Лента новостей
Статья29 сентября 2015, 08:15

Страницы истории Знаменской средней школы № 1

ВСЁ НАЧАЛОСЬ с вопроса: что нам, учителям, тысячам выпускников, техническому персоналу известно об истории школы, что даст нам эта история в лицах и судьбах людей, которые у каждого свои?

Моё знакомство со школой началось со знакомства с районом. Работая в 60-е годы инструктором орготдела обкома ВЛКСМ, я побывала во многих районах Тамбовской области, но никогда не была в Знаменке. И вот, в апреле 1982 года по месту службы мужа, я из Тамбова еду в этот райцентр.

Всматриваюсь в дорожные указатели: Яблоновка, Михайловка, пос. Кузьминский, реки Сява, Кариан, и, наконец-то, я прибыла. Обычный районный центр, но никогда не думала, что на многие годы он станет мне близким, здесь будут мой дом, мои знакомые, мои друзья, мои соседи.

С 1 июня началась моя трудовая деятельность в качестве инспектора отдела народного образования, которым руководил в те годы Владимир Максимович Гордеев. Состоялось мое знакомство со школами района: Прудковской, Бороздинской, Михайловской, Новознаменской, Воронцовской, Алексеевской, Сухотинской, Никольской, Знаменскими №2, №3. Во всех школах я встречала очень грамотных, преданных своей профессии руководителей, учителей.

А с 1 августа 1983 года я стала директором Знаменской средней школы №1, в которой проработала более двадцати лет. И какие это были годы! И трудные, и ответственные, но самое главное они были творческие, насыщенные учебной и внеклассной работой.

О том, как выглядела школа, в своих воспоминаниях расскажут учителя, которые в ней учились и работали в разное время.

Когда я начинала работать, в школе не было воды. И надо отдать должное техническому персоналу, в частности трактористу Александру Васильевичу Орлову, уборщицам Вере Ивановне Брянкиной, Валентине Ивановне Пученкиной, учащимся старших классов, которые обеспечивали школу водой из близлежащей колонки. По прошествии многих лет, говорю спасибо первому секретарю РК КПСС Алексею Васильевичу Брыксину за его активную помощь школе в строительстве водопровода и в решении других вопросов. Хозспособом, буквально за лето, в школу была подведена вода.

И прежде чем начать своё повествование об учителях, я не могу не сказать о своих заместителях. Это Клавдия Михайловна Полякова (учитель истории), Александра Дмитриевна Наумова (учитель математики), Любовь Константиновна Чумакова (учитель биологии). Прекрасные, ответственные руководители. Они умело организовывали учебную, методическую работу, осуществляли контроль за качеством учебно-воспитательного процесса, учебной нагрузкой учащихся, принимали участие в подготовке аттестации учителей и учащихся, в проведении месячников педагогического мастерства по предметам. "Сеять разумное, доброе, вечное" - такова была их жизненная позиция. Они изо дня в день были со своими учениками, в совершенстве владели своими предметами и методикой преподавания.

Учитель сельской школы - это не только предметник. Приходится много заниматься общественной работой. Все эти три женщины были агитаторами, лекторами, депутатами районного, поселкового Советов.

Главное место в школе занимает учитель. В моё время в школе работали прекрасные литераторы: Зоя Александровна Романова, Надежда Ильинична Кочетова, Татьяна Александровна Королёва, Любовь Леонтьевна Самойлова, Валентина Павловна Красильникова.

Судьба русского языка была им небезразлична. Неравнодушные люди, мечтающие спасти родную речь от сленга, нецензурной брани, проникавших уже в те годы в наш язык слов иностранного происхождения.

Хочется сказать им спасибо за горы проверенных тетрадей, за то, что они открывали детям Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Толстого и многих других писателей и поэтов.

СКОЛЬКО ИМИ было проведено открытых уроков не только для учителей школы, но и района. В моей памяти остались уроки литературы Татьяны Александровны Королёвой по произведениям Валентина Распутина "Прощание с Матёрой", Виктора Петровича Астафьева "Последний поклон" и других авторов. Как пронзительно читал на уроках отрывки Саша Петроченко: "Бабушка умерла. Мне прислали телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. В отделе кадров мне сказали:

- Не положено. Мать или отец - другое дело.

