Лента новостей
Статья23 января 2022, 13:04

«Стиль наших мастеров прослеживается и в Воронеже, и во Владимире». Этнокультуролог рассказала об обработке древесины в Тамбовской губернии

Редакция РИА «ТОП68» продолжает проект «Тамбовский левша 2.0», посвящённый развитию народных промыслов в регионе.

Тарель «Не ищи богатства – ищи доброты», солонка, лопатка для рубки капусты, суповая ложка, форма для штампа на творожной «Пасхе», старинные фотографии тамбовских жилых построек.
Тарель «Не ищи богатства – ищи доброты», солонка, лопатка для рубки капусты, суповая ложка, форма для штампа на творожной «Пасхе», старинные фотографии тамбовских жилых построек.Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Редакция РИА «ТОП68» продолжает проект «Тамбовский левша 2.0», посвящённый развитию народных промыслов в регионе. Он поведает как о традиционных ремёслах Тамбовской области, так и об умельцах, продолжающих и возрождающих достижения предков — современных версиях знаменитого «Левши». Об уровне художественного развития и распространении тамбовской деревообработки расскажет этнокультуролог, филолог, фольклорист, диалектолог и сотрудник научно-методического Центра народного творчества и досуга в Тамбове Людмила Евтихиева.

— Ремёсла и промыслы зависят от природной среды. Вот, допустим, почему у нас фарфорового промысла не было? Потому что у нас нет нужного качества глины. То же самое можно сказать и о том, почему у нас не делают ювелирных украшений из золота и серебра. У нас нет рудников, поэтому даже бороны в Тамбове делали с деревянными зубьями. Также промыслы зависят от населения, от ремесленных ориентаций местных этносов. Тамбовская область относится к среднерусскому умеренному климату, это лесостепь, более мощные лесные массивы на севере и степная зона на юге.

Раз был лес, значит, были промыслы, связанные с обработкой древесины. Когда-то тамбовские леса были частью знаменитого Мещерского пояса, который шёл от границы с Рязанщиной, смыкаясь с тайгой — деревья были одним из главных богатств нашего региона.

— На севере Тамбовская губерния граничила с Нижегородской, именно там располагались Темниковский, Шацкий, Спасский уезды, которые славились мастерами «по дереву». Вот, например, знаменитый художественный народный промысел в селе Полховский майдан (ныне относится к Нижегородской области). История промысла уходит в далёкое прошлое, включает многие этапы становления, расцвета, угасания, возрождения. Кто не знает самобытной полховской росписи на предметах быта и особенно — матрёшках? Однако, едва ли село Полховский майдан приобрело бы такую известность, если бы не соседство с Саровским монастырём, когда-то входившим в состав Тамбовской епархии. Именно монастырь делал заказы и приобретал столярные изделия Полхова, обеспечивая сбыт и популярность в среде многочисленных паломников.

По словам Людмилы, художественная вещь возникает в промысле только тогда, когда на неё появляется спрос, когда кто-то может за неё заплатить. Однако, деревянную посуду и другие предметы быта из дерева делали в Тамбовской губернии повсеместно, независимо от «экономической повестки».

Предметы традиционного домашнего обихода: донце, кудель, прялка, гребень, рубель, коромысло, сундучок.
Предметы традиционного домашнего обихода: донце, кудель, прялка, гребень, рубель, коромысло, сундучок.Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей
— Уровень изготовления бытовых предметов из древесины был разным, поэтому при посещении сельских музеев мы везде видим приблизительно одну и ту же номенклатуру изделий, которые не отличаются высоким художественным уровнем. Их не повезёшь на ярмарку продавать, они не создадут конкуренцию. Но любой мужчина в губернии мог их сделать своими руками.

Особая ремесленная территория — зона Борисоглебска, на границе с Саратовом и Воронежем. Прибрежная облесенная зона реки Вороны не давала древесины для масштабных лесозаготовок, но её вполне хватало для развития мелкого кустарного промысла.

— Многие тамбовские купцы богатели на «щепном промысле» из района Борисоглебского уезда, потом переезжали в Тамбов. Щепки — сопутствующий материал при заготовке строительного леса: «лес рубят — щепки летят». И вот из щепок изготавливали замечательные шкатулки, деревянные ножики, украшения и прочее. Из этой среды выросла семья купцов Носовых, например, отец одного из самых известных тамбовских купцов-меценатов — Андрея Михайловича Носова — держал щепную лавку. Промысел развивался в Борисоглебске благодаря соседству с ярморочной магистралью — рядом Саратов, Поволжье, где обильно торговали щепным товаром.

Очень перспективной зоной возрождения тамбовского промысла, связанного с Борисоглебском считаются сёла Жердевского района. Именно там существовал хутор, принадлежавший Носовым, и на нём умельцы занимались изготовлением изделий из щепы и соломки.

— Сейчас там возрождается монастырь. Местный настоятель — очень талантливый человек, владеющий навыками прядения, ткачества, бисероплетения и многого другого. Как музейщик я надеюсь, что всё это приведёт к культурному возрождению этой исторической территории как центра творчества.

Важным делом, развивающимся непосредственно на базе деревообработки, был плотницкий промысел. Этнокультуролог отметила, что плотники Тамбовской губернии, без преувеличения, славились на всю Россию и охотно нанимались соседями.

— Наши плотники великолепно рубили жилища, подсобные сооружения, резали наличники (накладные планки на дверном или оконном проёме). При этом часто такие плотники были «сапожниками без сапог» — на их жилищах не было наличников, которые делались на заказ для зажиточных крестьян, купцов, мещан. Дома заказчиков были украшены сплошь деревянной резьбой. Всё это, например, прекрасно умели делать моршанские артели мастеров-плотников. Наши самодеятельные артели ходили по всей России: во Владимире, в Воронеже — и там мы до сих пор можем найти следы нашего «тамбовского стиля».

Прежде всего Тамбовская губерния была богата и известно разнообразными почвами, в первую очередь — чернозёмом. Земледелие было не ремеслом, а основным занятием, и из-за этого сейчас распространяются ложные стереотипы о низкой ценности художественных промыслов на территории всего Черноземья:

— Некоторые говорят, мол: «Крестьяне сутками были в поле, некогда было ремёслами заниматься». Хочется им напомнить, что сельское хозяйство у нас сезонное, очень много было праздников и свободных от земледельческих работ периодов. Покров и Михайлов день — расчётные дни по земледельческим работам. Если учесть всё, получается, что у каждого человека пять месяцев в запасе. Он готовился к новому сезону, чинил инвентарь, готовил вещи на продажу, если к этому был талант. Занимались и резьбой, и работой «по железу».

Людмила Евтихиева подчеркнула, что даже имея замечательную местную традицию краеведческих исследований, мы не можем сказать, что хорошо знаем своё традиционное ремесло — то и дело обнаруживаются «сюрпризы», новые открытия в сфере художественных достижений тамбовы (местного этноса; ударение на последний слог — прим. автора). Большой интерес учёных сейчас вызывают промыслы не только русских, но и других народов региона — мордвы и татар. При этом специалисты всегда напоминают: важно не только открывать новые культурно-исторические артефакты, но и сохранять память о народном искусстве наших предков, трудолюбием и изобретательностью которых мы по праву можем гордиться.

Хлебное полотенце на лыковом «пестере», крынка, лыковый «пестерь», лубяной туес, традиционные занятия тамбовских земледельцев на старинных фотографиях.
Хлебное полотенце на лыковом «пестере», крынка, лыковый «пестерь», лубяной туес, традиционные занятия тамбовских земледельцев на старинных фотографиях.Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей
Автор:Иван Шарапов