Лента новостей
Статья4 июня 2012, 11:55

Поют по-прежнему весной здесь соловьи



Весной этого года деревне Александровке Преображеновского сельсовета исполнилось 90 лет. Одна из потомков первооткрывателей здешних чудесных мест Л. Мещерякова (Татаринцева) подготовила к юбилею малой родины описание жизни селян на протяжении всего этого периода и увековечила имена нескольких из них на мемориальной доске. Ей и предоставляем сегодня слово.
Моему отцу
Татаринцеву
Борису Алексеевичу
посвящается…

По его рассказу, переселение из села Бурнак в деревню Александровку Преображеновского сельского совета началось весной 1922 года. (По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года по Тамбовской губернии, Борисоглебскому уезду, Жердевской волости, д.Александровка образовалась в 1922 году (прим.автора).
Переселились семьи Татаринцева Алексея Степановича, Татаринцева Дмитрия Степановича, Лысикова Фёдора Алексеевича, Шелковникова Петра Семёновича, Илларионова Василия Степановича, Артемьева Ивана Михайловича, братьев Скороходовых: Егора Ивановича, Михаила Ивановича, Петра Ивановича, Долгова Ивана и Матрёны (сестры Скороходовых) и другие…
Засевали поля и одновременно строили избы (кто свои перевозил, а кто и саманные делал, крыши крыли соломой).
В основном сеяли озимые зерновые, овёс, просо, немного конопли и льна. В это время семья располагала 1-2 лошадьми, 1-2 коровами, 10-15 головами овец, птицей (курами). Новая экономическая политика позволила крестьянам вести единоличные хозяйства, что способствовало улучшению материального положения семьи. Был обязательный продовольственный налог с земли (мяса, хлеба и др.) Эта политика продолжалась в деревне до 1930 года.
Потом вышло Постановление партии и правительства о коллективизации. Она началась в деревне с весны 1930 года. Александровка и соседняя деревня Семёновка стали одним колхозом «Дружный пахарь». Первым председателем стал Татаринцев Алексей Степанович. В колхоз сдавали всех лошадей, коров, по 3 овцы и несколько кур. Например, семья самого Татаринцева А.С. сдала в колхоз: двух лошадей, тёлку-полуторницу, трех овец, кур; весь сельхозинвентарь: телегу, соху, веялку, тарантас, сани. Все жители Александровки и Семёновки вошли в состав колхоза. Единоличников не было. Саботажа тоже не было.
Когда образовался колхоз, он был разделён на три бригады, которые возглавили Воронов Николай Фёдорович, Скороходов Пётр Иванович, Лобанов Иван Васильевич. Первым счетоводом колхоза был Скороходов Яков Егорович.
Татаринцева А.С. на посту председателя колхоза сменил Малахов Василий Михайлович, а потом им руководили Лысиков Александр Дмитриевич, Дымов Иван Андреевич. Это все довоенные председатели. Во время войны колхоз возглавляли Татаринцев Дмитрий Степанович, Мачихин Александр Иванович, Малахова Мария Петровна (1943 г.), Клубникин Александр Иванович (1944-45 гг.), Долгов Егор Иванович.
В годы председательствования Татаринцева А.С. была построена Александровская начальная школа (1930 г.), и её первым учителем была Пичугина Мария Алексеевна. Потом учителями работали: Елагина Мария Михайловна, Акулинина Елена Фёдоровна, Саблина Нина Ильинична, Бадин Александр Алексеевич, Жупиков Александр Григорьевич. С 1 сентября 1957 года в школе начала преподавать Токарева Мария Алексеевна, проработавшая в ней 25 лет. В 1970 году Александровская школа была переведена в посёлок Садовый, где и находится по настоящее время. Учителем здесь работала с 1982 по 2008 год Лысикова Валентина Алексеевна. Сейчас в ней преподают Нина Ивановна Домрина и Наталья Николаевна Тимошенкова.

ЛИКБЕЗ

П римерно в середине 30-х годов в колхозе организовалось движение по ликвидации безграмотности. В избе Лобанова Ивана Васильевича собирались желающие (на добровольных началах) узнать азбуку, научиться читать. Люди были разных возрастных категорий: от 35 лет и старше. Обучение вела учительница Пичугина Мария Алексеевна.
Зимой 1937 года началась вербовка в Красноярск. Из двух деревень (Александровки и Семёновки) уехало девять семей. Скороходов Иван Егорович, Мачихин Михаил Григорьевич, Коробов Иван Васильевич, Долгов Михаил Иванович, Лысиков Иван Андреевич, Баранов Алексей, Кудинов Николай, Селиванов Степан Никитович, Лобанов Иван Васильевич.
И к 1940 году в Семёновке не осталось ни одного дома. А в деревне Александровке к этому времени было 40 дворов, в которых проживало более 230 человек.

