Лента новостей
Статья11 сентября 2022, 15:26

«Точно выверенные ниточки». Рукодельница из Тамбова ткёт изделия на станках, которые смастерил её муж

Ткачество — для Валентины Мамай было мечтой. А четыре года назад она начала воплощаться в жизнь. Этому поспособствовали, как такие же увлечённые рукоделием люди, так и супруг тамбовчанки.

Большой напольный четырехремизный станок - гордость Валентины
Большой напольный четырехремизный станок - гордость Валентины Фото: архив Валентины Мамай

«Если чего-то очень захотеть, то это непременно сбудется». Так считает мастерица Валентина Мамай и подтверждает это личным опытом. Когда-то тамбовчанка видела в ткачестве канувшее в лету, но при этом возвращающее в детство, уютное и волшебное ремесло. А сегодня в её доме уже не один станок помогает создавать различные изделия, будь то половички, дорожки или шарфики.

Валентина на фестивале «Бондарская карусель»
Валентина на фестивале «Бондарская карусель»Фото: архив Валентины Мамай

Валентина с детства любила рукодельничать. Сначала освоила вышивку, позже и вязание. Эти виды творчества остались в жизни мастерицы и по сей день. Но мечтой всегда было ткачество.

— Ткачество мне было по душе, так как моя любимая бабушка Фёкла всегда пряла, ткала и вязала. У нас дома был большой стан, и я это видела своими глазами. Для меня, маленькой девочки, ткачество было какой-то магией!

В современном мире, казалось бы, о ткачестве уже позабыли. На самом же деле есть мастера, которые наоборот возрождают традиции, берегут их — ведь это настоящее достояние. Таких людей и довелось встретить Валентине. Они заражают энтузиазмом, подпитывают и энергией для творчества, и знаниями.

— Однажды на просторах Интернета прочитала объявление, что на базе проекта «Добрая точка» существует клуб экологического рукоделия «Посиделки-рукоделки» под руководством уникального человека Алёны Андреевны Цымбал и в клубе можно учиться ткачеству. Даже не верилось, что у нас в Тамбове самые настоящие ткацкие станки есть и можно научиться на них работать по-настоящему.
Ткацкий настольный станок. Нити основы наснованы на станке.
Ткацкий настольный станок. Нити основы наснованы на станке.Фото: архив Валентины Мамай

Так четыре года назад Валентина Мамай стала участницей клуба, где и получила азы. С того времени в доме рукодельницы была оборудована практически настоящая мастерская.

— Всё оборудование смастерил мой муж, за это я ему благодарна. Он поддерживает, помогает, советует и даже подсказывает.

Станок — это предмет из детства и мужа Валентины. И эти воспоминания, а также информация, собранная в Интернете, в «Доброй точке», в Рассказове у одной из ткачих, позволили ему сделать настоящие ткацкие станки.

— Представляете, были такие моменты, что некоторые узлы, вопреки чертежам по Интернету, он по памяти сделал, и эти детали оказались более практичные, чем в современных станках.
За настольным станком с бёрдом
Снование основы
Четырехремизный настольный станок заправлен, но ещё не подвязан
Станок готов к работе: и заправлен, и подвязан.
Начало ткачества, называется задел
За настольным станком с бёрдомФото: архив Валентины Мамай

Первым в доме Валентины появился настольный станок с бёрдом — видом гребня для ручного ткачества. На нём тамбовчанка начала ткать дорожки, половички. Вторым стал настольный станок с бёрдом, но для внучки. Он меньших размеров и используется в проведении мастер-классов: позволяет изготовить неширокое полотно. Третьим супруг смастерил четырехремизный настольный станок — для более сложных изделий. И четвёртый станок и гордость Валентины — большой напольный четырехремизный.

— В старину такие станки называли «кросна», «стан» или «верстат». На таком стане работают и ноги, и руки. Очевидно, здесь имеется преимущество над вышеизложенным: на нём можно ткать длинное полотно до 40-50 метров и создавать ткани различных структур.

Ткачество, как подчёркивает мастерица, это сложный, физический и монотонный труд. Это многократное повторение одних и тех же действий, которые требуют усидчивости.

— Но тем не менее для меня это самое увлекательное занятие!
Фото: архив Валентины Мамай

Валентина Мамай поделилась и самим процессом. Сначала нужно подготовить станок; составить узор будущего полотна, подготовить нити основы.

— Называется эта работа снованием (продольные нити) и заправка станка. Всё это сложные процессы, которые требуют серьёзных расчётов, внимательности и много терпения. Нельзя совершить ошибку, чуть какой-нибудь перекос — и всё изделие будет перекошено. На первый взгляд, кажется всё сложно: смущает большое количество нитей, до 700-800 штук и длиной (у меня самое большое было 10 метров, у опытных ткачих до 50 метров). Одна моя знакомая увиденное назвала хаосом. Нет, это не хаос, это точно выверенные ниточки и каждая ниточка лежит чётко на своём заданном месте, потому что из придуманной схемы рождается новенькая вещичка. Во всём этом процессе переплетения утка (поперечная нить) и основы (продольная нить) есть что-то такое завораживающее.
Фото: архив Валентины Мамай

На станке есть два вала: дальний называется «навой», на него навивают нити основы; ближний или передний — «товарный», на него навивается готовое полотно. Между ними установлены ремизы и бёрдо. На заправку станка может уйти до двух дней.

—  Намотанные нити основы на дальнем валу пропускаются через ремизы, в этих ремизах навязаны нитченки (ниточки с дырочками), каждую ниточку в определённую дырочку по узору продевают через нитченки. Затем каждую ниточку основы продевают в бёрдо, где бёрдо имеет прорези. Все ниточки основы доставлены к ближнему валу, привязываем к товарному валу. Всё готово к работе, и можно начинать ткать.

На дорожку длиной два метра уйдёт от 10 до 12 часов. Опытные ткачихи могут за день выполнить работу в три метра.

Валентина сравнивает ткачество с галактикой. И то, чему она научилась за четыре года, лишь маленькая крупица в ней. Конечно, мастерица продолжает постигать ремесло и дальше.

Существуют различные виды ткацкого переплетения: полотняное (самое простое), закладное (создаётся орнамент), бранное (полотно получается рельефным), ажурное. На основе ткачества также есть такое ремесло как полутканье. Изделия при этом плетутся только пальцами, без спиц и крючков.

В Тамбовской области создан не один клуб, где мастерицы объединяются для обмена опытом. С работой некоторых из них знакома и Валентина. Каждый привносит что-то своё, вдохновляет других мастериц, помогает найти пути для развития. И одновременно создаёт отдельный особый мир. Такой как, например, мир ткачества.

— Между ткачами существует связь: мы общаемся, советуемся и решаем некоторые вопросы сообща.
Фото: архив Валентины Мамай
Автор:Ольга Смыкова