Откуда они знать могли, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня! Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны бабушки. А я не сделал этого.

И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтобы в своих бабушках и дедушках, близких людях искали они её, как была вечна её доброта.

Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать. (Виктор Астафьев "Последний поклон").

А что стоит отрывок, прочитанный Сашей: "Никогда люди не забудут почтальонов военных лет. Отцы и матери, жёны и невесты ждали каждый день почтальонов со страхом и надеждой. Что он им несёт? И страх этот был не напрасным. Очень часто приносили почтальоны в серых конвертах леденящие сердце бумажки. Сколько слёз пролили над этими бумажками люди…"

На этих уроках мы просто сидели и плакали. Потрясающе!

А экзамены по предмету. Сколько они приносили сюрпризов. На одном из экзаменов нас потряс не совсем успешный ученик, когда наизусть читал поэму Твардовского "За далью в даль". Это было так необычно, интересно, и заслуга в этом учителя З.А. Романовой. Были, конечно, и курьёзные случаи, но об этом в другой раз.

А уважаемые учителя математики Лидия Алексеевна Брянкина, Александра Дмитриева Наумовна, Галина Владимировна Корнеева, Валентина Петровна Дворецкова, Любовь Ивановна Коломина. Сколько вами было решено задач и примеров не только из учебников, но и из окружающей нас действительности, жизни.

Уже в 80-е годы на уроках стали использоваться примитивные информационные технологии. Я помню, как на уроках математики Л.А.Брянкиной дети и я вместе с ними осваивали модульный класс. Это было захватывающе интересно.

И лучшая для вас награда была, когда в глазах детей видели живой огонёк, чувствовали, что на ваши уроки идут с интересом.

Другую, не менее важную науку преподавали детям Иван Яковлевич Москалёв и Нина Гавриловна Савельева, которых, к сожалению, уже нет среди нас.

И мне особенно много хотелось бы написать об Иване Яковлевиче, которого я сменила на посту директора школы. Встречаясь со многими бывшими учениками, их родителями, которые также были его учениками, видишь с какой теплотой они отзываются об Иване Яковлевиче. Это был мудрый наставник, поистине талантливый педагог. Он очень многим дал путёвку в жизнь. Его воспитанники стали инженерами, офицерами различных родов войск, учителями, квалифицированными рабочими.

Вот как об Иване Яковлевиче отзывается выпускница школы 1986 года Людмила Воронина, учитель математики и физики: "Мне в работе помог богатый педагогический опыт моего учителя. Я видела, какими безупречными с точки зрения методики и человечности были его уроки. Как доходчиво он объяснял материал. Он никогда не повышал голос. В каждом ребёнке он видел индивидуальную личность."

ОГРОМНОГО ЗАПАСА знаний Нины Гавриловны Савельевой хватило бы не только на школьную, но и на вузовскую программу. Когда школа получила впервые компьютеры "Корвет" (очень примитивные), то их начала вместе с учениками осваивать Нина Гавриловна. Присутствуя однажды на уроке информатики, с интересом наблюдала, как она учила детей составлять программу по разбору сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений.

Не один десяток лет проработали в школе учителя биологии и химии: Любовь Константиновна Чумакова и Любовь Ивановна Бударина, Зоя Михайловна Радионова, Ольга Владиславовна Шимкович, Наталия Родионовна Фёдорова.

Любовь Константиновна… По мнению многих знаменцев, ставших врачами, учителями выбор их будущей профессии был предопределён ею, она в прямом смысле слова "дала путёвку в жизнь" очень многим. Её бывшие ученики Валентин и Виктор Голуб - доктора биологических наук. Наталия Чеглова и Наталия Попкова - кандидаты медицинских наук. Врачами стали Володя Улаев, Серёжа Знобищев, Саша Овсянников, Саша Семилетов, сёстры Лиза и Катя Будняк, Оля и Лариса Корневы, Наташа Крыкова, Галя Тумашова, Оля Кочерыгина и другие.

