Лента новостей
Статья1 сентября 2014, 11:43

По тропинкам детства

(Окончание. Начало в № 29).
Интересные материалы М.М.Воронина уже не раз публиковались в газете. Напомним - он наш земляк, родом из Старотомниково. Будучи студентом Ленинградского мединститута, пережил блокаду, воевал. В послевоенное время работал в г. Сасово Рязанской области. Имеет многочисленные государственные награды, за заслуги в здравоохранении ему присвоено звание "Заслуженный врач РСФСР". М.М.Воронин - почетный гражданин
г. Сасово. В этом городе Михаил Матвеевич живет и в настоящее время.
Вниманию читателей предлагается окончание публикции нашего земляка "По тропинкам детства", где он вспоминает о своем детстве, прошедшем в с. Старотомниково.
Родник
Одной из важных и трудоемких задач жителей села Старотомниково было достаточное обеспечение себя и своего хозяйства водой. Как и во всех селах и деревнях, источниками воды были колодцы. В нашем селе их было три вида. Наибольший забор воды происходил из колодцев, построенных по фасадной части домов с расчетом один колодец на 2-3 дома. Колодцы были большой глубины, к каждому из них приставлялось специальное ведро, которое за дужку было намертво прикреплено к концу длинной веревки. Другим ведром пользоваться не разрешалось. Этим ведром надо было достать из глубины колодца воду и заполнить принесенные ведра или другие емкости. Все это требовало немалых физических усилий. Из этого колодца вода шла для приготовления пищи, поддержания чистоты в доме, стирки белья и других тканей, по субботам наполнялись ею емкости в бане, и особенно много воды уходило для пойла многочисленных животных: лошадей, коров, телят, свиней, овец. Дети и подростки к этой работе не привлекались. Во многих хозяйствах были еще неглубокие колодцы в огородах, вода в них была некачественной и годилась только для полива растений.
Был еще колодец – единственный на большую часть села – он назывался родник. Река Турчанка, или Турчень, в основном, наполнялась водой из многочисленных родников, и только весной, в половодье, она становилась настоящей бурной рекой, и жители села, которые никогда не видели больших рек, специально приходили понаблюдать это раздолье.
В районе школы и бывшей церкви был на реке построен небольших размеров неглубокий колодец, в котором постоянно была вода на одном уровне, но какая вода! Кристальной чистоты! Дно колодца состояло из обычного речного песка, и через слой воды была видна каждая песчинка. При употреблении этой воды для питья ощущалась какая-то особенная легкость и праздничность. Родниковая вода использовалась особо: прежде всего, в самовары заливалась только она, и после заварки чай был наслаждением. Во время пахоты, жатвы обязательно брали с собой родниковую воду. Особенно была в ней нужда во время покоса, метания копен и стогов. Обычно в это время стоит жара, потребность в воде увеличивается. Кроме того, во время заготовки солений пользовались только родниковой водой.
Все это было связано с доставкой воды в дом. Способ обычный: два ведра и коромысло, но сама доставка имела свои особенности. Заполненные родниковой водой ведра подвешивались на концы коромысла, которое укладывалось на правое плечо, и в путь…. Но это было не простым делом: человек, который никогда не пользовался таким способом доставки воды, будет в затруднении: ведь если идти обычным шагом, ведра будут раскачиваться, проливая воду. В этих случаях нужен был мелкий, нередкий шаг (в народе это называли «семенение»). Как правило, за родниковой водой ходили молодые девушки, им легче всего удавалось доставить домой родниковую воду. Когда девушка с коромыслом на плече шла домой, это выглядело очень красиво. Чтобы это подтвердить, приведу такой пример: очень часто вечером около какого-либо дома, на скамейке, собирались старики, курили моршанскую махорку и вели разговоры обо всем понемногу. И вот в это время красивая, статная девушка проходит мимо с двумя ведрами, ее походка настолько красива, что привлекает внимание стариков, и кто-либо из них говорит: «Глянь-ка, Нюрка ведь не идет, а плывет, ну, девка - что надо!». Девушка слышит все это, снимает правую руку с плеча и так проходит дальше, демонстрируя свое умение.
Обычно за родниковой водой ходили в конце дня, в это время молодые парни старались находиться в таком месте, чтобы увидеть это красивое зрелище. Среди девушек, в свою очередь, шло незримое соревнование: кто лучше пройдет.
Среди жителей села существовало поверье о том, что родниковая вода обладает лечебным свойством, люди активно употребляли ее и уверяли, что только благодаря родниковой воде они чувствуют себя хорошо.
