Лента новостей
Статья25 марта 2015, 11:50

Образование для всех

Хотя в 20-е годы было открыто немало школ, часть детей оставалась еще вне школы. В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашел поддержки на общегосударственном уровне. Этот вопрос уже после революции поднимался в 1919 году, но в условиях гражданской войны практически был невыполним. Сама же разработка плана о введении всеобщего начального обучения началась в 1923 г. Однако восстановление разрушенного войной хозяйства и ликвидация безграмотности среди взрослого населения вновь не позволили перейти к выполнению этого плана.

Задача была непростая

К этому вопросу вплотную подошли только в 1930 г. ЦК ВКП (б) 25 июля 1930 г. принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» и признал необходимым ввести в 1930/1931 гг. повсеместное всеобщее обязательное обучение детей в возрасте 8-10 лет, а в 1931/1932 гг. и с 11 лет. Для осуществления всеобщего обязательного начального обучения предполагалось увеличение бюджетных денег, а также привлечение хозяйственных, профсоюзных, кооперативных организаций и народные массы.

Во исполнение постановления ЦК ВКП (б) Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК) 14 августа 1930 г. приняли постановление «О всеобщем начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей в возрасте 8-15 лет в объёме четырёхлетнего курса начальной школы. На местах сразу же приступили к выполнению этой важной государственной задачи. В августе 1930 г. состоялось заседание Кирсановского РИКа, в постановлении которого было записано: «Признать задачу всеобщего начального обучения как важнейшую политическую задачу, вокруг которой должно быть сосредоточено внимание общественности города и деревни, изыскать на местах средства, чтобы ни один ребёнок из бедных слоёв не остался вне школы». Однако задача была непростая. Нужно было открыть 50 новых школ и изыскать педагогические кадры.

Теперь хочется сделать небольшое отступление. Начиная с 1991 г., на Украине русский язык не признан вторым государственным. Гонения на русский язык продолжаются и сейчас. В связи с этим хочу привести один любопытный документ, сохранившийся в областном архиве. Это запрос подотдела по делам национальностей в Кирсановский отдел народного образования:
1. Какое число детей-украинцев школьного возраста обучается в местных школах и какой процент составляют к нашему контингенту учащихся.
2. В какого рода школах чувствуется особый недостаток: низших или средних.
3. Не поступало ли заявлений от местного украинского населения с просьбой открыть школы для первоначального обучения (первой ступени) с преподаванием на украинском языке.
Заведующий подотделом Сова.
Секретарь Яковлев.

Комментарии, как говорится, излишни.

На повестке дня

Однако вопрос о всеобщем обучении уже давно решался на местах. Так 23 января 1930 г. еще до выхода постановления ЦК ВКП (б) состоялось собрание Александро-Васильевского земельного общества об открытии школы. На собрании присутствовало 52 человека.

Слушали: о всеобщем обучении, об открытии школы при Александро-Васильевском земельном обществе и изыскании средств для оборудования и содержания школы.

Выступили: Горбунов И. Т., Жуков С. М., Дагаева Е. Г. и Маркин В. Н.

Постановили: по большинству голосов отчислить по 50 рублей с общества. Внести в обязанность выбранным на собрании Соломатину, Афанасьеву и Жукову приступить к оборудованию школы, а школьным работникам обратиться с призывом к другим гражданам об отчислении сколько-нибудь средств на школу и с 1 февраля сего года приступить к занятиям.

Председатель собрания – Гусев
Секретарь собрания – Маркин
А второе собрание провели жители д. Солдатчино. На собрании, которое состоялось 1 февраля 1930 г., присутствовало 60 человек.
Президиум собрания: Чернышов И. С., Чернышов С. М., Щеглова А. И.
Повестка дня:
1. О всеобщем начальном обучении.
2. О подвозе детей обучающихся в Масловской школе.
3. Разное.
Слушали:
Тов. Шубина (должность в протоколе не указана). Информировал о всеобщем начальном обучении и в связи с этим по уезду открывается новых 37 школ, из них в Солдатчино для детей не охваченных Масловской школой. Таких детей – 40 человек. Для районного бюджета нужна самоподдержка общества. Как-то: помещение, оборудование, отопление и обслуживание.
Постановили:
1. Мероприятия Советской власти одобрить и открытие школы в Солдатчино считать необходимым. С открытием школы общество принимает на себя хозяйственное обслуживание школы. Для наибольшего охвата детей бедноты обучением считать необходимым создать фонд всеобщего обязательного обучения, в который отчислить за счёт самообложения 60 руб. Это поручить тов. Шубину.
2. Для непрерывного и регулярного посещения детьми Масловской школы во всякую погоду поручить организовать подвоз т. Чернышову, установить очередь этих подвод.
Одновременно договориться с председателем колхозкуста т. Ярыгиным об использовании лошадей для подвоза детей в школу.
Председатель собрания И. Чернышов.
Секретарь собрания А. Щеглова.