По стопам любимой учительницы пошли Ольга Шимкович, Наталия Кустынова, Ирина Романова, Галина Колмыкова. И когда её питомцы с дипломами учителя биологии и химии перешагнули порог родной школы, она стала для них наставником, помощником, другом.

Любовь Константиновна внесла огромный вклад в озеленение новой школы. Она грамотно разбила территорию на зоны, где было учтено всё: место для посадки деревьев, кустарников, цветов и, конечно же, для пришкольного участка.

Слова из песни "Чему учат в школе" каждый житель посёлка Знаменка может отнести к учителям начальных классов. Когда отшумит лето, дни становятся задумчивее, увядает трава, в каждом доме хозяйки занимаются заготовкой продуктов впрок, приходит замечательный праздник - День знаний. Всё повторяется у детей, родителей, учителей. Позади заботы и волнения о школьной форме, учебниках - без этого нельзя. Главные приметы этого праздника - нарядные дети, белоснежные огромные банты, букеты цветов, встречи с друзьями. Слёзы радости на глазах взрослых и тех, кто пришёл проводить детей до школьного порога. А с каким волнением звонкими голосами новые первоклассники читают стишки о школе, о детстве, об учителях.

Их встречали первые учителя Екатерина Ивановна Воеводина, Евгения Кузьминична Агафонцева, Нина Анатольевна Ковешникова, Светлана Николаевна Комякова, Нина Алексеевна Егорова, Нелли Викторовна Воеводина, Мария ВячеславовнаФедотова, Ольга Викторовна Евдокимова и другие.

И немало сил приложат учителя начальных классов, чтобы дети научились читать, писать, решать примеры и задачи.

Вот уже звенит первый для них школьный звонок. Завтрашние выпускники берут первоклашек за руки. Вместе они возлагают цветы к памятнику погибших в годы войны. И кончится праздник, чтобы через год снова состояться для других детей.

Просматривая свои архивные материалы за время работы в ЗСШ №1, я нашла очень интересную грамоту: "Бесстрашному рыцарю дороги, в ком живёт неугасимо любовь к родному краю, красоте его и славе и кого не пугают неизведанные дали".

Такой грамотой и многими подобными ежегодно награждалась учительница географии, замечательный краевед и турорганизатор школы Ирина Михайловна Петрова. Ежегодно, в период весенних и летних каникул, учителя, учащиеся выезжали по родному краю, Тамбовщине, по нашей огромной стране. Она старалась приобрести доступные по цене путёвки, практически всегда сама сопровождала группы. Где только Ирина Михайловна не побывала с учащимися! Особенно часто бывали в Белоруссии. Над городами и сёлами этой республики прокатился огненный смерч. Миллионами человеческих жизней заплатила Белоруссия за сегодняшний светлый день. И в честь героев-освободителей на её земле поднялись памятники, обелиски, мемориальные ансамбли.

Ежегодно, организовывая поездки, учителя и учащиеся, побывали в Брестской крепости, Барановичах, Хатыни, Киеве ("Бабий Яр"), Одессе, Новороссийске, Смоленске и в других городах.

А сколько впечатлений осталось в душах детей после посещения архитектурного ансамбля Кижи, о. Валаам, музея янтаря, Домского собора в Риге, детского концентрационного лагеря "Саласпилс", Ленинградского Пискарёвского кладбища.

Ирина Михайловна понимала, что культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, поэтому учащиеся и учителя посещали соборы и церкви, костёлы, дворянские усадьбы, места, которые вызывают уважение и гордость за наших предков.

Очень интересна и познавательна для учащихся была экскурсия на теплоходе "Ладога" по Карелии. Своеобразна природа этого края. Возвышенности и равнины. Нескончаемые гряды валунов, гранитные скалы, невообразимые просторы лесов. Крупные и тысячи мелких озёр. Бурные реки и водопады.

В центре Карелии век за веком грохочет и пенится водопад Кивач.

Хочется сегодня сказать слова благодарности Ирине Михайловне за познавательные уроки, за инициативу и творчество при проведении экскурсий.

