Лента новостей
Статья11 ноября 2014, 11:24

Как защитить свои права

В Инжавино состоялся семинар-тренинг в центре правовой информации.

Качество услуг, предоставляемых жилищно-коммунальным хозяйством, и формирование тарифов по их оплате - эти вопросы всегда в центре внимания граждан, проживающих как в многоквартирных домах, так и частном секторе. Когда они сталкиваются с какими-то проблемами, не всегда умеют отстаивать свои права и интересы в различных инстанциях. В большинстве случаев без квалифицированной помощи юристов не обойтись, так как наше гражданское образование по этим вопросам оставляет желать много лучшего. Зачастую большинство из нас незнакомы со многими законами - федеральными и местного самоуправления, нам трудно в них разобраться, иногда истолковываем их по-своему.

Уже не первый год ликвидировать эти пробелы и пополнить знания гражданам нашего района помогает центр правовой информации при межпоселенческой центральной библиотеке, заведует - Галина Карабанова, который работает в тесном взаимодействии с региональной общественной организацией “Гражданский союз”.

Информация плюс гражданская инициатива

Просветительская работа юристов этой организации неоценима. В отличие от традиционных форм просвещения, гражданское образование населения, которому они уделяют первостепенное внимание, имеет здесь выраженный практико-ориентированный характер. Каждый желающий, встречаясь в центре правовой информации с юристами в определенные дни, о которых оповещают население заранее, или общаясь с ними дистанционно, может получить не только бесплатную консультацию по тому или иному вопросу и определить для себя конкретные шаги по защите своих прав, а нередко и конкретную помощь при составлении обращений в различные инстанции и даже оформлении документов.
В конце октября в читальном зале межпоселенческой центральной библиотеки состоялся очередной семинар-тренинг, на этот раз посвященный вопросам реализации гражданами своих прав именно в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Тема: “Качество коммунальных услуг: как защитить свои права” и “Как формируются тарифы”. Мероприятие проводилось в рамках социально значимого проекта “Разработка и внедрение образовательных технологий в сфере правового обеспечения ЖКХ и защиты прав потребителей коммунальных услуг”. Семинар провел юрист “Центра правовых технологий “Гражданский союз” А.И. Полякова.
Жители, а среди них были и прибывшие из разных сел района, получили представление о структуре платежей за жилищно-коммунальные услуги, ознакомились с особенностями защиты прав потребителей в сфере ЖКХ.
В настоящее время актуальной темой является капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Как известно, в Тамбовской области разработана региональная программа. Уже в этом году участниками ремонтной кампании стали и жители Инжавинского района. Мы это видим наглядно на примере дома № 40 по улице Советской. Как замечают его жители, им многие уже завидуют. Однако у них есть некоторые вопросы, ответы на которые хотели бы получить. Некоторые задали на семинаре-тренинге. А именно, каковы способы формирования фонда капитального ремонта, каков минимальный размер взносов. Анна Полякова ответила на них, а также рассказала его участникам про основные аспекты организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В частности, пояснила, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта принимается общим собранием собственников помещений - количеством голосов не менее двух третей от их общего числа. При любом способе управления домом собственники помещений могут выбрать, как способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, так и на счете регионального оператора.
На основе расчетов, произведенных Центром по ценообразованию строительства, администрацией Тамбовской области утвержден минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, который в 2014 году составляет 5,98 рубля в месяц в расчете на один квадратный метр общей площади помещения, принадлежащего собственнику в многоквартирном доме.
Анна Игоревна обратила внимание на важность участия собственников в контроле проводимых работ по капитальному ремонту:
- Успешность реализации программы капитального ремонта связана с активностью собственников, их прямой заинтересованностью в данном процессе, - заметила она.

Помогут интернет-технологии

Анна Полякова подчеркнула важность изучения нормативно-правовой базы в целях повышения уровня правосознания граждан. Отдельно остановилась на законе “О защите прав потребителей” и постановлении правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354 “Опредоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах”.
Участники семинара поделились беспокоящими их вопросами относительно установления или замены в многоквартирных домах счетчиков учета теплоснабжения и пользования за воду и других приборов, их регистрации и тарифов. Так, жители многоквартирных домов санаторского жилмассива недоумевают, почему до сих пор при оплате за теплоснабжение сохранились прежние тарифы, действующие еще с того времени, когда котельная работала на твердом топливе, хотя она уже давно газифицирована. А также - почему за снабжение теплом взимают плату круглогодично, а не только во время отопительного сезона. Задали они и ряд других вопросов, уже в индивидуальном порядке после окончания семинара, на которые юрист дала пояснения каждому. Заметила: отстоять свою правоту вполне возможно. Хорошим подспорьем в этом отношении могут стать и интернет-технологии.
Реализовать свои права вполне можно при посредстве всемирной сети. Это, в частности, портал госуслуг: http://pgu.tambov.gov.ru/, который открывает перед пользователями широкие возможности - от уплаты штрафа, налога, до записи на прием к врачу и получения другой государственной услуги.
Посоветовала найти и методическое пособие – оно есть и в Интернете на сайте: http:pravo68.ru/, которое Центр правовых технологий выпустил в прошлом году.
- В этой небольшой брошюре каждый найдет для себя что-то полезное, даже если не является жителем многоквартирного дома, на которого в первую очередь ориентировано это пособие, - заметила она. - Его название “Права и обязанности участников договорных отношений в сфере предоставления и потребления услуг ЖКХ”.
Прошедшая встреча предваряет ряд мероприятий проекта, при реализации которого используются средства государственной поддержки (грант) в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 г. № 11-рп и на основании конкурса, проведенного региональной общественной организацией “Институт проблем гражданского общества”.

Мы все учимся

Если хотим научиться защищать свои права - должны учиться. Такой вывод напрашивается сам собой в ответ на прозвучавшие на семинаре многочисленные вопросы: как и почему? Далеко не все, а тем более люди пожилого возраста, умеют обращаться с компьютером и пользоваться интернет-технологиями. Как быть?
- Очень просто - пояснила Анна Полякова. - Можно прийти в библиотеку - в центр правовой информации и оставить заявку с вопросом, который интересует. В течение 14 дней мы даем ответ, причем, на не только вопросы ЖКХ, но и другие, кроме уголовного права и арбитражного процесса. Мы отслеживаем их продвижение, есть дистанционная консультация.
- Анна Игоревна, видите ли Вы конкретные результаты после таких семинаров и встреч?
- Конечно! Юристы каждый день выезжают на встречи, в каждом районе своя ситуация, выявляют проблемы, которые есть у населения и требуют разрешения. Их много и они разные, бывает связаны, как с неподготовленностью самого населения, так и с нарушениями законодательства органами местного самоуправления. Люди заинтересованы в том, чтобы научиться защищать свои права, теперь уже немножко имеют представление об этом. Говорят спасибо, когда видят результат. Мы все учимся и вы учитесь, - заметила она. - Надо только проявлять больше инициативы и настойчивости, тогда и результат будет достигнут.



Фото автора.
Автор:Любовь Пьянова