Село Протасово

« Знамя труда »
10
от
Среда, 5 марта, 2014 (Весь день)
3302
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/03/05/top68.ru-selo-protasovo-33740.jpg?itok=ZCVMN4El

Собрав некоторый материал про утраченную святыню села Протасово – Храме Рождества Пресвятой Богородицы, меня заинтересовал ответ на вопрос: «Кто такая княгиня Меньшикова, на средства которой было построено здание Церкви, и почему именно в данном населённом пункте?». Также, в ходе поисково-исследовательской работы мне посчастливилось найти и многие, малоизвестные сведения, относящиеся к истории Протасово и его окрестностей. Предлагаю читателям ознакомиться с представленным материалом, учитывая, что данная статья и опубликованная ранее «Утраченная святыня» (в «ЗТ» от 24.07.2013 г.), дополняют друг друга.

В книге Валентины Андреевны Кученковой «Усадьбы Тамбовской Губернии» опубликовано: «Выразительно и ярко звучит письмо Авдотьи Протасовой из имения при деревне Григорьевка (Протасово) Кирсановского уезда мужу Павлу Васильевичу в Петербург в 1752 году. Она сообщает, что с дворовым Яковом на карой лошади послала мужу две пастилы, сушёных яблок 40 ниток, кадушку сотового мёду, земных круп. «Изволь, свет мой, кушать на здоровье. Ещё послано трое чулок, кушак, скатерть. Изволь носить на здоровье...» Это одно из первых документальных упоминаний о данном населённом пункте. Официальная же запись о селе Протасово имеется в документах ревизии 1795 г.

Но когда именно, как давно возникло поселение на данном месте, находящегося, практически на водоразделе рек Волги и Дона, точного ответа до сего времени нет. История возникновения, может быть тесно связана с историей заселения близлежащих территорий.

Из повести «Викторовы» Николая Николаевича Семёнова (правнук священнослужителя Протасовского Храма): «Для охраны южных рубежей русского государства от набегов ногайцев и крымских татар, в числе прочих крепостей, был в 1636 году основан и Тамбов. Тогда-то и началось заселение прилегающей лесостепной и степной окраины России, местообитание наших пращуров. Чуть южнее Тамбова подходил тракт к месту, слегка возвышавшемуся над остальной равниной, откуда истекали  реки  Цна, Кариан, Савала, Битюг и Бурначка. Не было здесь затруднительных водных переправ, и потому с древних времён тяготели сюда кочевые тропы степных народов...
В XVIII веке обширные земельные наделы получили здесь новоиспечённые графы Строгановы, потомки знаменитых сибирских основателей. В 75 верстах к югу от Тамбова, близ самого астраханского тракта возникло и поместье князей Меньшиковых. Очередной наследник, князь Александр Сергеевич Меньшиков, вступил во владение имением к началу семидесятых годов XIXвека.
Центром имения было расположенное в красивой местности небольшое, в 40 дворов, сельцо Протасово. Жители его в начале XXвека  всё ещё отличались особым, нездешним говором. В своё время владельцы имения запрудили протекавший по живописной долине ручей и образовали большое озеро длиной версты три и шириной двести сажен, обсаженное плакучими ивами, вербой и ветлой, обросшее камышом, полное рыбы, дикой и домашней птицы».

 Княгиня Меньшикова
Небольшое упоминание о получении князем Александром Меньшиковым земель на Тамбовщине имеется и  в труде Н.В. Муравьёва.
Но кто такая Княгиня Меньшикова, являлась ли она супругой упомянутого князя? И случайно ли, именно, Протасово стало центром большого имения? Чтобы найти более подробную информацию, необходимо было работать с документами, хранящимися в архивах г. Санкт – Петербурга и Москвы, что физически для меня не предоставляется возможным, но благодаря интернету, я получила письмо от единомышленника Бориса Александровича Гузь, занимающегося краеведением, который смог, используя свой накопленный опыт в поиске информации, найти и переслать подробнейшие сведения о роде Меньшиковых и Протасовых, включая адреса, возможно ещё живых, их малочисленных потомков.

Светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков (Меньшиков), центром имения которого было село Протасово, – был генералом-адъютантом, адмиралом, морским министром Российской империи в 1836-55 гг., генералом-губернатором Финляндии в 1831-54 гг. Старшим в роду Меншиковых, правнуком петровского фаворита. Он вступил в брак с графиней Анной Александровной Протасовой, племянницей доверенной фрейлины Екатерины ІІ Анны Степановны Протасовой, стараниями которой и получила графский титул, присвоенныйимператором Александром І. В действительности, вступив в брак, она сохранила свою фамилию и графский титул, хотя, по традиции, её и называли княгиней Меньшиковой.