Совершая огромное количество походов, всё оформляли в альбомах, стендах, плакатах, которые отсылались в область. И школа в те же года занимала призовые места по туристической и краеведческой работе.

РАБОТА Ирины Михайловны была тесно связана с другим творческим человеком Олегом Павловичем Фокиным - преподавателем начальной военной подготовки.

Олег Павлович Фокин - военрук, поэт и артист, охотник и рыболов. Он писал в своих стихах:

Страну любил и ей служил,
Пришёл я в Знаменскую школу,
Жизнь остальную прожил,
С ребятами в лесу и поле
Часов немало проводил,
Вовсю старался дело править
И уваженье заслужил.
И это действительно так. Работая в школе, готовил команды для участия в военно-спортивных играх "Зарница", "Орлёнок". В 1984 и 1986 годах юнармейцы, подготовленные Олегом Павловичем, становятся призёрами областных игр "Орлёнок" и получают право защищать честь Тамбовщины во Всесоюзных финалах в Тамбове и Пскове.

В соревнованиях участвовали команды со всего Советского Союза. И знаменские юнармейцы показывали достойные результаты, входя в десятку сильнейших команд страны.

Олег Павлович был свидетелем такого диалога в Пскове:

- Какая-то Знаменка лезет! Что такое Знаменка?

- Не знаю. Деревня какая-то.

Участники игр с большим уважением вспоминали своего наставника: "Мы так старались победить, не подвести Олега Павловича, что удивляли своим упорством членов других команд. У него дисциплина была построена на уважении. Тренировались утром перед занятиями, вечером. И никогда не было такого, чтобы кто-нибудь не пришёл".

- Он сумел найти подход к каждому ученику, убеждал их, что надо больше заниматься спортом, что это нужно для того, чтобы быть здоровым, и чтобы девчонки и мальчишки нравились друг другу. И это особенно вдохновляло ребят.

За свою работу Олег Павлович был награждён знаком "Отличник гражданской обороны", грамотами ЦК ВЛКСМ, отмечен письмом командующего игрой "Орлёнок" космонавта Г.Берегового.

Я бесконечно благодарна Олегу Павловичу за его талант, душевную щедрость, порядочность, за безмерную любовь к детям. Спасибо, товарищ военрук!

Большую помощь в подготовке команд к соревнованиям оказывали учителя физкультуры Валерий Иванович Болтнев, Владимир Александрович Самойлов, на уроках, в период подготовке к соревнованиям (а школьные команды принимали участие абсолютно во всех соревнованиях, где занимали только первые и редко вторые места), ребята пропадали в спортзале, в парке при подготовке к лыжным соревнованиям. И не случайно в 80-е годы в школе было много замечательных спортсменов. И мне хотелось бы особо выделить несколько из них. Это братья Калинины Миша, Саша и их сестра Катя, братья Богомоловы Андрей и Александр, братья Хворовы Сергей, Александр, Агафонов Николай, Федин Георгий. И, конечно, наши девушки Люда Иванова, Света Ларчик, Галя Савченко и другие.

Можно много рассказывать об инновациях в школе, о том, как шло интенсивное развитие способностей на уроках немецкого, английского, французского языков у учителей Галины Егоровны Юрьевой, Анны Васильевны Дороховой, Веры Ивановны Крюковой, Нины Андреевны Постульгиной.

В школе проводились месячники преподавательского мастерства. Удивительно было войти в школу и увидеть на дверях каждого кабинета таблички на иностранном языке. Мне очень запомнился 1991 год.

Это был шоу-концерт на английском языке. Открывая его, учитель Г.Е. Юрьева подчеркнула как важно нам сегодня знать иностранные языки. Расширяются современные связи предприятий с западными партнёрами, поступает большое количество товаров, оборудования, технической литературы на иностранных языках и задачу изучения иностранных языков должны понимать не только дети, но и родители.

И язык был понятен всем, так как дети выходили с атрибутами: игрушками, фотографиями. Хор исполнял гимн американских негров, подготовили ученики английский шуточный танец. И снова стихи. Прекрасно читают их Ирина Павлова, Таня Федосеева, Дима Анурьев, Катя Балакшина.

