/images/banners/1120_180_1.jpg

Тропинками прошлого

« Голос хлебороба »
45
от
Среда, 5 ноября, 2014 (Весь день)
1994
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/11/05/top68.ru-tropinkami-proshlogo-45516.jpg?itok=eXeW5f3u

Сегодня трудно представить, как жили люди до нас, как выглядели села и деревни нашего района. К  сожалению, исторические документы, хранящиеся в архивах и музеях, не могут дать в полной мере представления о прошлом нашей малой родины. Но, живя сегодня, мы не должны забывать о событиях, происходивших в районе, о людях, оставивших свой добрый след на земле.

В Умётском историко-краеведческом музее собран разнообразный материал о жизни наших предков в древности, в дореволюционное, советское время и до сегодняшних дней. Хранятся здесь и материалы о старых поселениях, которые не сохранились до наших дней. Жизнь в них угасала постепенно, разрушались строения, зарастали тропинки. К настоящему времени в Уметском районе исчезло более трех десятков населенных пунктов.

Можно с уверенностью говорить о том, что многие школьники даже не знают, что поселок Сулак получил свое название, унаследовав его от расположенного неподалеку от него села. Ведь  сегодня село Сулак – это лишь заброшенные сады, да едва проглядывающие среди кустарников тропки.  Трудно сказать, когда на этой территории поселился первый житель, но есть предположение, что когда-то здесь проходил скотопрогонный тракт на Москву, и в этом месте останавливали скот на водопой. Сулак – название, означает «водяной» («су» - вода, река).

Покопавшись в материалах нашего музея, удалось узнать, что территория центрального отделения совхоза «Сулакский» раньше принадлежала кирсановскому купцу Москалеву. Между селом Сулак и деревней Малевиновка находилось крупное хозяйство крестьянина Дубовицкого. Кроме этого, на полях  Сулака часть земли принадлежала Оржевскому монастырю, и эту землю сулакские крестьяне брали в аренду.  

В селе была деревянная теплая церковь, построенная в 1897 году на средства потомственного гражданина Сергея Ивановича Москалева. Она имела два престола – в честь святителя Николая и придельный – в честь безсребренников Космы и Дамиана. Еще свыше 50 десятин земли принадлежало сулакскому священнику.

В Сулаке, как и в каждом уголке дореволюционной России, было немало бедняцких семей. Они трудились на помещичьей земле, зарабатывая на хлеб насущный. В обязанности мужчин входила пахота, сев, косьба, скирдовка, стогование, перевозка. Женщины пололи посевы, в пору сенокоса ворошили и сгребали сено, при уборке урожая вязали снопы, укладывали их в крестцы и копны. На огороде всю работу, кроме вспашки, выполняли также женщины, привлекая детей.  Крестьянские дома в основном были деревянными, обмазанные глиной, крыши крыты соломой. Дома зажиточных хозяев выделялись и размерами и отделкой. Дом Дубовицкого был покрыт железом.

Лишь после революции, когда помещичьи хозяйства были переданы государству, а наделы крестьян увеличились за счет них, многие крестьяне смогли перестроить свои обветшалые дома, увеличить поголовье скота.

Революционные события принесли в село и другие немаловажные изменения. В 20-х годах появились партийные и комсомольские организации. Первыми комсомольцами Сулака стали Михаил Федорович Маныкин (в последствие полковник танковых войск), Анатолий Федорович Маныкин (полковник авиации), Иван Кузьмич и Степан Кузьмич Пакины, Филипп Кузьмич Плешаков.

Постепенно докатилась до наших мест и волна коллективизации. На базе мелких единоличных хозяйств создавались более крупные – колхозы и совхозы.  Первый колхоз «12-я годовщина Октября» в Сулаке был образован в 1929 году.
В 1931 году в селе открылась семилетняя школа.

Не обошли стороной веяния нового времени и церковь. Под предлогом борьбы с голодом уполномоченные комиссии по изъятию ценностей пытались полностью лишить храмы церковной утвари, чтобы сделать невозможным проведение служб. Осенью 1922 года были открыто уголовное дело по обвинению сулакского священника  Митрофана Созоновича Кузнецова в сокрытии церковных ценностей. Со временем церковь – одна из главных достопримечательностей села, наряду с другими храмами была разрушена. По воспоминаниям старожил этих мест, из икон сделали парты для новой школы, использовали их деревянные оклады и вместо дров при выпечке хлеба.

С приходом нового времени и жизнь в селе пошла по-новому. Крестьяне, получившие возможность выбирать, где им работать – на родной земле или податься в город - делали свой выбор, порой не в пользу колхозов, покидая обжитые места. Многие перебирались поближе к совхозу. Можно предположить, что немаловажную роль в таком переселении сыграл тот факт, что в колхозах крестьяне работали за трудодни, в то время как в совхозе можно было получать реальные деньги.

Начавшийся отток населения постепенно привел к запустению села. Причин тому множество – это и естественная убыль числа жителей, война, сложившаяся в тот или иной период неблагоприятная демографическая ситуация – все это лишь усугубило положение. Процесс шел медленно, но уверенно. Стоит отметить, что еще в начале 21 века, несмотря на то, что жители покинули свое родное село, перебравшись поближе к цивилизации, здесь можно было увидеть дома и другие строения, оставшиеся от прежних хозяев. Многие сулакцы сейчас проживают на территории совхозного поселка. Немало уроженцев из Сулака можно встретить в Умете. Они продолжают общаться между собой как односельчане, вспоминая время, когда жили по соседству. К сожалению, многие, кто помнит, каким было их село, уже находятся в преклонном возрасте. Не станет их и канет в лету живая история еще одного села, некогда расположенного на территории нашего района.

Автор: 
Подготовила Галина Ситникова по материалам Уметского истоико-краеведческого музея
Читайте также:
Наверх