Лента новостей
Статья16 января 2022, 11:04

«Нет на свете ничего интереснее тамбовского орнамента». Этнокультуролог рассказала о славе традиционной вышивки Тамбовской губернии

Редакция РИА «ТОП68» начинает проект «Тамбовский левша 2.0», посвящённый развитию народных промыслов в регионе.

Подарочное полотенце. Мужская рубаха с подпояской.
Подарочное полотенце. Мужская рубаха с подпояской. Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Редакция РИА «ТОП68» начинает проект «Тамбовский левша 2.0», посвящённый развитию народных промыслов в регионе. Он поведает как о традиционных ремёслах Тамбовской области, так и об умельцах, продолжающих и возрождающих достижения предков — современных версиях знаменитого «Левши». Сегодня об уровне художественного развития и распространении тамбовской вышивки расскажет этнокультуролог, филолог, фольклорист, диалектолог и сотрудник научно-методического Центра народного творчества и досуга в Тамбове Людмила Евтихиева.

Костюмы южнорусского крестьянства
Костюмы южнорусского крестьянстваФото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей
— Всё, что касается материальной культуры, мне близко и родно, потому что я смотрю на предметы как на знаки культурной традиции моей малой родины, а ещё потому что это одна из тем моих научных исследований, — признаётся Людмила. — Когда мы говорим про ремёсла, следует помнить, что они зависят от природной среды, ремесленных ориентаций полиэтнического населения, степени сложности социально-экономических взаимоотношений.

Одним из наиболее важных домашних ремёсел, обретших художественную ценность, стало изготовление кружева, в особенности — уникального михайловского кружева. Наследие Михайлова относится к другому региону — Рязанской области. Однако именно тамбовской творческой мысли принадлежит единственное в мире коклюшечное кружево — не белое и не серое, а включающее в себя цветные вкрапления красной или синей ниткой. При этом «тамбовский след» встречается и в других местах, удалённых от Тамбовской губернии по итогам Антоновского восстания:

— На территориях, принадлежащих сегодня Липецкой области, также существовал промысел елецкого коклюшечного кружева. Его знает весь мир — благодаря выставкам в Париже, Вене, Брюсселе, Монреале, где оно получило самые высокие оценки. Это кружево широко бытовало по всей России, и это — тоже тамбовская традиция.
Панёвный комплекс
Панёвный комплексФото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Одним из наиболее древних домашних ремёсел, обретших художественную ценность, стала вышивка, не только украшавшая одежду и предметы быта, но и служившая оберегом и знаком рода. По словам Людмилы, тайны тамбовской вышивки — неспетая песня русской народной культуры:

— Нет нигде на свете ничего интереснее нашего тамбовского орнамента. Изначально вышивка была исключительно домашним делом, которым занимались женщины. В условиях натурального хозяйства всё делалось своими руками: изготавливались бумажные и шерстяные ткани, кроилась и шилась одежда — на всём лежала печать строгих канонов традиции, а вышивка делала вещи «говорящими», а также сообщала им свойства народного идеала красоты. От того, какая женщина «ткаха и пряха», зависело благополучие семьи, вот почему без этих навыков девицу было не сбыть замуж.

Традиции вышивальщиц из среды крестьянской, купеческой, дворянской, монастырской заметно различались. Если в народе вышивали чаще всего «гарусом» (шерстяными крашеными нитями), то в других кругах заметны шёлковые нити, золотая и серебряная канитель. Подлинными школами шитья золотом и серебром были монастыри, откуда мастерство распространялось и в мирскую среду. Тамбовский Вознесенский, Сухотинский Знаменский, Сезеновский Иоанно-Казанский и другие женские монастыри Тамбовской епархии имели ремесленные мастерские, где на заказ и на продажу изготавливались пелены, воздухи, убрусы. Делали монастыри и предметы для мирян под заказ, для продажи в лавках и на ярмарках. Шитые золотом эполеты, кушаки, вышитые «белым по белому» крестильные рубашки, свадебное и погребальное приданое. Самое широкое распространение получили вышитые налобники, которые украшали тамбовские кички-сороки.

Крестильное полотенце
Крестильное полотенцеФото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Особая тема тамбовской вышивки — шитьё бисером. Этим художественным промыслом занимались в дворянских усадьбах, где чувствительными пальцами крепостных девушек создавались уникальные орнаменты на бальных сумочках, туфельках, кошельках и многое другое:

— Эта техника была чрезвычайно трудоёмкой, требующей многих ресурсов. На самом деле, сейчас даже такого бисера, как в дореволюционную эпоху, не делают — настолько мелкого. Вы можете себе представить отверстие в бисере, и то, какой иголочкой нужно было в него входить, и какое при этом надо было иметь зрение? Такие вещи стоили невероятно дорого — и они шли на продажу в столицы, в аристократический быт, даже за рубеж.

По рассказу Людмилы, крепостным мастерицам изготовление бисерных вещей стоило здоровья — пять лет работы в мастерской с бисером приводили к гарантированному падению зрения, иногда женщины слепли полностью. Они оставались незамужними, но хозяева в благодарность за труд заботились о них до старости в богадельнях — бисерный промысел давал право на пожизненное обеспечение.

Праздничный костюм мордвинки
Праздничный костюм мордвинкиФото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Тамбовские традиции ткачества представлены и удивительными коврами, которые изготавливали в имении Быкова Гора аристократического семейства Нарышкиных. С тем же родом связано ковроткачество в селе Соломенка (Моршанский уезд), где родственница Нарышкиных баронесса Фитингоф-Шель организовала специальный цех. Высочайшего уровня ковроткачество достигло в Сезеновском мнастыре, где на коврах изображали не только геометрические и растительные орнаменты, но сложные евангельские сюжеты. По экспедиционным данным известно, что в начале ХХ века здесь выткали ковёр «Утро в сосновом бору».

Именно слава мастеров и высокое качество, уверена Людмила, делают тамбовские народные промыслы по-настоящему великими. И, несмотря на то, что часть их оказалась забыта, часть теперь относится к другим регионам — последние инициативы новых молодых талантов говорят нам о том, что ремесло Тамбовской области способно пережить ещё несколько золотых веков.

Свадебный костюм. Одиначка, занавеска, репесовый платок, восковой венок.
Свадебный костюм. Одиначка, занавеска, репесовый платок, восковой венок. Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей
Автор:Иван Шарапов