Вероятно, наши постоянные читатели помнят публикации о судьбе экипажа погибшего в мае 1943 года бомбардировщика ТБ-3 с бортовым номером 63, которым командовал гвардии капитан Матвей Ксенофонтович Журавлёв. Об обстоятельствах этой трагедии мы рассказывали в номерах газеты «Знамя» от 17 июля и 30 октября 2013 года.
НАПОМНИМ, о чём шла речь.
9 мая 1943 года с аэродрома Никифоровка вылетел самолёт ТБ-3, входивший в состав 1-го гвардейского авиаполка дальнего действия имени Н.Н. Гастелло. Выполняя боевое задание, бомбардировщик с экипажем из 8 человек взял курс на город Брянск, где нанёс удар по скоплению техники противника, размещавшейся в районе церкви. Однако на обратном пути, в ночь на 10 мая, самолёт настигли истребители нацистов и сбили.
Из потерявшей управление, загоревшейся и начавшей падать машины успели выпрыгнуть М.К. Журавлёв, пилот И.П. Буря и, как позднее выяснилось, воздушный стрелок В.Ф. Комиссаров. Остальные члены экипажа — штурман И.М. Демидкин, воздушный стрелок-радист В.И Рычков, борттехник Я.Ф. Кисленко, бортмеханик М.И. Григорьян, воздушный стрелок Ф.А. Прохоров — погибли.
Выжившие члены экипажа, которых отнесло друг от друга на большое расстояние, стали по одиночке пробираться в направлении расположения частей Красной Армии. Однако сделать это удалось лишь Комиссарову, а Журавлёв и Буря попали в плен, где однажды случайно встретились в одном из концлагерей. В 1945 году они, после долгих мытарств, неоднократных попыток побега, голода и побоев были освобождены и вернулись домой. Правда, путь в небо для них оказался закрыт. В отличие от их товарища В.Ф. Комиссарова, который продолжал сражаться в рядах боевой авиации и впоследствии выучился на борттехника. Спустя годы после войны Вячеслав Филиппович приезжал на встречи ветеранов полка. Эти факты подтверждаются документами и воспоминаниями его однополчанина, штурмана А.Н. Боднара, который в настоящее время проживает в Тамбове.
Вплоть до недавнего времени судьба остальных членов экипажа оставалась неизвестной. Среди вернувшихся в строй или освобождённых из плена их не было, однако и мёртвыми их тоже никто не видел. Тем более что в окрестностях Брянска в годы войны погибло не менее трёх бомбардировщиков ТБ-3, и какой из них вёл экипаж М.К. Журавлёва, точно сказать не мог никто.
Лишь в конце 2014 года, благодаря усилиям брянских поисковиков под руководством Валерия Кожухова и Валерия Кондрашова место падения борта №63 было установлено с полной определённостью. Обломки машины и останки экипажа отыскали в заболоченном лесу в Ковшовском лесничестве Брянского района. Один из найденных был опознан — это бортмеханик М.И. Григорьян. Тела двух лётчиков пока не опознаны, а ещё двое членов экипажа не найдены до сих пор. Однако поисковики не теряют надежды отыскать и их.
В мае 2015 года останки воинов были торжественно захоронены в Ковшовском лесничестве. На церемонию приехала дочь М.И. Григорьяна — Гретта. Над захоронением установлен памятник, на котором высечены имена всех погибших членов экипажа.
Так, благодаря самоотверженности брянских поисковиков, приоткрылась ещё одна страница истории авиаполка, который в годы Великой Отечественной войны дислоцировался в нашем районе.
Фото и сведения предоставлены Виктором АЛЁШИНЫМ.