Пасха
Из всех христианских праздников мне более всего запомнилась Пасха: она охватывала своим светом все семьи и каждого члена семьи. Заканчивался пост, люди переходили к употреблению скоромной пищи, детей особенно радовало блюдо из творога, называвшееся «пасха», а также некоторые сладости.
Широко проходило празднование на улице, центром была площадь напротив школы, рядом с церковью. Здесь стояла одноэтажная колокольня, на которой были большой колокол и четыре меньших объемов. Каждый из них издавал свойственный только ему звук. Звонить в колокола разрешалось только пономарю, который после богослужений, в том числе и на Пасху, звонил во все колокола. Причем он хорошо знал свое дело и создавал особую, приятную мелодию звона. Под эти звуки верующие по окончании богослужения выходили из церкви, осеняя себя крестным знамением. Как исключение, каждый мог позвонить в большой колокол во время больших неприятных событий, в частности, во время пожаров. Звук большого колокола поднимал все село, и люди спешили к месту события. Но во время Пасхи несколько дней разрешалось позвонить каждому желающему. Таких было немного, ибо неумелый звонарь создавал неприятную колокольную какофонию. И все же я пытался звонить, но, чувствуя, что у меня ничего не получается, оставил это занятие.
Главное и единственное массовое празднество на Пасху проходило рядом с колокольней, где основным увеселительным мероприятием было катание на качелях. Надо сказать, что качели делались большие, добротные и прочные, их было трое. Качели имели форму лодочек, что позволяло даже пугливым людям и детям принимать участие в развлечении. На концах лодочек становились рослые, крепкие ребята, которые старались как можно выше поднимать лодочку, в этом была суть качания: приятность, осторожность, страх. Покататься на качелях было много желающих, одни качались, а другие, ожидающие своей очереди, поддерживали пугливых и любовались зрелищем. Вокруг качелей собирались, в основном, молодые люди: юноши, девушки, подростки. Кроме качелей, молодые люди веселились по-разному, а подростки играли крашеными пасхальными яйцами.
Празднование Пасхи продолжалось 2-3 дня, после чего качели разбирались, и все было по-прежнему…
Поляна
Жители Старотомникова были тесно связаны с лесом, который подступал близко к селу. Заготовка дров, бересты, сбор ягод, грибов были неотъемлемой частью крестьянского быта.
Недалеко от села, сразу за Турчанкой, среди высоких сосен была поляна. На ней росли невысокие кусты малины, ежевики, смородины и, конечно, земляника. По этой причине поляна была своеобразным «пастбищем» для детей. Как только созревали ягоды, мы, подростки, ежедневно бывали там, и все, что созрело, срывали и тут же съедали. Это было очень ценно: дети получали в изобилии целый набор витаминов и микроэлементов. Это укрепляло здоровье растущего организма. Я помню, как перенес корь, но не помню, чтобы я и члены семьи переносили так называемое «ОРЗ»...
Кроме полноценного питания, дети получали хорошую закалку. Зимой, даже в сильные морозы, мы играли на улице, делали снежные горки, с которых с удовольствием скатывались на санках. Коньков и лыж у нас в то время не было. Горки делались по всему селу группами ребят, каждая группа старалась свою горку сделать как можно выше, с длинным скатом. Кататься с горок любили все дети; мальчики с особым достоинством разрешали скатиться и девочкам. Работая на морозе, ребята закалялись, развивались физически. Хочу отметить очень важную черту поведения подростка: курение, употребление матерных слов строго преследовалось и жестоко наказывалось. Каждый подросток – девочка, мальчик, встретив по дороге старого человека, был обязан сказать «Здравствуйте». Это правило соблюдалось неукоснительно. Если кто-либо пренебрегал этим, рано или поздно такое поведение становилось известно родителям, которые принимали соответствующие меры, чтобы их сын или дочь не позорили семью.
Особым уважением пользовался мой дедушка Фрол, которого приветствовали на расстоянии. Дедушка был пчеловодом, в своем саду он держал несколько ульев и с удовольствием ухаживал за ними. Когда наступало время вскрытия ульев и извлечения из них рамок с медом (а мы это знали заранее), мы занимали садовую ограду с наружней стороны, каждый - свое место, и молча следили за всеми действиями дедушки Фрола, который хорошо видел нас, но ни слова не говорил. Это была многолетняя традиция. Когда рамки были извлечены из ульев, дедушка разрезал их на части и вручал кусочек каждому, кто стоял у изгороди.
Вот этого момента мы и ждали, знали о нем и заранее настраивали себя на блаженство вкусить сотовый мед. Все это было каждый год, много лет, пока был жив дедушка Фрол….
Вот что осталось у меня в памяти о раннем детстве, которое я до сих пор вспоминаю с умилением.
Автор:М. Воронин.