Лента новостей
Статья19 ноября 2014, 15:59

Село ремесленников и старообрядцев

Из глубины веков

Первые упоминания о поселениях на месте современного села Покрово-Васильево относится к началу 18 века. В окладных книгах 1706 года Шацкого уезда Азовской губернии упоминается часовня Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине стольника Василия Петровича Шереметева в новоселебном сельце Покровском. «У той часовни двор попа Тимофея, …в том сельце двор помещиков да 24 двора крестьянских…».
Среди известных владельцев села первым значится Василий Петрович Шереметев (младший брат Бориса Петровича Шереметева, первого российского графа, фельдмаршала, любимца Петра I. В 1709 году попал в опалу и был отправлен на городские работы, по настоянию брата был принят на военную службу, дослужился до генерала). С 1732 по 1786 годы село принадлежало его снохе Наталье Яковлевне Шереметевой (Голициной) – жене Сергея Васильевича (сына Василия Петровича). До 1831 года его владельцем был их сын Василий Сергеевич Шереметев – генерал, губернатор Волыни.
Больше десяти лет делили родственники наследство. В итоге село Васильевщина перешло Наталье Васильевне Обрезковой (Шереметевой), а деревня Васильевщина (Новая деревня) – Елизавете Петровне Бибиковой (Шереметевой).
В трудах Н.В. Муравьёва с. П-Васильево упоминается в документах ревизии 1834 года под названием «Покровское, Васильевщина тож».
За статской советницей Натальей Васильевной Обрезковой было записано крепостных крестьян мужского пола 1033, женского – 1087, домов - 296.
Весь период существования Покровское делилось на село и деревню. В связи с выделением части имения малолетней Елизавете Петровне, образовалась новая деревня – это современное Васильево.
На рубеже 18 - 19 веков в селе стали проживать нижегородцы. Василий Сергеевич Шереметев переселил сюда около ста семей раскольников и молокан. Среди фамилий переселенцев были Аресовы, Афанасьевы, Бурмистровы, Головы, Желтовы, Коротины, Москвитины, Поляниновы, Цыбезовы, Ниловы.
Вместе с этим в селе начинается кожевенное производство.
После отмены крепостного права количество переселенцев увеличилось. Сюда переехали ещё около пятидесяти семей в основном старообрядцев.
В течение 19 века Васильевщина была оплотом старообрядчества в Моршанском уезде. В деревне проживали больше ста семей старообрядцев. Имелся Единоверческий приход (20 прихожан) и приход Старообрядческой церкви Белокриницкой епархии (более 200 прихожан), был молельный дом старообрядцев и безпоповцев. Была в Покровском и своя православная церковь, построенная в 1797 году.
В с.Покровское крестьяне были главным образом сапожниками, а в д. Васильево – кожевенниками.
В деревне Васильевщина хлебопашеством не занимались совсем и земли для этого не имели, только арендовали луга для выпаса скота.
В Покровском лишь малая часть крестьян занималась земледелием. Основным занятием оставалось ремесло.
До середины 19 века самым массовым изделием были рукавицы. Их выпускали до 250 тыс. пар в год. Их основными покупателями были ямщики. С появлением железных дорог спрос резко упал, и производство сократилось в несколько раз.
В 1881 году в Покрово-Васильевской волости работало 12 кожевенных заводов. В селе владели особой технологией выделки хромовых кож. Так, себестоимость выделки одной кожи в д. Васильевщина была 50 копеек, в то время как в среднем по Моршанскому уезду 75.
В энциклопедии Брокгауза указано, что на 1903 год в Васильевщина представляет собой два смежных селения. Покровское имеет 350 дворов и 2825 жителей, Новая деревня (д. Васильево) – 201 двор и 1757 жителей. Оба селения стоят на реке Кашма. В них работают 13 кожевенных заводов, с общим производством на сумму до 70 тысяч.
Долгие годы изучением своей родословной и историей села Васильевщина занимался житель г. Москва В.В. Полянинов, который обращался во многие архивы. Некоторые результаты своих исследований он передал и в наш архив, за что мы ему искренне благодарны.