ВОЙНА 1941 года

Из воспоминаний отца Татаринцева Бориса Алексеевича:
«22 июня, в воскресенье, мы были с отцом на базаре (он располагался от здания военкомата по улице Первомайской и до реки). В 12 часов дня по радио Молотов, министр иностранных дел, объявил о начале войны с Германией. Слухи уже шли, что началась война. После выступления Молотова в течение нескольких минут базарная площадь опустела. Домой с отцом на лошади ехали молча, каждый думал о своём…
Уже 23 июня на войну ушли первые односельчане: Долгов Егор Иванович, Скороходов Виктор Петрович, Протасов Иван Васильевич и Дымов Иван Андреевич.
Отца (Алексея Степановича) на войну не взяли, по возрасту. К половине октября все годные к воинской службе жители деревни были взяты на войну : Скороходов Пётр Иванович, Колмаков Григорий Фёдорович, Кожевников Владимир, Скороходов Иван Михайлович,Татаринцев Иван Дмитриевич, Лысиков Николай Андреевич, Суворин Николай Дмитриевич, Лысиков Фёдор Фёдорович, Старов Григорий Фёдорович, Лысиков Александр Фёдорович, Курепин Алексей Николаевич, Лысиков Алексей Дмитриевич, Колмаков Михаил Петрович, Лысиков Александр Дмитриевич, Крапивин Иван Фёдорович, Малахов Василий Михайлович, Гущин Николай Алексеевич, Татаринцев Александр Алексеевич, Воронов Николай Фёдорович, Воронин Николай Николаевич, Артемьев Александр Тимофеевич, Илларионов Василий Степанович, Павлов Илья Александрович, Шелковников Анатолий Петрович, Павлов Иван Александрович, Шелковников Семён Петрович.

Из мужиков осталось только трое, которым было чуть более 50-ти лет ( отец, дядя - Дмитрий Степанович и Шелковников Пётр Семёнович). Остальные – дети и глубокие старики, с 1870 -х годов рождения и старше.
Последним на войну 18-летним мальчишкой ушёл Крапивин Николай Иванович. Это было в июне 1944 года. Всего из деревни на войну ушел 31 человек.
С 1941 года, когда началась война, в 12 лет, я выполнял мужскую работу: пахал, сеял, возил снопы, убирал скот, ухаживал за лошадьми, ходил в ночную.
С зимы 1942 года жители деревни и приезжие рыли окопы в районе балки Осиновка, от Рымарева до Новорусаново. Это строилась линия обороны с Воронежского направления. В 1942 году отступающие войска шли по пичаевскому тракту со стороны Воронежа. И нас, детей, родители посылали с продуктами: молоко, картошку, яйца, кашу несли мы к дороге, по которой шли наши отступающие войска. Солдаты на ходу брали эти продукты.
В этом же году бомбили железнодорожный мост через Савалу, сахзавод, потому что по этой ветке железной дороги шло снабжение армии для Сталинграда. Эта ветка была очень важная.
Об окончании войны ( радио тогда ещё в деревне не было) всё население узнало от Скороходовой (Колмаковой) Екатерины Петровны. Она в то время работала на Жердевском сахарном заводе, а её семья жила в Александровке. Она пешком пришла в деревню и сказала, что закончилась война».

Из воспоминаний Скороходовой (Колмаковой) Екатерины Петровны:
«Я жила у своей сестры Груни (Агриппины Петровны) в Чибизовке (Жердевке) и работала на сахарном заводе. У сестры было радио (тарелка), на ночь его никогда не выключали.
9 мая в 4 часа утра пошли позывные из радиоприемника, я проснулась, и говорил Левитан о том, что война закончилась…
Я вскочила…И тут же по радио 9 мая был объявлен нерабочим днём. Солнышко только вставало, и я побежала в Александровку. В это время в деревне выгоняли коров на пастбище и люди были на улице около своих домов. А я бегу и кричу: «Война кончилась! Война кончилась!». Бежала по всей деревне, радио-то в деревне не было. Все кричали, плакали и радовались».

