Одним из наиболее древних домашних ремёсел, обретших художественную ценность, стала вышивка, не только украшавшая одежду и предметы быта, но и служившая оберегом и знаком рода. По словам Людмилы, тайны тамбовской вышивки — неспетая песня русской народной культуры:
— Нет нигде на свете ничего интереснее нашего тамбовского орнамента. Изначально вышивка была исключительно домашним делом, которым занимались женщины. В условиях натурального хозяйства всё делалось своими руками: изготавливались бумажные и шерстяные ткани, кроилась и шилась одежда — на всём лежала печать строгих канонов традиции, а вышивка делала вещи «говорящими», а также сообщала им свойства народного идеала красоты. От того, какая женщина «ткаха и пряха», зависело благополучие семьи, вот почему без этих навыков девицу было не сбыть замуж.
Традиции вышивальщиц из среды крестьянской, купеческой, дворянской, монастырской заметно различались. Если в народе вышивали чаще всего «гарусом» (шерстяными крашеными нитями), то в других кругах заметны шёлковые нити, золотая и серебряная канитель. Подлинными школами шитья золотом и серебром были монастыри, откуда мастерство распространялось и в мирскую среду. Тамбовский Вознесенский, Сухотинский Знаменский, Сезеновский Иоанно-Казанский и другие женские монастыри Тамбовской епархии имели ремесленные мастерские, где на заказ и на продажу изготавливались пелены, воздухи, убрусы. Делали монастыри и предметы для мирян под заказ, для продажи в лавках и на ярмарках. Шитые золотом эполеты, кушаки, вышитые «белым по белому» крестильные рубашки, свадебное и погребальное приданое. Самое широкое распространение получили вышитые налобники, которые украшали тамбовские кички-сороки.