Отрадно отметить, что у этих учителей нашлось много последователей, которые сегодня работают в ЗСШ №1 и других школах России, области, района.

НЕЛЬЗЯ переоценивать роль учителей школы. При их каждодневном участии дети с индивидуальными интересами и стремлениями превращаются во взрослых людей. Поддерживать эти интересы и способности, а не подавить их способен только чуткий, мудрый и любящий учитель.

Для многих талантливых в музыкальном плане детей таким учителем была Татьяна Юрьевна Довганюк. Своей важнейшей педагогической задачей учитель музыки видел в том, чтобы увлечь детей искусством, всколыхнуть их душу, развить творческую инициативу, разбудить их мысли. Используя свои прекрасные вокальные данные и владение фортепиано, она доказывала какую важную роль играет музыка в жизни любого человека. Под её руководством был создан и прекрасно работал ансамбль "Весёлые нотки". В этот детский музыкальный коллектив входили учащиеся 1-3 классов.

ЖЕЛАЮЩИХ петь в ансамбле было много, но принимались только те, кто помимо музыкального слуха и способностей ,хорошо учился. Выступления ансамбля на смотрах, конкурсах, многих школьных мероприятиях были успешными. Среди детей были признанные солисты, чтецы. Это Андрей Дудин, Надя Комбарова, Наташа Стародубцева, Лариса Грошева и другие.

Репертуар был разнообразен - русские, украинские, белорусские и других республик песни. Дети пели о мире и дружбе и, конечно, о счастливом детстве.

До сих пор остался в памяти изумительный цикл вечеров на тему "Природа вашими глазами". Как отмечали дети, находясь на природе так и хочется что-то напевать. И на этих вечерах учащиеся знакомились не только с творчеством Левитана, Саврасова, Шишкина, Васильева, Поленова и других художников. Татьяна Юрьевна и Людмила Викторовна Модь (учитель ИЗО) напомнили детям сколько чудесных песен посвящено родной природе.

Мне всегда нравились сценарии вечеров в школе. Вместе с богатым концертным материалом в них всегда присутствовала психология. Это был творческий труд учителей литературы Т.Г. Поповой, Л.Л.Самойловой, Т.А. Королёвой, К.Л.Демидовой, учителя рисования Л.В. Модь, математики В.П. Дворецковой и, конечно, Т.Ю. Довганюк.

Музыкальное исполнение на этих вечерах было необычным. Вот за фортепиано дуэт Татьяны Юрьевны с ученицей Олей Попковой (Ольга Александровна Милосердова), с Ольгой Юрьевой. Константин Леонидович Демидов с гитарой, с духовым инструментом Алексей Владимирович Родионов. Звучали песни в исполнении Валентины Петровны Дворецковой.

А как выразительно, проникновенно читали стихи Оксана Семилетова, Оля Бугрова, Вера Мещерякова, Света Куликова, Оксана Тучина.

Памятны и классические музыкальные произведения в исполнении Т.Ю. Довганюк и Оли Юрьевой (фортепьяно и аккордеон).

1999 год - год Пушкинского юбилея. В этот год было проведено много мероприятий, посвящённых этой великой дате: пушкинские чтения, театральные постановки, музыкальные вечера. Великолепно был поставлен маленький спектакль "Моцарт и Сальери". Моцарт - Саша Урюпин, Сальери - Володя Ельцов.

Много звучало музыки Моцарта, в их числе знаменитый "Турецкий Марш".

Музыкальные произведения звучали в исполнении Аллы Болтневой, Оли Клягиной, Ксении Серебряковой, Вали Бакановой, Маши Елисеевой и других.

НА РУСИ испокон века мастеровой человек был в почёте. О ремесле говорили с уважением. В 80-е годы школа старалась привить детям навыки трудолюбия. И эту работу успешно проводили учителя Владимир Фёдорович Поляков, Анатолий Борисович Никонов, Игорь Семёнович Жидков.

У школы существовали плодотворные контакты с колхозом им. Калинина (председатель Степан Иванович Коновалов). Для учащихся было организовано обучение профессии тракториста-машиниста 3-ого класса. Хочу особо подчеркнуть: это отнюдь не значило, что весь класс, все дети будут работать в сельском хозяйстве.