  Стекались люди со всей округи…
Таким образом, сложилась история, и не исключено, что благодаря именно вышеупомянутому браку, в Протасово в 1828 году произошло исторически значимое событие – открытие храма Рождества Пресвятой Богородицы, построенного на средства графини А. А. Протасовой (княгини А. А. Меньшиковой), и село стало центром  имения Князя Меньшикова.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы кроме главного престола имел ещё два: в честь святой Анны и святого Николая Чудотворца. Построен был из обожжённого (красного) кирпича, изготавливаемого в селе, не отапливался, имел свою колокольню. Колокол был привезён из Германии и отличался своей особой звонкостью от колоколов близлежащих храмов. Церковная территория была огорожена кованым забором с каменными столбами, было здание караулки. Храм располагался в центре села, недалеко от кладбища, на открытом месте – у пруда, берега которого были обсажены плакучими ивами, вербой и ветлой. Большое белое здание было  хорошо видно издали при подъезде к селу с различных направлений.
Несомненно, постройка  церкви не просто изменила статус населённого пункта с деревни на село, а сделала его духовно-культурным и информационным центром округи.  К  храму собирались люди с округи, с других деревень и хуторов, что делало село негласным центром данной местности. Это послужило и тому, что Протасово  после обретения статуса села, стало одним из волостных центров Тамбовского уезда. Из Сборника статистических сведений по Тамбовской губернии, изданного в 1888 году: «Протасьевская волость имела уже более широкие границы, чем приход Храма, и в её состав (по данным на 1884 год) входили селения и общины: Бокинские выселки, Новопоселение, Пановы кусты, Ново-Павловка, Лужки, Бахаревка, Дальняя калинка, Протасьево, Павлодаровка, Сосновка, Александровские Верхи, Александровка, Зимбулатовка. (Всего населения на указанный год в волости было 5766 человек, а в Протасьево - 630)».

 Грамоты великое начало
«… Школ не было, учителей – редкость, а были же хотя некоторые счастливцы, как умели читать и писать. Откуда же эти малые звёздочки почерпали себе грамоту? Элемент учителей составлял в то время вышедшие в заштат большей частью «дьячки», пономари, сельские волостные писаря». Священнослужитель Александр Андреевич Викторов впервые начал группой обучать детей грамоте.
В «Тамбовских губернских ведомостях» (1885 г.) опубликована корреспонденция, рассказывающая об открытии школы в селе Протасово. «В 1861 г. местный священник открыл школу грамоты. Он долго увещевал своих прихожан отдать к нему учиться своих детей. И только после Пасхи, 1 мая, удалось собрать 30 мальчиков. Помещения для занятий не было. Дети приходили на луг, рассаживались на траву и слушали учителя. Первоначально вёл беседы на религиозные темы, потом обучал грамоте, письму, счёту. Началась осень 1861 г., под школу была отведена небольшая комната в здании волостного правления. Мешали мужики, собиравшиеся, чаще всего, по разбирательству судебных дел. Из волостного правления пришлось перейти в крестьянские избы, церковную караулку. В 1873 году на средства сельского общества построено деревянное здание на кирпичном фундаменте…»

 «Базар»
Опираясь на рассказы очевидцев современности, невозможно обойти вниманием  интереснейший обычай, называемый в народе «Базар», который возник ещё в далекие времена. Обычай отмечали только в Протасово и ближайших деревнях, входящих в приход: Александровка (Зароща) и Зимбулатово. Очень популярный в народе, особенно у молодого и подрастающего поколения, он продолжает волновать активных и задорных жителей села Протасово и в  XXIвеке.  В ночь под 12 июля («Петров день») собрать на главном перекрёстке населённого пункта большой «базар» из унесённых без спросу из чужих дворов вещей, и, даже, уведённой скотины. Причём, из добытых чужих предметов «базарщики» старались соорудить как можно более высокую кучу, которую сложней будет разобрать на другой день хозяевам унесённых вещей. На Петров день хозяева приходили на данный «базар» за своим добром. Каждый житель села сможет поведать с десяток интереснейших случаев, которые произошли с ним в своё время ночью на «Базаре». К примеру, чтобы толпа ребятишек и подростков не забрела во двор, который принадлежал кому-то, кто мог присутствовать в данной группе, заранее могли обговаривать, кто по какой улице пойдёт «базарить», и делились соответствующим образом.  Было много скамеек, корыт, тумбочек и прочего добра. Приводили коров, притаскивали собачьи будки с привязанными к ним псами. Были случаи, что прикатывали телегу со спящим в ней нетрезвым «сторожем». Но, фантазию и юмор проявляли и хозяева своих дворов, которые могли выскочить из засады и громко щёлкать кнутом, могли нарядиться в белые одежды и неожиданно появиться в темноте на пути толпы. В общем, нет на данном празднике пределу фантазии, задора и, отчасти, изощрённому хулиганству. Как и с чего зародился описанный обычай именно в этом месте – ответа нет, но известно, что в те времена на Руси в день Святого Петра и Павла  традиционно в крупных населённых пунктах устраивались большие ярмарки.
Обращаем внимание читателей, что представленный материал – только часть из истории села Протасово, который дополняет ранее опубликованную статью.

Автор: 
Елена Андреева. Фото из личного архива
Читайте также:
Наверх