Лента новостей
Статья19 апреля 2012, 14:39

Прокати нас, Петруша, на тракторе…

Прокати нас, Петруша,  на тракторе…
Удивительно быстро из нашей памяти уходят события, ещё только несколько десятилетий назад не оставлявшие равнодушным ни одного человека.

В двадцатых годах ХХ века (сто лет ещё не прошло!) в наших краях появился первый трактор. Это нас теперь, в XXI веке, ничем нельзя удивить. Мы разучились удивляться! А тогда трактор на селе перевернул всё мировоззpение. Он нёс с собой настоящую революцию в работе на земле, коренным образом изменял крестьянский уклад. Не случайно именно в эти годы Владимир Ильич Ленин мечтал о ста тысячах тракторов для сельского хозяйства.
Трактор своим появлением пробудил ростки промышленного производства на селе. Он менял всю социальную жизнь в деревне, его не мог приобрести единоличник (как бы экономически крепок он ни был), а только объединение крестьян для совместной работы…
Много лет в моих архивах хранится маленькая заметка покойного Александра Ивановича Акиндинова "Пионеры колхозного движения". В ней идёт речь о моих земляках, в 20-х годах создавших посёлок "Прогресс" и объединившихся в одно из первых Товариществ по совместной обработке земли (ТОЗ) .
Упорные и настойчивые были люди! Преодолели все - и тогда тяжкие! - бюрократические препоны и добились выделения земли именно там, где им нравилось. Дошли до Москвы, получили беспроцентный кредит и через американское посольство купили трактор "Фордзон" - думаю, это был первый трактор в Уварове.
Можем ли мы представить, какие толпы людей встречали его на теперешней Большой Садовой по пути в посёлок?! Для большинства это было невиданное ранее чудовище, своим грохотом распугивающее кур, наводящее ужас на встречных лошадей.
В первый же день жителей посёлка, всех до одного - и старого и малого, катали на телеге, прицепленной к трактору. Неповторимое и удивительное зрелище! Дети того времени запомнили его на всю свою жизнь!
А когда на следующий день трактор с плугом вышел в поле, всё население посёлка шло следом, восхищаясь и придирчиво осматривая качество вспашки.
Как можно было не удивляться: жили в землянках, горе мыкали, во всём нужда, дети разуты и раздеты, а трактор купили!
По современным понятиям, трактор тот, пусть и американский (иномарка!), был примитивен: железные колёса с острыми железными шпорами, вся кабина - металлическое сиденье, слабосильный мотор, заводная ручка…
Но это всё же была уже техника на селе! Пусть пока по своей примитивности и мало облегчающая тяжкий труд земледельца.
Первый тракторист был окружён всеобщим вниманием, и видели в нём большого специалиста - он же управлял такой техникой! Очень сожалею, что по малолетству не запомнил фамилию первого тракториста. О нём часто рассказывали родители…
Молодое советское государство связывало большие надежды с появлением трактора на селе. Считало, что это первые ростки машинного, высокопроизводительного и в будущем на этой основе процветающего сельского социалистического хозяйства. Оно всячески пропагандировало трактор: появились плакаты с улыбающимся белозубым трактористом, трактор на почтовых открытках, в кино, романах и повестях, в песнях. Всю страну быстро обошёл кинофильм "Трактористы"…
Пусть и медленно, но всё больше стало появляться тракторов на селе. В стране шла индустриализация, возводились новые заводы, самые разные предприятия. Строились и тракторные заводы, страна не рассчитывала на импортную технику - своё производство надо иметь! Так мудро считали тогда!
В 1930 году стал выпускать тракторы Сталинградский тракторный завод (СТЗ), в 1931-м - Харьковский (ХТЗ), а потом и другие заводы. Но прежде чем приступить к выпуску тракторов, необходимо было построить рудники и шахты, доменные печи и мартеновские цеха, развить станкостроение, обучить рабочий класс - как много предстояло сделать!
И сделали! Вспомним - за 30 лет советской власти, к 1947 году, пережив две войны, страна создала вторую экономику мира…Создавали проклинаемые и погубленные теперь колхозы, создавали не только для того, чтобы можно было прокормить армию в надвигающейся грозной туче-войне, а туча двигалась с запада и востока.
Создание колхозов - это великое социальное завоевание! Знаю, у них много противников, понимаю, что-то было сделано, как говорят, через колено, но нельзя не признавать - это было великое социальное завоевание.

