Лента новостей
Статья29 апреля 2015, 11:42

В гостях у ветерана

Всё меньше и меньше остаётся среди нас очевидцев той далёкой и страшной войны. Тех, кто своими глазами видел разрывы снарядов, бомбёжки, перенёс лишения и голод. И поэтому так ценны для нас сегодня воспоминания ветеранов. В боевом строю на фронте находились и женщины. Им было гораздо труднее перенести все тяготы и лишения, но они выдержали, выстояли наравне с мужчинами.

Анна Павловна Рубцова (Васюнина) - одна из тех, кто знает о войне не понаслышке. Уметские школьники навестили ветерана и cогромным интересом пообщались.

Отработав первый год учителем, Анна Павловна приехала в отпуск домой. Было лето, жара стояла страшная, и она с сёстрами по привычке спала на сеновале. С утра взволнованная мама разбудила их словами: «Девчонки, вставайте, вставайте! Война! Бегите к сельсовету». Там собралось всё село. Мужчины с вещевыми мешками, женщины и дети плачут. Представитель военкомата огласил списки, построил добровольцев рядами по шесть человек, и они пешим порядком отправились в Кирсанов. Оттуда их проводили поездом до Тамбова, а потом формировали и отправляли на фронт.

В трудовой биографии А.Рубцовой значится трудовой фронт в Воронежской области. Там вместе с солдатами она участвовала в строительстве землянок. В 1942 году получила повестку. Она хорошо помнит, как женщины собирали её всем селом: кто пышку испек, кто вещи тёплые принёс. Попала служить в зенитно-артиллерийские войска зенитчицей. Была и в разведке.

Домой писала редко, не было времени. В семье грамотным был отец, он читал ее письма и писал на них ответ. В 43-м из письма из дома узнала, что под Ленинградом погиб брат.

На фронте пригодилась и её грамотность и навыки гражданской профессии.

- Так как я была учителем, хорошо читала и красиво писала, я попала в штаб, - вспоминает Анна Павловна. - Работала в особых отделах. Старший сержант Осеченюк объяснил мне, как составлять нужные документы и правильно писать. Я точно выполняла все указания, которые он мне давал. Получила первую благодарность, и мне присвоили звание ефрейтор. Потом Брянск освобождали, за отличные показатели в политической подготовке получила звание младший сержант. Позже была Польша, освобождали Варшаву. А потом попали в Германию, в город Кюстрин, предместье Берлина. Там и закончилась для меня война, и присвоили мне звание сержант.

В этом местечке под г. Кюстрин, что на реке Одер, погибла её подруга. Анна Павловна рассказала, что с другими девушками находились на «ПУАЗО» (прибор управления зенитным огнем), расчет составляли 12 человек. Их обстреляли катера, стоявшие на реке. Она успела спуститься вниз, а подруга нет. Погибших похоронили, накрыв палатками, там же, где воевали. А утром они переехали оттуда в другое место. Две реки соединялись каналами. Крепкий мост представлял из себя важное стратегическое сооружение. На него сбросили термитный снаряд. Как самолет, он приземлился на мост и начал гореть. Видно было, как красные капли падали в воду. Мост пришлось восстанавливать.

День Победы ей особенно памятен.

- У нас было радио военное. Я как раз дежурила и слышу голос Левитана: «Особое сообщение! Великая Отечественная война 41-45 годов окончена! Берлин повержен! На рейхстаге водружено красное знамя советской армии!» Я бегом вниз, летела как на крыльях по ступенькам. Подбегаю – девчонки стоят, я их в кучку всех собрала: «Девчонки, кончилась война, кончилась война, сообщение особое!» Что тут началось: начали все плясать, петь, друг друга обнимать, плакали без остановки. Нам дали тогда хороший обед. Потом готовили к параду войск, участвовавших в штурме Берлина. Во время него все командующие стояли на вышке, а в середине - Жуков.

После войны меня оставили работать в штабе. Война для меня закончилась в сорок шестом. Четыре года маму не видела, домой, все домой рвалась. Приехала, а дом пустой, даже куска хлеба не было.

За свой боевой путь у А.Рубцовой есть награды, среди них орден Отечественной войны, медаль «За взятие Берлина», медаль Жукова.

В конце встречи мы пожелали Анне Павловне здоровья и поблагодарили за подаренный мир. В ответ она сказала: «Надо учиться, чтобы новое все воспринимать, и старое не забывать».

Первым этапом сражения за город и крепость Кюстрин стали бои за овладение Нейштадтом. Его штурм стал своего рода генеральной репетицией уличных боев в Берлине. Именно здесь войска 5-й ударной армии столкнулись с опирающейся на переоборудованные в мини-форты жилые и промышленные здания обороной, насыщенной ручным противотанковым оружием - фаустпатронами.
Автор:Подготовила Галина Исаева