Средь полей и долин не затерялась Покровская церковь села Горюньки

« Сосновское слово »
42
от
Среда, 19 октября, 2011 (Весь день)
4931
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/10/19/top68.ru-sred-polei-i-dolin-ne-zateryalas-pokrovskaya-tserkov-sela-goryunki-4825.jpg?itok=kgjPuAmX

Эта маленькая сельская церковь возникает перед взором внезапно - на фоне неброского, но красивого среднерусского пейзажа, когда въезжаешь в село Горюньки. Хотя официально оно называется Александровка, но народ сохранил это старинное милое название.
И такое ощущение, словно выпадаешь из реальности. Словно это холст работы большого мастера. Уж очень гармонично все устроено - бело-голубая церквушка, а за ней словно продолжение, бугры и долины.


14 октября на Покров Пресвятой Богородицы был в Покровской церкви в селе Горюньки - Александровке юбилей - 90 лет. Это один из двух храмов в районе, которые были действующими в годы советской власти. Там и детей крестили, и венчались, и поминали усопших родственников, и молились жители Сосновки, Савинских Карпелей, Дельной Дубравы, Космачевки, Мариновки, Троицких Росляй и других сел Сосновского района. И хоть Бога тогда в верхних эшелонах власти отменили, но все сельские жители, в том числе и даже партийные, новорожденное дитя крестили. Но за крещение в Покровской церкви в 70-ые, например, можно было поплатиться партийным билетом. Представитель райкома, проверявший церковные списки, постоянно докладывал кому надо.
И тем не менее вера была неистребима.
В село Горюньки, где стояла эта церковь, прихожане из Сосновки ходили в те времена пешком. И это было настоящее паломничество. И сегодня, когда есть храм и в Сосновке, и в Тамбове много церквей, для некоторых Покровская церковь в Горюньках по-прежнему любимая, своя.
14 октября на Покров Пресвятой Богородицы Божественную литургию здесь провел священник, настоятель этой церкви, иерей Александр (Костиков). А праздничный молебен - благочинный Моршанского округа, протоиерей Андрей (Рыбин). Он освятил купола новой звонницы. Затем состоялся Крестный ход. И много прихожан прибыли в этот великий для храма день. Он едва вместил всех желающих.
Местных жителей в этом селе осталось всего 35. Остальные прихожане приезжие.
Благодать. Это чувство испытывает всякий, кто входит в этот храм. Оттого, что место очень намоленное.
Накануне праздника нынешний староста церкви Иван Андреевич Богданов рассказал мне историю Покровского храма. Хотя специальную летопись никто не вел. Вся история - из уст в уста, по рассказам сельских старожилов. А у Ивана Андреевича дед по материнской линии - Тимофей Никитович Щербаков работал тут до конца 50-ых ктитором - ну что-то вроде председателя приходского Совета в церкви.
В 1921 году жители села Дмитриевка Отъясского сельсовета решили свою церковь снести с лица земли. А жители села Горюньки, Космачевского сельсовета взялись принять это безродное дитя у себя. Строительный материал, конечно, везли, а вот иконостас, существует предание, всю дорогу несли на руках кратчайшим путем - через речку Грязнушку.
Сегодня Иван Андреевич как бы продолжает дело своего деда. Он рассказывает мне далее, что храм был действующим вплоть до Великой Отечественной войны. А потом его закрыли, но ни зерном, ни картошкой не засыпали. Просто его дед иногда разрешал сушить в нем махорку, которая была нужна (ну что поделаешь!) для самокруток бойцам.
А после войны богослужения в Покровском храме возобновились вновь.
- У нас были выдающиеся священники, - говорит Иван Андреевич. - Сначала, после войны, отец Иннокентий, потом отец Валентин (Ястребцов). Здесь, в Горюньках, он и похоронен. Затем до 1969 года служил отец Петр (Бузаев). А потом, прибыл схиархимандрит Рафаил (Брыксин). А вместе с ним схимонахиня Пахомия. Но недолго прослужил в Горюньской церкви отец Рафаил, больной был уже человек, через семь месяцев его похоронили, а Пахомия до сих пор поет на клиросе.
А в 1979 году из Пензенской области прибыл сюда отец, иерей Анатолий (Макеев). Он дольше других прослужил в Покровском храме. С 1979 до 2003 года. В его бытность были расширены алтарь и храмовая часть. В 1980-ом поставлен новый иконостас, а потолок был расписан иконописцем из Тулы Юрием Дмитриевичем Кротовым.

