.
  Существует исторический документ – расписка председателя «Тамбовской правды», сохранившаяся в архиве, с которой фактически начинается второе рождение храма:
«1943 год. 1 сентября первого дня выдана мною, председателем колхоза «Тамбовская правда» Дмитриевского сельсовета Тетеневым Иваном Федоровичем в том, что церковь, находящаяся на территории колхоза, намеченная к разлому для целей строительства в районе. Правление колхоза вместо намеченного полома полов из перерубов внутри здания обязуется до 5 сентября 1943 года поставить в Сампурский райисполком 300 м2 половых досок, 6 м3 строевого дубового леса и 10 кг строительных гвоздей. Райфинотдел здание церкви при ее отъеме и находящееся в ней имущество, кроме 10 внутренних замененных рам, предлагает колхозу в аренду для использования в качестве зернохранилищ, доставленный колхозом материал принять в оценке и произвести перерасчет по истечению 3-х летней аренды. О чем и составлено настоящее обязательство. Обязательство вступает в силу с 5 сентября 1943 года».
 Затем в церкви располагалась летная воинская часть, а рядом был аэродром. Летчики оказались порядочными – к алтарю не подходили, к храму относились уважительно, церковное имущество не трогали.
Но когда поступила новая директива – разобрать церковь полностью, включая деревянные стены, по просьбе председателя за одну ночь колхозники заполнили храм мешками с зерном, превратив его в зернохранилище.
Против инициативы сохранения стратегических запасов не выстояли даже ярые поборники разрушения церкви.
Тем самым Иван Федорович Тетенев сохранил для потомков Казанский храм.
Могила председателя находится на территории церкви.
Церковь вновь была открыта в 1946 году, когда из заключения вернулся отец Андрей, и с тех пор не закрывалась. Через несколько месяцев отца Андрея отозвали в епархию, и в храм прибыл новый настоятель – отец Григорий, который служил до 1988 года. Его стараниями в храме поддерживался порядок, был отремонтирован крестильный дом.
С 1988 по 1991 год настоятелем храма был отец Александр.
С 1991 года настоятелем был отец Ярослав (Сытник Ярослав Михайлович).
С 2000 до 2009 года настоятелем был отец Андрей.
В 1993 году храм был отреставрирован: заменены купола, церковные кресты, обшивка и кровля храма. Ремонт внешней обшивки проводился в 2008 году.
Сегодня храм действующий, здесь регулярно совершаются богослужения. При храме работает воскресная школа. С 2009 года и по настоящее время настоятелем храма является иерей Стефан Шурухин.