Во исполнение принятых решений из деревень Оржевской волости стали поступать данные о детях в возрасте 8-11 лет, подлежащих обязательному обучению. В архиве обнаружены следующие данные: с. Глуховка – 48 человек, д. Михайловка – 39 человек. В близлежащих деревнях, относящихся к Сулакской школе – 84 человека. Д. Воронцовка – 77 человек. Д. Скобельцы – 50 человек. Причём поступила заявка об открытии там школы, т. к. ближайшая школа в д. Воронцовка находится в 5 км.

В д. Студёно-Липовка таких детей насчиталось – 44 человека. В с. Бибиково детей в возрасте 8-9 лет было 38 человек. Тем более интересно заявление учительницы Бибиковской школы Покровской М. В. о разрешении заниматься с ними во 2 смену без оплаты за обучение.

Нужны учебники и педагоги

Уже к 16 мая 1930 г. по всему Кирсановскому уезду по данным, которые к этому времени подали, числилось не охваченных учёбой детей: 8 лет - 1733 чел., 9 лет – 922 чел. и 10 лет – 545 чел. Типографии страны начали в массовом масштабе печатать учебники и книги для начальных школ. Был определён конкретный перечень.

Учебники: букварь под редакцией Андрея Горобца, Хрестоматия «Красная новь», Родиноведение.

Книги для чтения: Красная зорька, Смена. 1 выпуск – для 1 и 2 классов, Смена. 2 выпуск – для 3 и 4 классов, Вчера и сегодня, Час Ленина, Жизнь и знания в числах.
Готовились к выпуску книга А. Горобца «Письма из деревни».

В 1930 г. в Кирсановском уезде было открыто только 18 школ: из них 16 было реквизировано у кулаков и 2 в арендованных, приспособленных зданиях.

В 1931 г. предстояло открыть ещё 20 школ. Хуже обстояло дело с педагогическими кадрами. В связи с тем, что учителей выпущенных с Кирсановских педагогических курсов было явно недостаточно, Кирсановским отделом народного образования из Кирсановской 9- летней школы было выпущено для работы в школе 19 человек. В те годы власть действовала более решительно. Были проведены списки ранее получивших педагогическое образование. Выяснилось, что 8 человек вообще не работали, а остальные работали не по специальности – делопроизводителями, секретарями, кассирами, продавцами. Таких оказалось 29 человек. Все они были направлены на работу в школу. И всё равно по всему уезду не хватало 90 учителей. В связи с этим уже 30 августа 1930 г. в Кирсанове были открыты вечерние 2-х годичные курсы по подготовке колхозников и рабочих в пединституты.

Нововведения в школах

Начиная с 1930 г., всем ученикам стали выдаваться удостоверения об окончании начальной школы. В том же 1930 г. были введены специальные бланки отчётности о работе школ. Они заполнялись по окончанию учебного года и высылались в районный отдел народного образования. И действительно в областном архиве я обнаружил отчёты всех школ, находящихся в то время на территории нашего района за 1930 г. и последующие годы.

Существовали и так называемые «нулевые» классы. Так, в бланке отчётности Елисеевской начальной школы за 1930 г. записано: Количество учеников в школе за 1930 г. следующее: 1-й класс – 20 чел., 2-й класс – 13 чел., 3-й класс – 11 чел., 4-й класс – 8 чел. И внизу приписка: по собственной инициативе приняла в 0-й класс – 5 детей. Учитель Глазунова.

Таких школ с нулевыми классами по Кирсановскому уезду было 3.

Закончился 1930-1931 учебный год. Не охвачены учёбой остались 2460 человек. И это был только первый год всеобщего начального образования. К 1934 г. начальное обучение в СССР было внедрено повсеместно. На пороге стояло введение в 1933-1937 гг. обязательного семилетнего обучения.
Автор:Владимир Митрохин