Лента новостей
Статья3 сентября 2014, 11:50

Здравствуй, речка! Здравствуй, Ворона!

Здравствуй, речка! Здравствуй, Ворона!
Недавно группа воспитанников Центра детского творчества совершила многодневный водный поход по реке Вороне, по маршруту Инжавино-Уварово.

На заказанном заранее автобусе мы доехали до инжавинского моста, откуда и планировали начало нашего похода. Оставив несколько ребят собирать байдарки, остальные участники похода отправились на экскурсию по одному из самых красивых районов нашей области - Инжавинскому.

Рассказ экскурсовода (заместителя директора заповедника по экопросвещению Александра Егорова) начался сразу, как только мы тронулись в путь:

- Река Ворона разделяет Инжавинский район на две половины. Ещё в 16-17 веках на лесистых берегах этой реки стали возникать первые поселения: Балыклей, Криволучье, Караул, Паревка, Никольское. Две с половиной тысячи лет тому назад здесь были степи и жили скифы. Потом климат стал холоднее, степи заросли дубовыми и лиственными лесами, и здесь поселилась мордва.
Мы двигаемся по самой длинной улице Инжавина - улице Карла Маркса. Её протяжённость несколько километров. Впереди видна Лысая гора, находящаяся на правом берегу реки Вороны. Да и сам правый берег повсюду представляет собой возвышенности до 250 метров.
Как мы узнали из рассказа об Инжавине, село располагалось с восточной стороны большой дороги из Кирсанова в Борисоглебск. Этот тракт представлял собой грунтовую дорогу, которую регулярно разравнивали и обрабатывали, чтобы не было ям и ухабов. А в Кирсанове, Инжавине и Уварове он представлял собой булыжную мостовую
Путешествовать по Инжавинскому району необычайно интересно. Дальше мы проезжали сёла, которые носят любопытные названия: Богачёвка (здесь жили богатые люди), Щемиловка (название пошло с тех пор, как вышел приказ о заселении района, но местность здесь была заболоченной, поэтому заселяли её в принудительном порядке, ущемляя права населения). Село Балыклей названо по речке Балыклейке, в переводе это означает рыбная река.
Справа на небольшом лугу, в пойме реки Ржавки, мы увидели ивовую рощу. Этой роще более ста лет, и уникальна она тем, что известна во многих европейских странах. Этому способствовала одна из работ Мстислава Добужинского. Во время одного из своих приездов к матери художник отобразил рощу на холсте. Сейчас этот шедевр находится в одном из музеев Лондона.
Из рассказа Александра Егорова мы узнали, что в начале 18 века в этих местах основными тягловыми животными были верблюды и ишаки. Их держали вплоть до 30-х годов.
Вскоре спустились в заболоченную пойму реки Парницы. Одна из достопримечательностей Паревки - большое количество родников. Мы набрали чистой водички, а желающие даже окунулись в купели.
Очень красивый вид на реку Ворону открылся нам с Барской горы, которая имеет высоту 192 метра по отношению к реке. Слева, если приглядеться, можно увидеть Кирсанов, внизу Ворона петляет и останавливается. В 1964 году для реки выкопали здесь новое русло. Прямо видны поля, созданные в 70-е годы по системе Докучаева, то есть разделённые лесополосами, которые тянутся до самой границы с Саратовской областью.
В 1918-1920 годах эти места стали центром восстания крестьян под предводительством Антонова.
Нашу захватывающую экскурсию мы закончили в Музее природы заповедника "Воронинский".
И вот отплытие. После моста Ворона становится узкой, глубокой, лесистой, с пляжами, отмелями и глубокими омутами. На левом берегу раскинулось село Красивка, которое в давние времена на картах Тамбовского края называлось Неводное - жители занимались не только хлебопашеством, но и рыбной ловлей, вязанием неводов.
Красивка… Поэтическое, впечатляющее название села. Взору представляются широкие прямые улицы, утопающие в зелени садов и палисадников. Добротные избы и дворы крестьян… "Везде следы довольства и труда" (А.С.Пушкин).