Н.НЕВЕРОВА, ведущий специалист отдела культуры и архивного дела администрации района


В годы советской власти

В дореволюционный период село П-Васильево и д. Васильево заметно отличались от близлежащих населённых пунктов. Здесь преобладало ремесленное производство. Но в конце 70-х - 80-х годов 19 века кожевенный промысел стал приходить в упадок вследствие подорожания сырья и введения во многие отрасли машинного производства. Прежней выгоды от промысла уже не было. Жители стали искать заработки на стороне.

Следует отметить тот факт, что средний уровень грамотности среди жителей Васильева составлял 27%, а по губернии – 9%. В селе была школа и один учитель.
Перед Первой мировой войной в д. Васильево был построен спиртзавод, который принадлежал княгине Гагариной, сама она жила в Петербурге.
Жизнь на селе постепенно менялась. Но всё резко рухнуло, когда пришла весть о свержении царя, которую донесли солдаты, бежавшие из царской армии.
Бедняки восторженно встретили это событие. А богатеи восприняли в штыки, причём практически в прямом смысле этого слова. В октябре 1918 года им удалось подбить местное население на бунт. Остервенелая толпа двинулась на Пичаево и устроила там кровавую резню активистов советской власти.
Специальным постановлением ГубЧК были посланы части для подавления мятежа. Здесь развернулись настоящие боевые действия. В итоге бандитские формирования были разгромлены.
В период НЭПа вновь поднимали голову крупные собственники, но жизнь брала своё. Запрет эксплуатации заставлял их сворачивать производство и уезжать в города, чтобы там затеряться. А крестьяне постепенно стали перешли к артельному труду.
Первый колхоз здесь появился в 1931 году, когда объединились несколько дворов. Он назывался "Путь к социализму", потом появился "Красный пахарь". Всего было создано 4 колхоза.
Через год здесь произошло знаковое событие - один из первых трактористов района Иван Ефимович Тезиков торжественно въехал в село на первом в этих местах "Фордзоне".
С недоверием смотрели на трактор седобородые старики, а детвора не скрывала восторга: без лошадей, и пашет. А трактор пахал, молотил столько, сколько не под силу было 2-3 бригадам. Недоверие растаяло, как дым. А техника всё поступала.
Пришло время организации МТС. Нужны были помещения под склады и мастерские. Обратили внимание на пустующую в д.Васильево старообрядскую церковь, которую решили переделать под МТС.
Быт потихоньку налаживался, но день 22 июня 1941-го разделил жизнь на до и после.
Война опалила каждую семью, каждый дом. Село покинула большая часть трудоспособного населения, на фронт ушли крепкие молодые парни. Среди них и Владимир Гавриков. Так и остался он в памяти односельчан отчаянным мальчишкой, дерзким парнем. Он стал танкистом. Уже в 1943 году иней седины посеребрил его голову. Но дерзость осталась до конца.
«… Фашисты укреплённый западный берег Вислы считали неприступным. По-другому думали советские воины, и в их числе Гавриков. Ему пришлось участвовать в прорыве этой оборонительной линии.
Танк под командованием лейтенанта Владимира Алексеевича Гаврикова врывается в расположение противника. На пути вырастает фашистский танк. Всё решили доли секунды. Советский танк выстрелил первым. Продвижение вперёд пытались приостановить четыре противотанковых орудия, но были раздавлены, а расчёты истреблены…В госпитале Владимир Алексеевич узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза, там же он скончался от ран. До окончания войны оставались считанные дни…»
Так воевали и другие. Всем нужна была только победа. Так думали и те, кто остался в тылу: женщины-трактористки и подростки, на которых свалилась непосильная тяжесть.
В бывшей церкви с.П-Васильево была организована мастерская по ремонту самолётов.
В центре с.П-Васильево разбит парк. Зелень деревьев и цветов оттеняет строгие черты обелиска в память о тех трёхстах, кто навсегда остался на полях сражений. Школьники заложили в обелиск капсулу со списком односельчан, отдавших жизнь за Родину. Первым в этом списке - Владимир Алексеевич Гавриков.


Благодарим центральную районную библиотеку за предоставленный материал.

Автор:Елена Еремеева