недаром помнит вся Россия про день Бородина

« Город на Цне » от
Среда, 7 сентября, 2011 (Весь день)
1263
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/09/07/top68.ru-nedarom-pomnit-vsya-rossiya-pro-den-borodina-4710.jpg?itok=uhcwZHfF

Война — священное дело для тех, кто предпринимает её по необходимости в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Удивительная вещь — путешествие в мир старых изданий. Оно сродни чем-то археологическим раскопкам, но предполагает более труд умственный, чем физический. Вот и я с головой окунулась в блуждание по музею книги и библиотечной культуры при библиотеке-филиале № 1 имени Клавдии Валентиновны Плехановой по той части Плехановской коллекции, что составляет ядро этого необычного образовательного заведения. Странствия привели к интереснейшему изданию — ежемесячному журналу под названием "Вестник знания" дореволюционных времён. И было бы всё не так завораживающе любопытно, ежели б не один примечательный факт: издание полностью посвящено столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

О подвигах великого воинства

О войнах, тем более о судьбоносных ратных сражениях русского воинства, привыкли мы читать в документах, хрониках, мемуарах, но не в больших поэтических произведениях, содержащих в себе глубокое философское осмысление темы патриотизма. В "Вестнике знания" помещена былина-сказание очень малоизвестного современному читателю автора Сергея Одинокого "Богатыри. Сказание о русских войнах". Посвящена былина военным подвигам русского народа от древнейших времён до 1912 года. Именно этим годом датировано появление и самого произведения. Необычна связь былинного эпоса с не очень далёким прошлым России, тем более с наполеоновскими войнами.

Богатыри земли русской

Мы познакомим читателей с отрывками из главы, посвящённой подвигам русского оружия в битве с Наполеоном. Вы не встретите реальных имён полководцев и военачальников, проходящих по хроникам того времени. В героях войны 1812 года зримо воплощены их великие предшественники — русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и Микула Селянинович. А ведь все они вполне реальные исторические личности. В пещерах Киево-Печерской Лавры почивают нетленные мощи святого инока Ильи из Мурома села Карачарова, человека крепкого телосложения с пробитой копьём левой рукой. Добрыня — сын рязанского князя, сподвижника великого князя Владимира, крестителя Руси. Алёша Попович упомянут в летописях то под именем Алексея, то под именем Александра, он выходец из Ростово-Суздальской земли. Очень возможно, что это были два разных богатыря, один служил князю Владимиру и за верное служение и беспримерную храбрость получил  золотую гривну, второй — погиб в бою на реке Калке.

Дабы понять смысл и причину появления этих богатырей в годы наполеоновских войн, следует сказать, что являлись они крестовыми братьями, заключившими договор побратимства, обменявшись нательными крестами, братья-воины поклялись помогать и служить друг другу. Победа любого из них не раз спасала Русь, а когда они вместе — сила воинства неодолима. В лице богатырей объединяются перед угрозой общего врага все сословия того времени, когда на поле брани решается вопрос: быть или не быть Святой Руси как государству.
А после свершения подвига ратного засыпают богатыри русские глубоким сном на сотню лет без малого, лишь один стражем стоит на заставе.

С Божьей помощью и заступничеством "небесных человек"…

Как-то в описаниях чудес и явлений небесного заступничества наткнулась я на любопытнейший рассказ. Когда французы уже хозяйничали в Москве, Наполеон захотел с колокольни Ивана Великого полюбоваться распростертым у его ног великим русским градом. Вдруг с небес грянул сноп солнечного света. Направив взор в сторону Воробьёвых гор, император вздрогнул и воскликнул: "Вы видите, там — на юго-запад движется армия?! Это русские! Три великие армии! Три! Три!.. Кажется, они не идут по земле, а несутся по воздуху. И впереди — вождь. И этот предводитель весь в чёрном. Монах? Седые власы, седая борода, с крестом в руках. Он осенил войско крестом…" К Наполеону привели русского старика, у которого император осведомился, не знает ли он такого монаха — седовласого, тощего, но величественного. В Благовещенском соборе Кремля указал старец Наполеону на икону Сергия Радонежского.
— Это он, — воскликнул император и вымолвил: — Что же это за народ — русские, если их армию водят святые!
В минуты тяжких для государства российского испытаний люди всегда призывали и надеялись на помощь и заступничество "небесных человек и духовных ангелов" — так издревле величали на Руси святых воинов.

"…Ежели трудно, приду"

Мы пытались познакомить вас, уважаемые читатели, с редким и удивительным творением человеческого ума, показав былинную песнь с большими сокращениями, но соблюдая канву повествования. Нужно ли подобное творение современникам? Стоит ли усложнять ум словесным артефактами и слышать пренебрежительное: фу, ты!.. сказки… Нет, былинная песнь всегда двуобразная, она то ли в прошлом, то ли в будущем; но она не даёт предать забвению нашу героическую историю, не даёт её растоптать. Так и живёт с человеком бок о бок, собирая и сберегая род и племя, не сдаётся на милость врагу, защищает душу русскую и русскую воинскую честь. А в каждом новом поколении входит воинская былинная песнь в жизнь естественно и просто, как часть нас самих, живущих уже в другом мире, но на святой русской земле.  Входит, как некая молитва древних её защитников и хранителей:

Я, матушка Россия, С просьбой к тебе великой,
Будет, ежели трудно, Ты меня покликай.
Помнишь, как это было
В незапамятном году?
Я приду…

 

СПРАВКА

Как один из приёмов воспевания подвигов защитников и хранителей земли Русской былина была сложена много веков назад и пелась под звон гуслей — торжественно, при большом стечении народа. Хоть и получила она название от близкого по смыслу слова "быль", но многое в ней иносказательно. В словаре В.И. Даля даётся такое толкование: "что было, случилось, рассказ не вымышленный,  а правдивый; … иногда вымысел, но сбыточный, несказочный". Она похожа на сказку, но все же "не угоняется за ней", её вымысел сродни действительности. Былина, как трава, связана с землёй, без неё не вырастает. Это интересная, впечатляющая, поучительная быль "прирастает" к сердцу, как смола, и живёт в памяти многих поколений.

Автор: 
член Союза журналистов России
Ирина Теплякова
Читайте также:
Наверх