Лента новостей
Статья10 декабря 2015, 07:50

Борьба с коррупцией

Коррупция в той или иной степени характерна для любого государства независимо от его политической системы и уровня развитости общества. Коррупция как общественное явление существовала еще в незапамятные времена в виде наиболее непозволительных и одновременно наиболее распространенных форм поведения людей, которые нарушали порядок управления общественными отношениями, находясь на государственных, административных или общественных должностях.

Основными препятствиями в борьбе с коррупцией в настоящее время являются: значительная
распространенность коррупционных правонарушений в условиях известной ограниченности ресурсов, выделяемых на нужды государственных структур; объективные, в т.ч. обусловленные периодом реформирования системы МВД, трудности в оперативно-розыскном выявлении и уголовно-процессуальном доказывании случаев коррупции; недостаточный объем мер, принимаемых для привлечения к уголовной ответственности и наказания за коррупционные преступления.
В поиске путей повышения эффективности деятельности государства по недопущению коррупционных проявлений необходим комплексный подход, в т.ч. направленный на разработку и усиление механизмов внутреннего контроля в сфере государственной и муниципальной службы, и наиболее эффективного взаимодействия с органами и службами правоохранительной системы. Немаловажное значение, несмотря на декларируемые утверждения об определяющей значимости служебного долга, исходя из реалий сегодняшней жизни, имеет и достаточное материальное стимулирование в виде денежного содержания должностного лица.
Преступления, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями, наряду со взяточничеством, отнесены Уголовным законодательством РФ к наиболее общественно-опасным коррупционным преступлениям, подрывающим основы нормального функционирования систем правоохранительных, контролирующих и надзорных органов.

Частью 1 ст. 285 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Наказание санкцией статьи альтернативно определено в виде штрафа до 80-ти тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного до 6 месяцев, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, лишением свободы на срок до 4 лет.

Часть 2 данной статьи, предусматривающая совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, влечет наказание уже в виде штрафа в размере от 100 до 300 трехсот тысяч рублей, лишения свободы на срок до 7 лет. Деяния, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 285, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам
службы понимается совершение действий (либо бездействие), которые непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако, не вызывались служебной необходимостью, и объективно противоречат как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо наделено должностными полномочиями. Как использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы также рассматриваются протекционизм, т.е. незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
Следует также отметить, что, в случае, если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.

Злоупотребление должностными полномочиями может выражаться в различных формах, к примеру, в освобождении подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица; использовании в личных целях имущества, выделенного определенному органу или учреждению для осуществления служебной деятельности; попустительстве совершению правонарушений иными лицами при наличии обязанности контролировать их действия, и др.

Также обязательным элементом преступления являются последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием. Согласно общепризнанным критериям, к существенным нарушениям могут быть отнесены нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных Конституцией РФ (уважение чести и достоинства, неприкосновенность жилища, тайна переписки и телефонных переговоров, права на судебную защиту и доступ к правосудию, и др.). К существенному также относят крупные убытки, незаконное воспрепятствование предпринимательской деятельности, незаконное ограничение конкуренции. Оно также может выражаться в подрыве авторитета органов власти, нарушении нормальной деятельности государственного (муниципального) органа. Существенность нарушения, в данном случае, будет являться предметом доказывания государственных органов уголовного преследования.
Останавливаясь на имеющейся по нашему району правоприменительной практике, можно отметить, что преступление, предусмотренное ст. 285 УК РФ, характерным и распространенным, как и в целом по России, не является.

Прокуратурой района было направлено в Староюрьевский районный суд уголовное дело по обвинению лица, занимавшего должность старшего государственного инспектора управления Гостехнадзора, главного государственного инженера-инспектора по Староюрьевскому району, по 2-м эпизодам ч. 1 ст. 285, 5-ти эпизодам ч. 2 ст. 292 УК РФ (служебный подлог)в 2012. Судом вынесен обвинительный приговор, с учетом смягчающих обстоятельств и личности виновного, с назначением наказания в виде 2 лет 8 месяцев лишения свободы, условно, с испытательным сроком 2 года.

Существенность допущенного злоупотребления должностными полномочиями по уголовному делу выразилась, во-первых, внарушении охраняемых законом интересов Российской Федерации (несоблюдение требований Конституции РФ, о том, что органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы), во-вторых, в нарушении охраняемых законом интересов общества и государства, поскольку преступные действия сделали возможным совершение другими лицами преступлений, предметом которых, в т.ч. являлся незаконно выданный им бланк паспорта самоходной машины. Так, совершенное данными лицами преступление повлекло причинение ОАО «Россельхозбанк»имущественного вреда в размере кредита, выданного юридическому лицу (при фактическом отсутствии техники в обеспечение кредита) в общем размере 15279795 рублей.

Сегодняшние жизненные реалии свидетельствуют о том, что победить коррупцию трудно и полностью невозможно, можно только снизить ее уровень до определенного минимума. Действовать следует общими усилиями власти, бизнеса и общества, причем одновременно на всех стратегических направлениях, усиливая ответственность, совершенствуя управление, повышая правовую и нравственную культуру граждан.
Автор:Прокурор Староюрьевского района советник юстиции Н. Лезгин