Иоанно-Предтеченский храм в селе Ивановка

Храм св. Иоанна Предтечи в селе Ивановка - один из самых старинных храмов нашего района. Сохранились документальные источники, подтверждающие точную дату его постройки – 1836 год. Храм в основании заложен в форме креста. Кирпичная одноглавая однопрестольная церковь в стиле классицизма. Куб, к которому с четырех сторон пристроены равновеликие прямоугольные притворы, восточный из которых является апсидой, а над западным выстроено 2 яруса колокольни под шпилем. Построена на средства графа Павла Ивановича Кутайсова в 1836 г. Закрыта в 1930-е, вновь открыта в 1946 г.
Храм расписан фресками. При входе в храм справа - Спаситель Иисус Христос, слева - Алексей Божий человек. Над притвором - фреска «Рождество Иоанна Предтечи».  Над входом - «Рождение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».
На стене слева - «Исцеление святого», справа - «Воскрешение Лазаря». Под куполом фрески: «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Исцеление расслабленного», «Уверение апостола Фомы», изображения евангелистов - Матфея (с ангелом), Иоанна (с орлом), Марка (со львом), Луки (с буйволом). За южным клиросом фреска «Благословение детей».
На левом клиросе - иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», «Достойно есть», образ св. Серафима Саровского.
На правом клиросе - «Иверская» икона Божией Матери, иконы св. Питирима Тамбовского и вмч. Варвары. В южном приделе - икона св. Преподобного Сергия Радонежского. На иконе - надпись: «Икону сию сооружили православные воины действующей Армии на дальнем Востоке прихожане - родичи с. Ивановка и деревни Анновка». Икона написана во времена русско-японской войны.
Над царскими вратами икона «Тайная вечеря», на иконостасе - храмовая икона Иоанна Предтечи.
Храм был построен на средства императорского фаворита графа Павла Ивановича Кутайсова. Престол храма освящен в честь св. Иоанна Предтечи. Престольный праздник совершается 25 октября. Полное название престольного праздника – Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя.
За века своего существования Иоанно-Предтеченский храм пережил и славу, и гонение, и разрушение, и восстановление. Село Ивановка, в котором расположен храм, основано как имение графа Кутайсова. Обширные угодья, расположенные в 60-ти верстах от Тамбова и в 7-ми верстах от Сампура, были дарованы в конце 17 века императором Павлом царедворцу и фавориту Ивану Павловичу Кутайсову (1759 – 1834), с именем которого неразрывно связана история села и храма: «1811 года, сентября 28 дня, Тамбовской губернии, той же округи, внове возведенного сельца Ивановского, помещика, господина обершталмейстера, разных орденов кавалера, графа Ивана Павловича Кутайсова дворовые люди и крестьяне всемилостивейше пожалованы в 1797 году».
Для освоения новых земель Кутайсов переселил крестьян из сел Мамонтово и Отъясы Моршанского уезда. Новое селение стало в 1807 году именоваться по имени и фамилии владельца - Ивановское (Кутайсово). Как гласит историческая справка, в Ивановском было «367 дворов, душ мужского пола 1548, женского – 1489, великороссы, земледельцы, имели по 3,25 дес. земли на душу. Школа земская. Церковноприходское попечительство и кредитное товарищество. Штат состоит из священника, диакона и псаломщика.У причта было 34 дес. земли и 3 дес. усадебной, полевая была удобной, от церкви находилась в 1 версте. Общая доходность причтовой земли - 340 руб. в год. Братский годовой доход 920 руб. Причтового капитала 550 руб. Церковного капитала 600 руб. Дома у причта собственные».
После смерти графа Кутайсова наследником его тамбовских имений стал старший сын - Павел Иванович (1782-1840), служивший на государственных должностях. Особо отмечена деятельность графа Кутайсова в Государственном Совете и в комитете по постройке Исаакиевского собора в С-Петербурге.
В память отца в селе Ивановском в 1836 году Павел Иванович строит на свои собственные средства каменную церковь, Престол которой освящается во имя св. Иоанна Предтечи, духовного покровителя его отца. Первое Богослужение в храме состоялось в 1844 году.
Изначально храм посвящался празднику Рождества св. Иоанна Предтечи, который празднуется 7 июля, затем празднование Престольного  праздника было перенесено на 25 октября. Вероятнее всего, в июле во время посевных работ и во время Петровского поста отмечать Престольный праздник было не совсем удобно, потому и было принято решение перенести празднование на осень, когда заканчиваются полевые работы.