***

Поднимаю взоры вверх. Там библейские сюжеты и из Благовещения, и из Крестовоздвижения, и из крещения Господня, и из Покрова Пресвятой Богородицы.
В храме много старинных икон еще со времен 18 века. На иконостасе Спаситель и Богоматерь, написанные три века назад! Возможно, эти иконы были перенесены вместе с храмом в том, 1921 году. А это значит, с тех времен ничего из этого храма не исчезло, не украдено, а только приумножалось, благодаря помощи многочисленных прихожан. Каждый их рубль пошел в дело развития Покровской церкви.
Сохранилась даже плащаница, которую доставили еще в 21-ом из Дмитриевки. В годы гонений ее сохраняли в доме кузнеца. Считалось, что кузнеца не посадят - нельзя без него на селе. Сохранился до сих пор его дом, на улице Миллионной. Так назвали ее еще в те времена, когда кузнец построил здесь свой дом за миллион «керенских».
Это благодаря им, а конкретно Александру Васильевичу Богданову, семье Коробковых и других бывших местных жителей, теперь москвичей, обновлен паркет, вместо старой обветшавшей ограды вокруг церкви была поставлена новая.
Требуется реставрация и иконостаса, который три десятилетия не обновлялся. Благодаря пожертвованиям прихожан была создана маленькая, но очень емкая церковная лавка. В этой сельской церкви я приобрела, например, книгу Ивана Шмелева «Пути небесные» - уникальное повествование о духовном возрождении человека.
Здесь все накапливалось не один год. Паникадила видно что из той еще жизни, старинные, очень редкие, такие даже в большой церкви, в больших городах не встретишь. Есть, например, икона Богородица Донская, пожертвованная Покровской церкви иконописцем Кротовым. Сегодня у него на реставрации из этой церкви всеми любимые и почитаемые иконы - Святителя Пантелеймона и Владимирской Божией Матери.
Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы со временем потеряла свой вид. И к 90-летнему юбилею Покровского храма иконописец Раиса Назарова написала новую, где Богородица, озаренная небесным цветом, окруженная ангелами и сонмом святых, парит по воздуху. Это сюжет ее чудесного явления в храме Константинополя, когда городу, окруженному язычниками, грозило разрушение. Пресвятая Дева начала молить Господа о защите. А затем сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молящимися, ограждая от врагов.
Есть у церкви и пристройка, сооруженная при отце Анатолии. Тут просфорная, трапезная.
После службы, исповедей и святого причастия люди собираются за обеденным столом. Так здесь заведено. А потом автобус (по соглашению с администрацией) развозит прихожан по селам.

***
Накануне праздника этот храм приобрел небольшую звонницу, и теперь зазвучит над окрестными селами благовест.
Когда Иван Андреевич работал главой Космачевского сельсовета, он снисходительно относился к тому, что люди называют село по-прежнему Горюньки. И пусть там проживает сегодня мало населения, но село это все знают, благодаря церкви. А вот кто помнит сегодня о селе Дмитриевке Отъясского сельсовета, жители которого отказались в далеком 1921-ом от своего храма?
Иван Андреевич Богданов выходец из хорошей многодетной семьи, где родители были глубоко верующие. Спрашиваю его:
- С детства ходил в церковь, молился, крестился?
- Да.
- Но как было совместить: красный галстук на груди и православную веру? Как учителя относились к этому?
- Учителя, конечно, в церковь не ходили, им не разрешалось, но нам не препятствовали. Тем более их родители, наши бабушки, были в Покровском храме певчими.
Об этой церкви, которая даже в годы гонений сохраняла православный дух, говорить можно много. Ей словно покров самой Пресвятой Девы помогает.
Даже вот такие маленькие примеры: бывший глава района Иван Михайлович Дронов, который часто бывает здесь с супругой, внучек крестил, договорился с ламским предпринимателем Краснослободцевым сделать для этой церкви красивые, затейливые деревянные скамеечки. А вот житель Воронежа пожертвовал саженцы яблонь, и теперь вокруг, в честь 90-летия, разбит яблоневый сад.

***

Но главное достояние этой церкви - матушка Пахомия. Прибыла сюда уже постриженной схимонахиней в 1975 году вместе с отцом Рафаилом. И с тех пор так тут и живет. Она только на четыре года моложе Покровской церкви. Кроткая, чистая голубица в бархатной монашеской шапочке - куколе. Рассказывает:
- В 30-ых отца за веру посадили. Мать арестовали позже. Она отсидела 2 года 2 месяца и 22 дня. Когда маму выпустили, на руках у нее было шестеро детей: мал мала меньше. Голодали, побирались. А меня, старшую, отдали в люди - в няньки.
И вот однажды ей, девятилетней девчонке, приснился сон со священником. А потом пошла в местную церковь и увидела там отца Рафаила, точь-в-точь похожего на того священника, которого видела во сне. С тех пор она была постоянно с ним, и в болезни ухаживала, а когда он получил тихий горюньский приход, поехала за ним, здесь его и похоронила. Была и псаломщицей, и уборщицей. И сейчас поет на клиросе. Голосок чистый, детский, совесть незамутненная. Так и хочется ее обнять, приласкать.
 

Автор: 
Вера Попова
Читайте также:
Наверх