Татаринцев Б.А:
«В школе собрали митинг, и председатель колхоза, Долгов Егор Иванович, объявил об окончании войны. А вечером собралась вся деревня на торжественный вечер: с песнями и плясками отмечали это знаменательное событие».

Из рассказа Валентины Николаевны Нечёса (Крапивиной):
«Отца, Крапивина Николая Ивановича, взяли на войну в июне 1944 года. Это был последний призыв во время войны. Служил он в 100-м запасном стрелковом полку, в 3-ей стрелковой роте связистом, на 2-м Украинском фронте. Принимал участие в Восточно-Прусской операции (взятие Кёнигсберга). Отец рассказывал, что немецко-фашистское командование подготовило город к длительной обороне в условиях полной изоляции. В городе имелись подземные заводы, арсеналы и склады. Перед наступлением сначала наша авиация произвела артподготовку, а потом уже наши войска пошли в наступление. Связь постоянно прерывалась, и отцу приходилось под непрерывным огнём соединять кабель связи между войсками. Это очень страшно. Каждый пятый солдат погиб при взятии этого города.
В ознаменование победы, одержанной под Кёнигсбергом, была учреждена медаль «За взятие Кёнигсберга», которой был награждён мой отец.
Он принимал участие в переправе через Одер, где под «проливным дождём» пуль постоянно налаживал связь.
Отец прошёл по военным дорогам до конца войны. Войну закончил в Восточной Пруссии. Был награждён орденом Отечественной войны, а также медалями «За отвагу» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После войны он не сразу вернулся домой. Служил в Польше, восстанавливал польские города Гданьск и Гдыня. Был уволен в запас лишь в июне 1950 года.
На войне также был и мой дед Крапивин Иван Фёдорович. Он был призван в августе 1941 года. Служил в 42-й стрелковой дивизии стрелком. В декабре 1941 года был ранен (лишился глаза), долго лечился в госпитале. С войны вернулся инвалидом 1-й группы».
Из рассказа Лысикова Владимира Александровича:
«Нашу семью война тоже не обошла стороной: в первые дни войны был взят на фронт мой дед, Лысиков Фёдор Фёдорович, пропал без вести в 1941 году; отец, Лысиков Александр Фёдорович, был призван в 1943-м, а в 1944 году вернулся домой инвалидом (без ноги). Воевали также два моих дяди Лысиковы. Александр Дмитриевич, который был призван в ряды Красной Армиии в 1939 году, по фронтовым дорогам прошёл до конца войны, дослужился до майора, и Алексей Дмитриевич, после войны ещё служил в армии 25 лет старшиной».
В мае этого года на кладбище д. Александровки была установлена мемориальная доска в память о тех, кто защищал Родину от фашизма и остался на полях сражений.
Я очень благодарна всем тем, кто поддержал меня в этом начинании: моим детям: Павлу и Ольге, директору плодопитомника «Жердевский» В.В Жихареву, З.Н. Потаповой (Татаринцевой) из Саранска, Е.П. Колмаковой, А.А. Хроленко (Колмаковой) из Москвы, Зинаиде Алексеевне и Нине Владимировне Артемьевым, Владимиру Александровичу и Галине Михайловне Лысиковым, Владимиру Николаевичу и Нине Владимировне Крапивиным, Валентине Николаевне и Геннадию Дмитриевичу Нечёса.

Из рассказа Гущиной (Скороходовой) Лидии Петровны.
«До войны я работала токарем 4 разряда в МТС. Потом выучилась на комбайнёра, преподавал мне Богатырёв Василий Карпович. Уже в уборочную 1941 года я сначала работала помощником комбайнёра у Павлова Василия Никифоровича, а потом его взяли на войну, и я уже стала работать самостоятельно. Работала на комбайне «Сталинец» в с. Пичаево (Красная деревня). Это был прицепной комбайн, его тащил трактор. Сразу весь урожай 1941 года мы не смогли обмолотить. Колхозники, в основном женщины, собирали урожай в снопы, скирды…Трактора ломались, и мы сами тащили комбайн от скирды к скирде, чтобы обмолотить зерно. Обмолот вёлся даже зимой…в лютые морозы. Уход за комбайном проводила всегда сама, и сеялки ремонтировала, и кувалдой била, и болты нарезала. Мой комбайн был всегда в хорошем состоянии. Комбайнёром проработала 7 лет».
За свою работу Лидия Петровна получила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1946 году Лидия Петровна вышла замуж за Гущина Алексея Ивановича. Они вместе вырастили и воспитали пятерых детей. Лидия Петровна награждена «Медалью материнства».
В этом году, 22 апреля, Гущина Лидия Петровна отметила 90-летие со дня рождения. Она ровесница д.Александровки.