Но существует и иная версия празднования Престола в праздник Перенесения части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя. Мальтийцы преподнесли в дар русскому Императору Павлу 1 часть древа Креста Господня, Филермскую икону Божией Матери, десницу Иоанна Крестителя, чтобы тот защитил Мальту от нашествия наполеоновских войск. Великие христианские святыни были перенесены еще при жизни Ивана Павловича Кутайсова, в 1799 году. Не исключено, что видные государственные деятели - отец и сын Кутайсовы - были непосредственными участниками этого события, что и легло в основу Престольного праздника.
После смерти Павла Ивановича Кутайсова на публичных торгах в Петербурге Ивановское было продано герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, который был сыном Евгения Богарне - сына от первого брака Жозефины, жены императора Наполеона.
В 1839 году двадцатидвухлетний герцог Максимилиан Лейхтенберский вступил в брак с великой княжной Марией  - дочерью Николая 1 и императрицы Александры Федоровны. Многое сделали герцоги Лейхтенбергские для процветания государства Российского, не забывали они и о своем имении Ивановское. Обладая высоким уровнем знаний, и будучи образованным человеком, Максимилиан Лейхтенбергский сумел в своем поместье организовать образцовый порядок и прогрессивное ведение хозяйства. Были выстроены знаменитые на всю страну конюшни герцогов Лейхтенбергских. В Ивановском имении был создан прекрасный парк, замечательный сад и великолепные пруды, которые и сегодня украшают современную Ивановку.
В декабре 1910 года Ивановское имение было электрифицировано. Многое было сделано Лейхтенбергскими и для храма. В 1903 году был проведен последний предреволюционный капитальный ремонт: была заменена кровля, отремонтированы стены храма и колокольня, позолочены кресты.
В 30-е годы церковь была закрыта и была предназначена к разрушению. Но благодаря председателю колхоза «Борец» Петру Михайловичу Милованову, засыпавшему храм зерном и объявившему его перед властями зернохранилищем,  и жительнице села Варваре Семеновне Беловой, которая считалась блаженной, и простым ивановцам, церковь выстояла. Варвара Семеновна собирала людей, которые живым кордоном вставали на пути тех, кто приехал разрушать храм, хранила у себя дома иконы, вела сбор налогов.
Иоанно-Предтеченская церковь стала в советские годы настоящим «оплотом православия». Она закрывалась, но службы здесь не прекращались. Священники совершали их в домах верующих, которые впоследствии и ходатайствовали к власти об открытии церкви. Известна официальная дата возвращения храма верующим - 9 марта 1947 года (постановление № 667), но открылась она для Богослужений лишь 11 июля 1947 года. В те годы настоятелем храма был отец Александр (Александр Иванович Клименко), человек высокообразованный, интеллигентный, умный. До 1960 года отец Александр окормлял Ивановский храм, последние годы жизни провел у дочери в Тамбове.
Он сам реставрировал церковь, отлично пел, создал церковный хор, где сам был регентом. Его ученицы - Наталья Тимофеевна Пентюхина, Ольга Тимофеевна и Мария Тимофеевна Мысины, Александра Андреевна Климочкина, Раиса Ивановна Панкратова, которая много лет была псаломщиком, долгие годы пели в церковном хоре.
Наталья Тимофеевна Пентюхина - истинная легенда Ивановского храма. Всю свою жизнь она прошла вместе с Ивановской церковью. Все этапы становления храма, все его трудности и взлеты, его радости и горести делила вместе с ним. При ней сменилось множество настоятелей, и всех Наталья Тимофеевна помнит - на клиросе она поет почти семь десятков лет! Весь состав праздничных служб, литургий и всенощных знает практически наизусть. Шестилетней девочкой впервые переступила порог храма - с тем, чтобы остаться верной ему на всю жизнь. Когда-то отец Александр, заметив ее благочестие и рвение, дал ей прочесть кафизмы на старославянском языке - разобралась, научилась читать по старославянски - а это очень непростой язык. Пела на клиросе Ивановского храма и при отце Георгии, прослужившем в храме двадцать лет, поет и при нынешнем настоятеле - отце Максиме.
  После о. Александра в храме часто менялись священнослужители.
Дольше других служил отец Валентин (Бондеко Валентин Александрович, 1930-1992 гг.) - с марта 1975 года до октября 1986 года. В 1981 и в 1994 годах в церкви был ремонт, в 1991 году установлены 5 колоколов, купленные на средства прихожан в Воронеже.
На территории храма захоронен священник Александр Адамов, служивший в 20-е годы.
  В 1995 году в Ивановском храме стала источать целебное, благовонное святое Миро икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
  29 июля 2002 года в храме произошел пожар. Этот пожар нанес огромный ущерб. Сгорел деревянный купол храма, окна и двери, обгорели стены. Огнем были уничтожены полностью Иконостас и некоторые старинные иконы. Сегодня храм восстановлен.  