Колхозы и МТС изменили наше общество, сделали его таким, какого никогда и нигде в мире не было! И далеко не во всём плохое, скорее - самое совершенное и гуманное. Из теперешних дней это особенно отчётливо и ярко видно, прозреваем мы!
Несогласные со мной - пусть объяснят: откуда взялись наши военачальники, учёные, инженеры, врачи, космонавты, армия трактористов.
Кто их выкормил, выучил, вылечил… как, между прочим, и тех, кто сегодня плюёт в колодец нашего прошлого…
Как бы ни было трудно государству, оно стремилось помочь селу, хотя часто забирало у него последнее. В деревни стали поступать тракторы. Пусть и примитивные, но инженеры учитывали, что их будут обслуживать, ремонтировать в поле часто слабо подготовленные кадры.
Первые тракторы были просты по конструкции, не всегда надёжны и мало что можно было на них делать. Пожалуй, только пахать. Страна, напрягая свои небогатые возможности, начинала производить и сельхозинвентарь.
Возникла задача: экономически как можно эффективнее использовать технику, повышать её производительность, совершенствовать ремонт и обслуживание.
Появились МТС - машинно-тракторные станции, мы теперь почти забыли о них, сыгравших неоценимую роль. В них обучали токарей, сварщиков, слесарей, электриков и многих других специальностов. Через МТС на село пришёл рабочий класс, пришла культура, началось жилищное строительство… Не забудем, всё это началось с первого, по нынешним понятиям примитивного, слабенького трактора. Слава трактору!
Первая МТС появилась в Одесской области ещё в 1928 году. Постепенно машинно-тракторные станции распространились по всей стране.
В Уваровском районе работали две МТС - Обловская и Нижнешибряйская.

Шли годы. Время требовало всё больше сельскохозяйственной продукции.
В 60-е годы механизаторов стали готовить и в средних школах, ребята вместе с аттестатом получали и удостоверение механизатора…
Тракторы продолжали совершенствоваться, расширялась их модификация. В 1946 году возник Научно-исследовательский тракторный институт. Были построены новые тракторные заводы, в том числе в 1950 году и прославленный Минский. Его колёсные тракторы "завоевали" весь мир.
Образно выражаясь, трактор преобразил село. Это и его заслуга, что там появилось электричество, дороги, отличные современные мастерские, новые школы и клубы, широко строилось жильё...
Не торговля, "не купи-продай", а производительный труд всех и каждого преобразовывал мир и жизнь.
Всё это куда-то ушло, и очень хотелось, чтобы трактористы, механизаторы - главные люди на селе - остались в памяти следующих поколений. Люди эти достойны светлой памяти!
В мои детские годы, наверное, не было ни одного мальчишки, не мечтавшего управлять трактором. Помню тот день, когда тракторист Иван Романович Мананников доверил мне управлять гусеничным трактором. Это воспоминание осталось на всю жизнь!
Около пяти лет назад приходилось мне писать о механизаторах. Всегда их считал трудолюбивыми, прямыми, достойными людьми, много сделавшими для родного села, страны.
И сегодня с благодарностью и самыми добрыми чувствами вспоминаю тех, с кем довелось встречаться и кого сохранила память: Ивана Яковлевича Нечаева, Ивана Филипповича Сопина, Николая Ивановича Мартынова, братьев Василия Романовича и Ивана Романовича Мананниковых, Алексея Ивановича Евдокимова, Алексея Яковитова…
Вспоминаю и искренне сожалею: время делает своё дело, многое и многие достойные забываются, и это несправедливо.
Почему бы подрастающим жителям села, юным краеведам, пока ещё не поздно, с помощью ветеранов вспомнить, отыскать эти славные имена и что-то сделать в школе, библиотеке, чтобы сберечь память об этих прекрасных людях! Сколько имён замечательных людей можно припомнить в каждом селе, отыскать их фотографии и каким-то образом рассказать молодым!
Всем трактористам, с кем дружил, кого знал много лет, с кем встречи были мимолётными, как напоминание о молодости, добром времени - великолепная песнь, написанная более 80 лет назад, когда в СССР ещё и тракторов было очень и очень мало, Молчановым и Захаровым:
По дороге неровной,
По тракту ли,
Всё равно нам с тобой по пути.
Прокати нас, Петруша, на тракторе,
До околицы нас прокати…
Автор:А. Евдокимов