Лента новостей
Статья30 июня 2015, 16:12

Судьба экипажа ТБ-3 прояснилась

Вероятно, наши постоянные читатели помнят публикации о судьбе экипажа погибшего в мае 1943 года бомбардировщика ТБ-3 с бортовым номером 63, которым командовал гвардии капитан Матвей Ксенофонто­вич Журавлёв. Об об­сто­ятельствах этой трагедии мы рассказывали в номерах газеты «Знамя» от 17 июля и 30 октября 2013 года.

НАПОМНИМ, о чём шла речь.

9 мая 1943 года с аэродрома Никифоровка вылетел са­молёт ТБ-3, входивший в со­став 1-го гвардейского авиаполка дальнего действия име­ни Н.Н. Гастелло. Выпол­няя боевое задание, бомбардировщик с экипажем из 8 человек взял курс на город Брянск, где нанёс удар по скоплению техники противника, размещавшейся в районе церкви. Однако на обратном пути, в ночь на 10 мая, самолёт на­стигли истребители нацистов и сбили.

Из потерявшей управление, загоревшейся и начавшей падать машины успели вы­прыгнуть М.К. Журавлёв, пи­лот И.П. Буря и, как позднее выяснилось, воздушный стрелок В.Ф. Комиссаров. Осталь­ные члены экипажа — штурман И.М. Демидкин, воздушный стрелок-радист В.И Рыч­ков, борттехник Я.Ф. Кисленко, бортмеханик М.И. Григорьян, воздушный стрелок Ф.А. Про­хоров — погибли.

Выжившие члены экипажа, которых отнесло друг от друга на большое расстояние, стали по одиночке пробираться в направлении расположения частей Красной Армии. Однако сделать это удалось лишь Комиссарову, а Журав­лёв и Буря попали в плен, где однажды случайно встретились в одном из концлагерей. В 1945 году они, после долгих мытарств, неоднократных по­пыток побега, голода и побоев были освобождены и вернулись домой. Правда, путь в небо для них оказался закрыт. В отличие от их товарища В.Ф. Комиссарова, который продолжал сражаться в рядах боевой авиации и впоследствии вы­учился на борттехника. Спустя годы после войны Вячеслав Фи­липпович приезжал на встре­чи ветеранов полка. Эти факты подтверждаются документами и воспоминаниями его однополчанина, штурмана А.Н. Боднара, который в на­стоящее время проживает в Там­бове.

Вплоть до недавнего времени судьба остальных членов экипажа оставалась не­известной. Среди вернувшихся в строй или освобождённых из плена их не было, однако и мёртвыми их тоже никто не видел. Тем более что в окрестностях Брянска в годы войны погибло не менее трёх бомбардировщиков ТБ-3, и какой из них вёл экипаж М.К. Журавлёва, точно сказать не мог никто.
Лишь в конце 2014 года, благодаря усилиям брянских поисковиков под руководством Валерия Кожухова и Валерия Кондрашова место падения борта №63 было установлено с полной определённостью. Обломки машины и останки экипажа отыскали в заболоченном лесу в Ковшовском лесничестве Брянского района. Один из найденных был опознан — это бортмеханик М.И. Григорьян. Тела двух лётчиков пока не опознаны, а ещё двое членов экипажа не найдены до сих пор. Однако поисковики не теряют надежды отыскать и их.

В мае 2015 года останки воинов были торжественно захоронены в Ковшовском лес­ничестве. На церемонию приехала дочь М.И. Григорь­яна — Гретта. Над захоронением установлен памятник, на котором высечены имена всех погибших членов экипажа.

Так, благодаря самоотверженности брянских поисковиков, приоткрылась ещё одна страница истории авиаполка, который в годы Великой Оте­чественной войны дислоцировался в нашем районе.

Фото и сведения предоставлены Виктором АЛЁШИНЫМ.

Автор:Дмитрий Хатунцев