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

Образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» размером 62х102 см написан на дереве по левкасу, приблизительно относится к 18-19 веку. Божия Матерь изображена с символами царской власти. На правой руке Она держит Младенца Христа.
10 октября 1995 года, когда архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений молился  о Тамбовщине с паломниками на Святой Земле, прихожане Иоанно-Предтеченского храма стали свидетелями чуда мироточения от иконы «Всех скорбящих Радосте». Благовонное масло св. Миро выходило из иконы и струйками опускалось вниз по иконе. Это событие зафиксировано документально. В храме в это время находилось 24 человека.
Возвратившись со Святой Земли, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений приехал в Ивановку и свидетельствовал о чуде мироточения иконы. После этого в храм потекли толпы паломников, которые просили у Матери Божией прощения грехов, помощи в нуждах и несчастьях, исцелений в болезнях. Всем, кто с верой обращался к Матери Божией, Она помогала - в храме хранятся письменные свидетельства людей, получивших благодатную помощь и исцеление от болезней.
От иконы постоянно исходит благоухание. Архиепископ Евгений, впервые приложившись к иконе, свидетельствовал, что аналогичный аромат он ощущал два раза в своей жизни - при обретении мощей преподобного Серафима Саровского и при обретении мощей святителя Питирима Тамбовского. Св. Миро источалось в различных местах иконы. Иногда оно появлялось в виде испарины, иногда оно появлялось большими маслянистыми каплями и на глазах у прихожан стекало вниз по иконе.
Как свидетельствует настоятель храма иерей Георгий Золотов (ныне благочинный Сампурского благочиния) в докладе в Епархию от 4 апреля 1996 года: «Места на образе, где краска от времени потрескалась и облупилась, заполнялись св. Миро и, застывая, как эпоксидная смола, выравнивали поверхность иконы. Сам образ обновился и стал светлее, четче проявились лики, краски стали ярче, а в некоторых местах - свежие, как только написанные. 22 ноября 1995 года св. Миро обнаружено на образе св. вмч. Варвары, написанном в 1904 году на св. горе Афон монахами Свято-Троицкой обители при настоятеле иеромонахе Нифонте. Икона была передана из села Бахарево».

Крестный ход. Впервые за 90 лет.

24 августа 1999 года, впервые на Тамбовщине после 1918 года, по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, от священных стен храма св. Иоанна Предтечи пошел по дорогам Тамбовщины крестный ход. Чудотворную икону тамбовчане встречали огромными толпами. Настоятели храмов, в которых находилась икона с крестным ходом, свидетельствовали о том, что прихожане отстаивали многочасовые очереди для того, чтобы приложиться к  иконе. Крестный ход сопровождался многочисленными чудесами и обильным мироточением. Икону вытирали полотенцами и платками, но она продолжала мироточить. Засвидетельствовано, что когда крестный ход шел по Тамбову, впереди иконы светил яркий луч света.
В декабре 1999 года, совершив свой путь по Тамбовщине, мироточивая икона возвратилась на свое место в Ивановский храм. После Крестного хода по пути следования иконы от Ивановки до Тамбова за короткий период времени были открыты приходы в Сампуре, в Сухотинке, в Тригуляе, в Знаменке.
29 июля 2002 года в храме св. Иоанна Предтечи с. Ивановка произошел пожар, который уничтожил купол храма и внутреннее помещение, но икона «Всех скорбящих Радосте» чудом осталась цела и невредима. Храм был восстановлен за 8 месяцев.
В 1992 году настоятелем храма назначен молодой священник, выпускник Тамбовской духовной семинарии иерей Георгий Золотов, уроженец Сампурского района. При нем храм обрел свое второе рождение. Отец Георгий прослужил в Иоанно-Предтеченском храме 20 лет. После пожара отец Георгий сам с присущим ему многогранным талантом расписал фресками стены и купол храма. Сегодня протоиерей Георгий Золотов - благочинный Сампурского и Токаревского благочиния, настоятель Михаило-Архангельского храма села Сатинка.
Настоятелем Иоанно-Предтеченского храма в 2013 году назначен молодой священник, выпускник Тамбовской духовной семинарии, иерей Максим Мошкин. Помогает священнику алтарник Владимир Рекутин.
При храме действует Воскресная школа, преподаватель которой, Людмила Семичева - одаренный педагог, профессиональный художник, занимается с воспитанницами возрождением духовно-нравственных и фольклорных традиций предков. Она разработала собственную школу народной вышивки, в основе которой - возрожденная, собранная по крупицам традиционная тамбовская вышивка. Воспитанницы Людмилы Семичевой - лауреаты многочисленных конкурсов, фестивалей, выставок всероссийского и международного масштаба.  
В храме регулярно совершаются богослужения, есть церковный хор.
 

Автор: 
Светлана Сабитова
Читайте также:
Наверх