Через три с половиной часа встали на первую стоянку напротив села Криволучье. Русло Вороны здесь особенно примечательное: от соснового бора у Криволучья до села Карандеевка, что на высоком правом берегу, река делает пять крутых петель.
У Карандеевки мы вышли и посетили туристический комплекс "Русская деревня". Со слов П.Я.Егоровой мы узнали, что здание было построено в 1905 году помещиком Виктором Александровичем Дане - правнуком пленного французского офицера войны 1812 года (есть предположения, что по национальности он немец).
На первом этаже дома было шесть комнат, на втором - три, в подвале русская печка и прачечная. С восточной стороны по всей длине дома была устроена веранда. К реке вела кирпичная лестница, обсаженная кустами сирени, на купальне стояла деревянная беседка. Хозяйство было большое. В основном занимались земледелием. На склоне в северную и южную стороны от дома был разбит сад, который приносил немалый доход. Работали на Дане крестьяне, жившие в южной половине села. Платил он им честно. В 1937 году хозяев видели в Москве. В сороковых годах Дане уезжают из Москвы, и следы их теряются.
Ворона сильно извивается в глубоком русле, вдоль которого можно увидеть густые заросли сосны, ивы, да ещё крапивы двухметрового роста. Ворона будто не хочет пускать людей на свои плёсы, на просторы, устроив из деревьев поистине лабиринт.
Время обеда, и перед деревней Хорошавка, на левом берегу хорошее место - лучше для стоянки не найти. Приготовили обед, сходили за водой и пошли дальше.
Участок до Караула был полон красоты. Признаки деревень - сходы к воде, рыбацкие местечки - видны по обоим берегам реки. Ещё один поворот, и на высоком правом берегу вырастают дома села Караул. Ворона словно выползает, извиваясь серебристой лентой вдоль крутого правого склона, с 50-метровой высоты которого видно всю долину на многие километры.
С 14 века река Ворона служила границей между Рязанским княжеством и Золотоордынским ханством. На её высоких берегах устраивались засеки, сторожевые посты, оборонительные укрепления. Вот таким сторожевым постом и был Караул, сохранивший до сих пор своё название. Отсюда, с высокого берега реки Вороны, русские воины зорко всматривались в неоглядные дали Дикого поля.
Если, стоя на высоком берегу, хорошо всмотреться вдаль, то можно увидеть и село Перевоз. А по реке к нему мы добрались лишь через несколько часов. И это было очень увлекательное путешествие, в течение которого Ворона не переставала нас удивлять.
Солнце жарило сильно. Постоянное нахождение в байдарках и жажда приводили к быстрому уничтожению питьевой воды, запасы которой приходилось пополнять постоянно.
От Нащёкино до Перевоза - живописная "деревенская" зона Пущино на высоком правом берегу. Село Пущино Ржаксинского района в документах 1719 года упомянуто как "сельцо Никольское, Пущино тож", принадлежавшее плац-майору К.П.Пущину. Надо полагать, в канун проведения первой переписи, названо его именем, и это название сохранилось до наших дней.
Наконец Перевоз - живописное село, протянувшееся на полтора километра вдоль берега. Через реку - автомобильный мост. Упоминания о селе мы находим в документах ревизной сказки 1748 года: "Село Дворянщина, Никольское тож на реке Вороне…". Организованная переправа через реку Ворону на пароме стала часто называться перевозом. Так со временем село поменяло название на Перевоз.
Впереди нас ждала туристическая баня и полный релакс - хочешь греби, хочешь медитируй - ложись и смотри на облака.
...Поднимается пар от прогретой летним солнцем воды. Закончился очередной день, полный впечатлений и раздумий. А с ним и наше путешествие по Вороне.

Фото из архива ЦДТ.
Автор:Ольга Зайцева