Татаринцев Б.А.:
«В 1950 году колхоз «Дружный пахарь» (д.Александровка) соединился с колхозом «Красное знамя» (д.Натальевка) и колхозом «13 лет Октября» (1-я Фёдоровка) и стал называться колхоз им. Василевского.
А в конце 50-х годов 10 колхозов Преображеновского сельского совета были объединены в колхоз «Путь Ильича», который просуществовал до 2005 года. Первым председателем объединённого колхоза был Кириллов Алексей Иванович. Его сменил Петровичев Фёдор Ксенофонтович. Более 23-х лет руководил колхозом Горбунов Анатолий Иванович. И последний председатель – Кудрин Юрий Анатольевич (с 1990 по 2005 год).
Но д.Александровки в составе колхоза уже не было.
Только к концу 50-х годов в деревне появилось радио, до октября 1967 года не было электричества.
К концу 60-х годов село постепенно «расходилось». Старики умирали, дети переезжали в плодопитомник «Жердевский», в г. Жердевку и другие места.
К 1970 году в деревне осталось 28 дворов, и в них проживало чуть больше 70-ти человек. А к середине 80-х годов в деревне осталось всего два дома: Артемьевой Дарьи Фёдоровны и Лысиковой Александры Ивановны».


P.S. Решением исполкома областного Совета от 23.10. 1985 года № 393 д.Александровка была исключена из перечня населённых пунктов Тамбовской области.
В настоящее время там проживает потомок первых переселенцев и добивается присвоения пока не исчезнувшему с лица земли населенному пункту статуса хутора.

С войны не вернулись 17 односельчан.
Лысиков Николай Андреевич, сержант. Умер от ран 26.10.1944 г. Похоронен в г. Владимир-Волынский.
Братья Шелковниковы: Анатолий Петрович, сержант. Умер от ран 5 июня 1943 года. Семён Петрович, рядовой. Погиб в бою 8 мая 1943 года.
Курепин Алексей Николаевич. Погиб в бою 21 декабря 1944 года. Похоронен в Венгрии.
Суворин Николай Дмитриевич, ст. лейтенант. Погиб в бою 16 марта 1945 года. Похоронен в Венгрии, г. Копошвар.
Остальные защитники Родины пропали без вести.
Среди них:
Татаринцев Александр Алексеевич, после окончания финансового техникума работал главным бухгалтером Никифоровского госбанка. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Службу проходил в пограничных войсках в Молдавии, г. Рыбница. После окончания сержантской школы готовил к службе командиров отделений, за что в конце 1940 года наркомом обороны был награждён нагрудным знаком «Отличник РККА».
Из его письма от 23 июня 1941 года: «Вчера утром нас подняли по тревоге, и мы весь день просидели у пулемётов на берегу Днестра. К обеду нам стало известно, что мы находимся в состоянии войны с Германией. Я предвидел эту войну, ждал со дня на день, и всё же для меня это была неожиданность…».
Последнее письмо от него датировано 15 июля 1941 года: «С этого дня ежечасно появляются германские самолёты, сбрасывают бомбы, листовки, а также диверсантов на парашютах, с которыми мы сейчас, в основном, пока ведём войну. Они расстреливают мирное население, колхозников, работающих в поле, разрушают больницы, школы. Всё это вызывает такую ненависть… За меня меньше беспокойтесь, потому что я за себя не особенно беспокоюсь. Такова уж судьба. Вы, возможно, переживёте меня».
Чуть позже родители получили извещение о том, что их сын, Татаринцев А.А., пропал без вести.
Гущин Николай Алексеевич, сержант.
(Из рассказа сестры, Артемьевой Зинаиды Алексеевны):
«Николай с войны прислал одно единственное письмо с Курской дуги, в котором было написано: «Мама, горит земля и небо. Хочется выжить, но невозможно».
Пропал без вести в 1943 году.

А также пропали без вести Воронин Н. Н., Воронов Н. Ф., Дымов И. А., Колмаков М. П., Лысиков Ф. Ф., Протасов И. В., Скороходов П. И., Скороходов В. П., Старов Г. Ф, Татаринцев И. Д.
Автор:Л. Мещерякова