Лента новостей
Статья19 мая 2015, 15:11

Не вводите в заблуждение

По общему правилу, юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговой деятельностью, вправе самостоятельно определять цены реализуемого в розницу товара.

При этом законом о торговле (п. 1 ст. 4) установлены методы административно-правового воздействия на предпринимателей, в том числе антимонопольное регулирование и государственный надзор за правильным осуществлением торговли.
В случае, если в течение 30 календарных дней подряд рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров на территории отдельного субъекта РФ составлял более 30%, то действующее законодательство делегирует Правительству РФ право ограничивать предельные розничные цены на такие товары (п. 5 ст. 8 закона о торговле).
Правительством России утверждены Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Пунктом 2 вышеуказанных Правил определено, что предельные розничные цены устанавливаются Правительством на срок не более 90 календарных дней. Действующий Перечень социально значимых товаров включает в себя такие продовольственные товары, как хлеб ржаной и пшеничный; яйцо куриное; мясо (говядина, свинина, баранина); куры; рыба; масло сливочное и подсолнечное; молоко коровье; сахар и соль; чай; мука; крупа (рис, пшено, гречневая); яблоки; морковь; вермишель; картофель; капуста; лук репчатый.
Таким образом, в случае введения Правительством на территории конкретного субъекта РФ предельно допустимых розничных цен на какие-либо товары из приведённого выше Перечня организации и предприниматели не вправе устанавливать цены выше. За нарушения установлена административная ответственность: наложение штрафа на граждан в размере 5 тыс. рублей; на должностных лиц - 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, обязаны соблюдать ограничения, установленные в соответствующем постановлении Правительства РФ. Вместе с тем, согласно продекларированному в средствах массовой информации 25 февраля 2015 года заявлению сетевые магазины, входящие в ассоциацию компаний розничной торговли, на два месяца приняли решение о "заморозке" цен на корзину не менее чем из 20 социально значимых товаров первой необходимости сроком на 2 месяца. Инициативу Ассоциации поддержали торговые сети Магнит, Х5 Ритейл Групп (Пятерочка, Перекресток, Карусель), Ашан, Дикси, и др., каждая из которых самостоятельно определила состав корзины замороженных цен, приняв за основу перечень социально значимых продовольственных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ.
Утверждённые сетевыми магазинами перечни товаров, цены на которые "заморожены" в рамках вышеуказанной инициативы, в большинстве своём отличаются от Перечня социально значимых товаров, утверждённого постановлением Правительства РФ. Вместе с тем на прилавках магазинов "замороженные" цены на товары отмечаются жёлтыми ценниками, ассоциирующимися у покупателей именно с социально значимыми товарами.
В целях недопущения введения покупателей в заблуждение рекомендуется "желтыми" ценниками отмечать только товары, включённые в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утверждённый постановлением Правительства. Иные товары, реализуемые со скидками либо в рамках соглашений о "заморозке" цен, рекомендуется отмечать ценниками с другими отличительными признаками.
Автор:Юлия Клюкина