Школьная производственная бригада обрабатывала 30 гектаров сахарной свёклы (руководитель бригады Владимир Фёдорович Поляков). Данный участок был одним из лучших на полях колхоза. А сколько весёлых случаев из жизни бригады можно привести. Июнь. Ежедневная отправка детей на прополку. И их всегда сопровождала дворовая собака по кличке Батон. Батона, по-моему, кормила вся Знаменка. Каждый ребёнок тащил из дома для собаки самые лакомые кусочки. И пёс отвечал им привязанностью. Когда дети садились в автобус, первым в него заходил Батон и садился на переднее сиденье. Уезжали с поля - всё повторялось. Так он и катался.

Вспоминается и другой комический случай. Рядом со школой, в учительском доме жила очень старенькая уборщица тётя Нюра. Ей надо было переложить печь. А рядом со старой школой уже началось строительство новой. Я попросила дать несколько сотен кирпича на печь. Прораб разрешил, попросил ребят принести по паре штук. И что же? Они перетащили целый самосвал кирпича. Ну, а затем, пришлось относить обратно.

Заканчивая сельхозработы, ребята получали заработную плату, которую использовали на туристические поездки.

ШКОЛА - это не только место, где учат читать и писать, но и место, где закладываются основы мировоззрения и мироощущения. Как чувствуют себя дети в обществе, что возьмут с собой в большую жизнь, каким будет их будущее? Педагогический коллектив хорошо понимал, что решение данного вопроса зависит не только от хорошего учителя, старшего друга, доброго советника, но и от родителей.

Не очень добрая в те годы и особенно сегодня сложилась традиция: воспитание детей -удел женщины. Женщины занимаются подрастающим поколением в детском саду, школе, в большинстве внешкольных учреждений. Да и в семьях зачастую уроки проверяет мама, на родительские собрания ходит мама, в угол ставит и пряником угощает опять же мама.

Одностороннее воспитание не лучшим образом отражается на детях. И, движимые благородной целью переломить ситуацию, педагоги школы стали проводить собрания-конференции отцов. Я помню такую конференцию. Школа непривычная к обилию мужчин, преобразилась. Улыбались учителя, то и дело повторяя: "Почаще бы так!". А отцы, очень смущённые, не очень хорошо ориентирующиеся в классе "а" или "б" учится их ребёнок, проходили в зал. Была организована прекрасная выставка рисунков “Моя семья” (учитель Людмила Викторовна Модь), где дети отразили со свойственной им непосредственностью и правдивостью жизнь своей семьи. Поучительными были выступления начальника РОВД Николая Нефёдовича Урюпина, врачей Вячеслава Андреевича Мартышова, Анатолия Ивановича Любавина и других родителей.

Мне думается, что такие собрания заставляли многих задуматься - а какой я отец?

Вспоминая период своей работы в ЗСШ№1, мне бы хотелось сказать, что большое внимание оказывал школе РК КПСС (первый секретарь Брыксин Алексей Васильевич). Ежемесячно в школе проводились так называемые "Дни школы", на которых в обязательном порядке присутствовали руководители предприятий и организаций райцентра. Благодаря таким дням проводился ремонт классных комнат и коридоров, была проведена в школу вода, построена спортплощадка, тир и многое другое.

Прошли годы, многие выпускники закончили школу с золотыми и серебряными медалями, да и просто с прочными знаниями. Среди выпускников многие стали медицинскими работниками, офицерами Советской и Российской армии, инженерами, работниками культуры, квалифицированными рабочими и просто хорошими людьми. В самой школе сложилась традиция: выпускники, окончившие педагогические учебные заведения возвращаются в родную школу уже в качестве педагога. На сегодня уже 80 процентов учителей - выпускники школы.

…Школа - это вечно действующий вулкан. И надо очень осторожно относиться в инноватике, чтобы не захлестнуть и не уничтожить то ценное, что накоплено предыдущим опытом.

Автор:Людмила КРЫКОВА