/images/ad-victory.jpg

Закон превыше всего

« Староюрьевская ... »
3
от
Пятница, 14 января, 2011 (Весь день)
999

 

Распространенность коррупционных проявлений во всех сферах общественной жизни поставила перед органами прокуратуры задачу повышения эффективности надзора за исполнением федерального законодательства при реализации ключевых направлений государственной антикоррупционной политики, в том числе положений Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Указом Президента РФ от 31.07.2008 года №Пр-1568.

 

Одним из факторов, способствующих совершению преступлений и правонарушений коррупционной направленности, является принятие на муниципальном уровне нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству.

Прокуратурой района на постоянной основе в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года №96, проводится антикоррупционная экспертиза поступающих нормативных правовых актов органов местного самоуправления, по результатам чего в 2010 году были выявлены содержащие коррупциогенные факторы 47 нормативных правовых актов, а также 1 проект нормативного акта органов местного самоуправления.

Во всех случаях прокуратурой района с целью исключения так называемых «дефектных» правовых норм были принесены протесты, на основании которых 35 нормативных правовых актов были приведены в соответствие с законом, 12 принесенных протестов в настоящее время находятся в стадии рассмотрения.

Наиболее частые нарушения при осуществлении муниципального правотворчества допускались в сферах законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе, о тарифном регулировании, налогового, земельного, жилищного законодательства.

При этом в большинстве случаев прокуратурой района в проверенных муниципальных нормативных правовых актах было выявлено наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного пунктом «Д» части 3 названной Методики, т.е. принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

Так, к примеру, при принятии одноименных решений представительных органов местного самоуправления «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля» в нарушение ст. 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 72 Земельного кодекса РФ, Положения о государственном земельном контроле (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года №689) должностным лицам, осуществляющим муниципальный земельный контроль, были предоставлены полномочия по выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства, а также по вынесению предупреждений о допущенном земельном правонарушении, в то время как действующим законодательством данными полномочиями наделены только должностные  лица специально  уполномоченных органов, осуществляющих государственный земельный контроль. Также были выявлены решения сельских Советов, устанавливающие срок внесения земельного налога, регламентирующие обязанности налоговых органов, вопреки требованиям ст.ст. 387, 394, 397 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, прокуратурой района был выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «А» ч. 4 названной Методики, т.е. наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

К примеру, в Положении о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления для замещения старших должностей муниципальной службы были закреплены квалификационные требования к стажу работы по специальности не менее 3-х лет, в то время как Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» не содержит таковых ограничений для замещения данной муниципальной должности. При этом наличие коррупциогенных факторов в нормативных актах, в том числе в Уставах муниципальных образований, зачастую являлось следствием непринятия должных мер по своевременному внесению изменений в действующий правовой акт, регламентирующий права и обязанности граждан, с учетом динамики положений федерального законодательства.

Наличие в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов может повлечь причинение ущерба правам и законным интересам граждан и организаций, создать условия для злоупотребления должностными полномочиями служащим органов местного самоуправления, в связи с чем следует подчеркнуть важность и необходимость своевременного приведения действующей муниципальной нормативной базы в соответствие с действующим законодательством, а также выполнения возложенных Федеральным законом от 17.07.2009 года №172-ФЗ обязанностей по проведению соответствующей экспертизы при осуществлении муниципального правотворчества.

Автор: 
Н. Лезгин
Читайте также:
Наверх